Социокультурно-интердетерминистская диалогическая метатеория интеграции психологического знания
Характеризуя состояние современного психологического знания, можно со всей определённостью констатировать необходимость его метарфелексии с цель определения в перспективах развития и избавления от комплексов прошлого. Такого рода рефлексия предполагает построение метатеории. Каковы критерии оценки метатеории? По M. G. Edwards, к ним относятся: Концептуальная интеграция. Метатеория должна представлять интеграцию методологического и эпистемологического плюрализма в исследовательской области. Онтологический охват. Метатеория должна обладать способностью предоставлять интегративные возможности, которые могут эксплицировать и определять место различных онтологических элементов различных эпистемологий и методологий. Онтологическая глубина. Метатеория должна демонстрировать как различные онтологические модели коррелируют с онтологической комплексностью и интегрировать их в логически последовательный подход. Эмпирическая валидность. Метатеория должна обладать способностью предоставлять исчерпывающие и последовательные объяснения феноменов, связанных с исследовательской областью. Внутреннее соответствие. Все положения и концепты, представленные в метатеории, должны находиться в полном соответствии друг с другом. Особым статусом обладает интегральное метатеоретизирование, характеризующееся своей масштабностью, открытостью многообразию научных теорий и социокультурного знания во всех частях мира и использованием других подходов как метатеоретических ресурсов. Исследование становится интегративным, если оно: i) осознанно и эксплицитно восприимчиво к контекстам, проявляющимся в различных дисциплинах, ii) адаптирует методы и принципы системности; iii) использует в качестве концептуального ресурса другие интегративные подходы; iv) характеризуется целями включенности и эмансипации
Именно этот тип интегрального метатеоретизирования наиболее полно соответствует авторскому замыслу интеграции психологического знания, представленного в рамках многообразия областей и систем парадигмальных координат, основывающихся на качественно отличных онтолого-эпистемологических основаниях. Общая характеристика существующего многообразия психологического знания может быть представлена в виде ряда трехмерных континуумов. По критерию разнокачественности природ: биологическое-психическое-социальное; по критерию сфер реальности: осознаваемое-бессознательное-экзистенциальное; по критерию областей изучения: личность-окружение-активность. Определение в предмете с необходимостью предполагает учет качественной специфичности анализируемой феноменологии, которая мне видится в следующем: - отсутствие непосредственного доступа к психической реальности, невозможность ее изоморфного и аутентичного измерения и верификации; - доминирование второсигнальной или символической системы, позволяющее оторваться от «здесь» и «сейчас», переносясь в пространстве и времени; - разнокачественность природ - биологическая, психическая, социальная (символическая); - семиотическая субъективность и интерсубъективность; - экзистенциальная переживаемость, вотканность бытия-в-мире; - существенное влияние зафиксированного и трансформированного в прошлом опыте бессознательного; - культурно-историческая обусловленность; - активное участие в процессе создания обстоятельств собственной жизни Определение в предмете как исходном основании требует проработки условий осуществления диалога. Первым условием является создание альтернативы классической безальтернативной логике или/ или. В такой логике альтернативные подходы начинают рассматриваться не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Целью же развития научного знания становится выработка путей и средств налаживания продуктивного межпарадигмального и междисциплинарного диалога, направленного на взаимообогащение и взаиморазвитие в области углубления понимания психологической феноменологии. Практическая реализация такого рода логики требует разработки принципиально нового методологического подхода, позволяющего создать основания для подлинного диалога, по своей сути исходно предполагающего взаимное принятие и выработку совместных решений консенсуального типа.
Развитие интегративно-эклектического подхода нашло свое выражение в социокультурно-интердетерминистском диалогическом дополнении, предлагающем ряд условий углубления понимания психологической феноменологии: - плюралистичность и толерантность по своей сути, реализующиеся в исходном осознанном принятии факта возможности и полезности существования альтернативных объяснений природы анализируемых феноменов; - согласованность исходных онтолого-эпистемологических оснований, определяющих отношение к наиболее фундаментальным вопросам, связанным с познаваемостью изучаемой и объясняемой реальности, сопровождаемой констатацией совпадения и рассогласования позиций; - социокультурная интердетерминированность, выражающаяся в признании взаимовлияния и взаимообусловленности всех факторов, присутствующих в процессе функционирования изучаемого феномена; - диалогичность, проявляющаяся в способности созидания совместного знания с учетом индивидуальных и культуральных различий, основанной на логике взаимообогащения и взаиморазвития Возобновление интереса к культурной обусловленности психологической феноменологии послужило основанием для выдвижения идеи о четырехмерности континуума, где культура выступает в качестве четвертого универсального всепроникающего измерения. Это резонирует с современным контекстом Культурной революции в психологии. Причем эмпирические подтверждения влияния культуры (наличие выраженных кросс-культурных различий) накоплены в различных областях научного знания (антропология, биология, медицина, нейронауки и др.
Таким образом, разнокачественное, многомерное и мультипарадигмальное психологическое знание может быть отображено в рамках следующих четырехмерных континуумов, каждый из компонентов которых находится в состоянии опосредованной культурой интердетерминации: биологическое ** психическое ** социальное ** культурно обусловленное; осознаваемое ** бессознательное ** экзистенциальное ** культурно-обусловленное; личность ** окружение ** активность ^ культурно-обусловленное
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|