Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4) Анализ ритмичности работы предприятия.




4) Анализ ритмичности работы предприятия.

Изучение ритмичности производства и реализации продукции является важным этапом анализа производства и реализации вообще.

 Ритмичность работы предприятия – это равномерность выпуска продукции в соответствии с графиком производства (по объему и ассортименту).

Нарушение ритмичности производства приводит к неполному использованию производственных мощностей в отдельные промежутки времени и к перегрузке в другие; нарушению охраны труда; появлению брака; невыполнению поставок по договорам. Это грозит предприятию убытками в виде штрафных санкций, несвоевременным поступлением выручки, перерасходом фонда заработной платы в связи с тем, что в одни периоды рабочим платят за простои, в др. за сверхурочные работы. В конечном итоге все это приводит к повышению себестоимости продукции, снижению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для анализа ритмичности работы предприятия используют прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели:

1) Коэффициент ритмичности. Определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

 Крит = выпуск продукции в 1 декаде + 2 +3

Например: Крит = 30 + 33, 3 + 33, 3 = 96, 6 %

2) Коэффициент вариации – отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции

 

,

где - квадратичное отклонение от задания;

n – число суммируемых плановых заданий

Хпл – среднедекадное задание по графику.

 

3) Коэффициент аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

4) Удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, за месяц – к квартальному, за квартал – к годовому.

Косвенные показатели:

1) наличие доплат за сверхурочные работы;

2) оплата простоев по вине предприятия;

3) потери от брака;

4) штрафы за невыполнение обязательств по доставке и отгрузке;

5) наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

В случае выявления аритмичности работы предприятия необходимо выяснить ее причины. Причины могут быть внутренними и внешними.

Внутренние:

- тяжелое финансовое положение предприятия;

- низкий уровень организации, технологии;

- плохое материально-техническое обеспечение производства;

- низкий уровень планирования и контроля.

Внешние:

- несвоевременная поставка сырья и материалов;

- недостаток энергоресурсов не по вине предприятия, и др.

В ходе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой (разность между фактическим и возможным выпуском продукции).

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

Заключительный этап анализа – разработка конкретных мероприятий по устранению причин неритмичной работы.

5) Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Качество производимой продукции – важнейший показатель деятельности предприятия.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрических, эксплуатационных, потребительских, технологических, дизайнерских, уровня ее стандартизации, надежности и долговечности).

Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее, а следовательно увеличению объема реализации и прибыли.

Сумма прибыли, в этом случае, увеличивается не только за счет роста объема продаж, но и за счет более высоких цен.

В экономической литературе различают следующие показатели качества продукции:

1) обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции. К этой группе показателей относятся:

- удельный вес новой продукции в общем объеме;

- удельный вес продукции высшего качества;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес аттестованной и сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции.

2) индивидуальные (единичные) - характеризуют одно из свойств продукции:

- полезность (содержание белка в продуктах питания, зольность угля и др. );

- надежность;

- технологичность (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность.

3) косвенные показатели :

- штрафы за некачественную продукцию;

- объем и удельный вес забракованной продукции;

- удельный вес зарекламированной продукции;

- потери от брака.

В ходе анализа в первую очередь изучается динамика показателей качества, выполнение плана по их уровню, причины отклонений.

Если качество продукции характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности.

Средний коэффициент сортности может находиться 2 способами.

1 способ:

2 способ:

,

т. е. отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции первого сорта.

Следующим шагом анализа является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку (В), прибыль (ПР).

Расчет производится следующим образом:

,

где Ц0, Ц1 – цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость продукции до и после изменения качества;

К1 – количество продукции высшего качества;

РП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

Косвенный показатель качества продукции – брак.

Брак бывает:

1. Исправимый и неисправимый

2. Внутренний и внешний.

В ходе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске ТП, определяют потери от брака.

Следующий шаг – изучение причин понижения качества продукции и разработка мероприятий по их устранению.

Основные причины снижения качества продукции:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологии и организации производства;

- низкий уровень квалификации работников;

- аритмичность производства и прю

Качество продукции тесно связано с ее конкурентоспособностью. В условиях рыночной экономики предприятие должно определять степень соответствия своей продукции требованиям внутреннего и внешнего рынков. Решение этой задачи обеспечивается оценкой конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров.

Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий.

При выборе продукции для сравнения необходимо, чтобы конкурирующая и оцениваемая продукция были аналогичны по значению и условиям эксплуатации, ориентирована на одну и ту же группу потребителей.

Для сохранения завоеванных позиций на рынке предприятие должно периодически проводить анализ конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности продукции отчетного года необходимо сравнивать с показателями предыдущего периода. Заключительным этапом анализа является разработка соответствующих рекомендаций, направленных на повышение уровня конкурентоспособности соответствующего вида продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...