Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Анализ производства и реализации продукции. Анализ затрат на производство.




Тема 9. Анализ производства и реализации продукции. Анализ затрат на производство.

1) Значение, задачи, источники информации для анализа производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции – взаимосвязанные показатели. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества – факторы, во многом определяющие величину издержек, прибыль и рентабельность. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов производства и реализации продукции, расширение доли рынка при максимальной загрузке производственных мощностей, и как следствие – улучшение финансово-экономического положения предприятия.

Задачи анализа:

- оценить степень выполнения плана производства и реализации продукции;

- изучить динамику, состав и структуру объема производства и реализации продукции;

- проанализировать ритмичность работы предприятия;

- изучить качество и конкурентоспособность производимой продукции;

- определить факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции;

- определить факторы, влияющие на качество продукции и степень их влияния;

- определить выполнение договорных обязательств;

- изыскать резервы увеличения объема производства и реализации продукции;

- разработать мероприятия по увеличению выпуска продукции и ее реализации.

Источники информации для анализа:

- бизнес-план предприятия;

- оперативные планы-графики;

- отчетность Ф№ 1 – П (годовая) “Отчет по продукции”

- Ф№ 1 – П (квартальная) “Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте”

- Ф№ 1 – П (месячная) “Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции”

- Ф№ 2 “Отчет о прибылях и убытках”

- Ведомость № 16 “Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация”

- данные оперативно-технического и статистического учета

- материалы наблюдений.

2) Анализ динамики производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации промышленной продукции может быть выражен в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Натуральные показатели используются при анализе объема производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели применяются для обобщающей характеристики объема производства продукции. Например, на консервных заводах – условные банки, на ремонтных предприятиях – условные ремонты и т. д.  

Стоимостные показатели – это обобщающие показатели объема производства и реализации

Основными показателями объема производства и реализации являются: валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция – это вся продукция и работы, произведенные на предприятии за год, включая незавершенное производство.

Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации. Отличается от валовой тем, что в ее состав не входит незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция – это продукция, отгруженная и оплаченная покупателями.

Анализ производства и реализации продукции начинают, как правило, с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, а так же с оценки выполнения плана по производству и реализации. В условиях нестабильной экономики, при анализе за длительный период для этого лучше всего использовать натуральные показатели и сопоставимые цены, что позволит избежать влияния фактора инфляции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и реализации продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца.

Произведенная продукция должна реализовываться. Поэтому особое внимание нужно уделить динамике объема реализованной продукции.

В ходе анализа нужно выявить различия в темпах роста производства и реализации. Это может происходить за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. При этом необходимо выяснить причины происходящего.

Анализ реализации продукции может быть тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Невыполнение плана по договорам может обернуться предприятию уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

3) Анализ структуры продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает структура производства и реализации продукции.

При формировании состава и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с 1ой стороны, спрос на различные виды продукции, а с др. – наиболее эффективное использование всех видов ресурсов (трудовых, финансовых, пр. )

В процессе анализа изучаются изменения в структуре продукции по сравнению с предыдущим периодом, устанавливаются причины изменений, как объективные, так и субъективные. Во всех случаях нужно не просто выявить факт изменения структуры выпускаемой продукции, а изучение причин и целесообразности этих изменений.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Номенклатура – это перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров).

Оценка выполнения плана по ассортименту обычно производится с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту.

 

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть внешними и внутренними.

Внешние:

- конъюнктура рынка;

- изменение спроса на отдельные виды продукции;

- состояние материально-технического обеспечения;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам

Внутренние:

- недостатки в организации производства;

- плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии;

- низкая культура производства;

- недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Помимо изучения динамики структуры производства анализируется выполнение плана по структуре.

Выполнение плана по структуре – это сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных соотношений отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели, а именно:

- СВП;

- материалоемкость;

- себестоимость ТП;

- прибыль;

- рентабельность.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки.

Для определения влияния структуры продукции на СВП может быть использована следующая зависимость:

 

СВП = сумма (Объем производства фактический общий * удельный вес i - той продукции в общем объеме * цену i - той продукции)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...