4) Анализ ритмичности работы предприятия.
4) Анализ ритмичности работы предприятия. Изучение ритмичности производства и реализации продукции является важным этапом анализа производства и реализации вообще. Ритмичность работы предприятия – это равномерность выпуска продукции в соответствии с графиком производства (по объему и ассортименту). Нарушение ритмичности производства приводит к неполному использованию производственных мощностей в отдельные промежутки времени и к перегрузке в другие; нарушению охраны труда; появлению брака; невыполнению поставок по договорам. Это грозит предприятию убытками в виде штрафных санкций, несвоевременным поступлением выручки, перерасходом фонда заработной платы в связи с тем, что в одни периоды рабочим платят за простои, в др. за сверхурочные работы. В конечном итоге все это приводит к повышению себестоимости продукции, снижению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для анализа ритмичности работы предприятия используют прямые и косвенные показатели. Прямые показатели: 1) Коэффициент ритмичности. Определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня. Крит = выпуск продукции в 1 декаде + 2 +3 Например: Крит = 30 + 33, 3 + 33, 3 = 96, 6 % 2) Коэффициент вариации – отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции
, где - квадратичное отклонение от задания; n – число суммируемых плановых заданий Хпл – среднедекадное задание по графику.
3) Коэффициент аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
4) Удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, за месяц – к квартальному, за квартал – к годовому. Косвенные показатели: 1) наличие доплат за сверхурочные работы; 2) оплата простоев по вине предприятия; 3) потери от брака; 4) штрафы за невыполнение обязательств по доставке и отгрузке; 5) наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах. В случае выявления аритмичности работы предприятия необходимо выяснить ее причины. Причины могут быть внутренними и внешними. Внутренние: - тяжелое финансовое положение предприятия; - низкий уровень организации, технологии; - плохое материально-техническое обеспечение производства; - низкий уровень планирования и контроля. Внешние: - несвоевременная поставка сырья и материалов; - недостаток энергоресурсов не по вине предприятия, и др. В ходе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой (разность между фактическим и возможным выпуском продукции). Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции. Заключительный этап анализа – разработка конкретных мероприятий по устранению причин неритмичной работы. 5) Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Качество производимой продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрических, эксплуатационных, потребительских, технологических, дизайнерских, уровня ее стандартизации, надежности и долговечности). Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее, а следовательно увеличению объема реализации и прибыли.
Сумма прибыли, в этом случае, увеличивается не только за счет роста объема продаж, но и за счет более высоких цен. В экономической литературе различают следующие показатели качества продукции: 1) обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции. К этой группе показателей относятся: - удельный вес новой продукции в общем объеме; - удельный вес продукции высшего качества; - средний коэффициент сортности; - удельный вес аттестованной и сертифицированной продукции; - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; - удельный вес экспортируемой продукции. 2) индивидуальные (единичные) - характеризуют одно из свойств продукции: - полезность (содержание белка в продуктах питания, зольность угля и др. ); - надежность; - технологичность (трудоемкость, энергоемкость); - эстетичность. 3) косвенные показатели : - штрафы за некачественную продукцию; - объем и удельный вес забракованной продукции; - удельный вес зарекламированной продукции; - потери от брака. В ходе анализа в первую очередь изучается динамика показателей качества, выполнение плана по их уровню, причины отклонений. Если качество продукции характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. Средний коэффициент сортности может находиться 2 способами. 1 способ: 2 способ: , т. е. отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции первого сорта. Следующим шагом анализа является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку (В), прибыль (ПР). Расчет производится следующим образом:
, где Ц0, Ц1 – цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость продукции до и после изменения качества; К1 – количество продукции высшего качества; РП1 – объем реализации продукции повышенного качества. Косвенный показатель качества продукции – брак. Брак бывает: 1. Исправимый и неисправимый 2. Внутренний и внешний. В ходе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске ТП, определяют потери от брака.
Следующий шаг – изучение причин понижения качества продукции и разработка мероприятий по их устранению. Основные причины снижения качества продукции: - плохое качество сырья; - низкий уровень технологии и организации производства; - низкий уровень квалификации работников; - аритмичность производства и прю Качество продукции тесно связано с ее конкурентоспособностью. В условиях рыночной экономики предприятие должно определять степень соответствия своей продукции требованиям внутреннего и внешнего рынков. Решение этой задачи обеспечивается оценкой конкурентоспособности выпускаемой продукции. Под конкурентоспособностью понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров. Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий. При выборе продукции для сравнения необходимо, чтобы конкурирующая и оцениваемая продукция были аналогичны по значению и условиям эксплуатации, ориентирована на одну и ту же группу потребителей. Для сохранения завоеванных позиций на рынке предприятие должно периодически проводить анализ конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности продукции отчетного года необходимо сравнивать с показателями предыдущего периода. Заключительным этапом анализа является разработка соответствующих рекомендаций, направленных на повышение уровня конкурентоспособности соответствующего вида продукции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|