Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Методические основы управления прибылью




Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу (38, с. 213).

Анализ прибыли – это процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволит выявить резервы ее роста. Такой анализ важен как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое здоровье предприятия (1, с. 65).

В процессе анализа прибыли решаются следующие задачи:

- определения уровня выполнения плана по установленным показателям прибыли;

- использование структуры динамики прибыли;

- исследование влияния основных факторов на конечный результат деятельности предприятия;

- выявление резервов дальнейшего увеличения прибыли;

- использование результатов анализа для принятия и обоснования управленческих решений в области планирования производства, его регулирования, организации стимулирования, контроля за выполнением принятых обязательств (17, с. 59).

Для полного удовлетворения всех потребителей необходимой информацией о финансовом состоянии предприятия выделяются следующие основные методы:

1. Горизонтальный анализ. Базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В ходе анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (тренда).

2. Вертикальный анализ. Базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.

3. Сравнительный анализ. Основан на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В ходе анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.

4. Интегральный анализ. Этот анализ позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования (дюпоновская система, система SWOT – анализа, объектно-ориентированная система интегрального анализа).

5. Факторный анализ. Позволяет определить факторы, влияющие на прибыль и дать им количественную оценку.

6.  Анализ финансовых коэффициентов. Базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. (49, с. 24).

Основными целями осуществления деятельности любой коммерческой организации являются получение прибыли, сохранение и наращивание капитала. Их достижение обеспечивает необходимый уровень эффективности работы хозяйствующего субъекта и удовлетворение интересов его собственников. Обе цели тесно взаимосвязаны между собой, так как основным источником увеличения капитала выступает чистая прибыль. Эти обстоятельства обуславливают необходимость оптимизации финансовых результатов деятельности организации. Важным инструментом решения обозначенной проблемы является экономический анализ, с помощью которого выявляют причины изменения показателей финансовых результатов и резервы роста прибыли.

Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта (балансовая прибыль или убыток) представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от финансовой деятельности, доходов и расходов от прочих операций. Расчет балансовой прибыли представлен ниже.

Пб = Пр ± Пф ± Ппр

где: Пб - балансовая прибыль или убыток (прибыль или убыток отчетного периода),

Пр – результат от реализации товарной продукции (работ, слуг),

Пф – результат от финансовой деятельности,

Ппр – результат (доходы или расходы) от прочих операций.

Выручка от реализации продукции свидетельствует о завершении производственного цикла хозяйствующего субъекта, возврате авансированных на производство средств хозяйствующего субъекта в денежную наличность в начале нового витка в обороте средств. После вычета из выручки от реализации продукции затрат на производство реализованной продукции получается чистый результат (прибыль или убыток) от реализации.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Наряду с абсолютной оценкой определяют также относительную эффективность хозяйствования. отношение балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия, капитала (основных и оборотных фондов) дает общую рентабельность. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от реализации продукции. Вычисляют также множество других показателей рентабельности, меняя числитель и знаменатель общей формулы расчета рентабельности.

Анализ прибыли должен охватывать факторы как ее формирования, так и распределения. При этом важны такие направления исследований, как:

- динамика показателей прибыли, обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;

- выявление и изменение влияния различных факторов на прибыль;

- оценка возможных резервов роста прибыли (3, с. 35).

Не секрет, что с точки зрения анализа, наиболее предпочтительными и информативными являются относительные показатели. В ходе анализа прибыли наибольшее распространение получили такие коэффициенты как:

- коэффициент рентабельности активов

КРа = ЧП/А,

где: КРа – коэффициент рентабельности активов,

   ЧП – чистая прибыль,

   А – средняя величина активов.

- коэффициент рентабельности собственного капитала

КРск = ЧП/СК,

где: КРск – коэффициент рентабельности собственного капитала,

   ЧП – чистая прибыль,

   СК – средняя величина собственного капитала.

- коэффициент рентабельности операционных активов

КРоа = ЧПоо,

где: КРоа – коэффициент рентабельности операционных активов,

   ЧП – чистая прибыль от операционной деятельности,

   Ао – средняя величина используемых операционных активов.

- коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции

КМРр = МПо/ОР,

где: КМРр – коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции,

              МПо – маржинальная прибыль от операционной деятельности,

              ОР – объем реализации продукции.

- коэффициент валовой рентабельности реализации продукции

КВРр = ВПо/ОР,

где: КВРр – коэффициент валовой рентабельности реализации продукции,

              ВПо – валовая прибыль от операционной деятельности,

              ОР – объем реализации продукции.

- коэффициент чистой рентабельности реализации продукции

КЧРр = ЧПо/ОР,

где: КЧРр – коэффициент чистой рентабельности реализации продук- ции

   ЧПо – чистая прибыль от операционной деятельности,

   ОР – общая сумма постоянных и переменных операционных затрат.

- коэффициент валовой рентабельности операционных затрат

КВРоз = ВПо/ Ио,

где: КВРоз – коэффициент валовой рентабельности операционных затрат

              ВПо – валовая прибыль от операционной деятельности,

    Ио – общая сумма постоянных и переменных операционных затрат.

- коэффициент чистой рентабельности операционных затрат

КЧРоз = ЧПо/ Ио,

где: КЧРоз – коэффициент чистой рентабельности операционных затрат

   ЧПо – чистая прибыль от операционной деятельности,

   Ио – общая сумма постоянных и переменных операционных затрат.

- коэффициент рентабельности инвестиций

КРи = ЧПи/ ИР,

где: КЧРоз – коэффициент рентабельности инвестиций

   ЧПи – сумма прибыли, полученная от инвестирования,

   ИР– сумма инвестиционных ресурсов.

- коэффициент налогообложения прибыли

КНП = НПп/ БП,

где: КНП – коэффициент налогообложения прибыли,

    НПп – сумма налогов, сборов и других обязательных платежей, выплачиваемых за счет прибыли,

БП – балансовая прибыль.

 

- коэффициент чистой прибыли

КЧП = ЧП/ ВП,

где: КЧП – коэффициент чистой прибыли,

    ЧП – чистая прибыль,

БП – валовая прибыль.

- коэффициент капитализации прибыли

ККП = ЧПк/ ЧП,

где: ККП – коэффициент капитализации прибыли,

    ЧПк – капитализированная чистая прибыль,

              ЧП – общая величина чистой прибыли.

- коэффициент потребления прибыли

КПП = ЧПп/ ЧП,

где: КПП – коэффициент потребления прибыли,

    ЧПп – чистая прибыль, направленная на потребление,

              ЧП – общая величина чистой прибыли.

- коэффициент инвестирования прибыли

КИП = ЧПи/ ЧПк,

где: КИП – коэффициент инвестирования прибыли,

    ЧПи – капитализированная чистая прибыль, использованная на инвестирование прироста активов,

              ЧПк – общая величина капитализированной чистой прибыли.

- коэффициент резервирования прибыли

КРП = ЧПр/ ЧПк,

где: КРП – коэффициент резервирования прибыли,

    ЧПр – капитализированная чистая прибыль, направленная в резервный и другие страховые фонды предприятия,

              ЧПк – общая величина капитализированной чистой прибыли.

- коэффициент выплаты прибыли собственникам

КВС = ЧПс/ ЧП,

где: КВС – коэффициент выплаты прибыли собственникам,

    ЧПс – чистая прибыль, выплаченная собственникам предприятия,

              ЧП – общая величина чистой прибыли.

- коэффициент участия персонала в прибыли

 КУПп = ЧПпер/ ЧП,

где: КУПп – коэффициент участия персонала в прибыли,

    ЧПпер – чистая прибыль, выплаченная персоналу предприятия,

              ЧП – общая величина чистой прибыли.

Несмотря на то, какие методы анализ используются и какие показатели рассчитываются, в конечном итоге, его целью должны стать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности организации в будущем (37, с. 358).

Планирование прибыли лежит в основе механизма ее управления.

Планирование прибыли – это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению её формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде.

В основе планирования прибыли на предприятии лежат три системы:

1. Прогнозирование формирования и распределения прибыли.

Данная система является наиболее сложной. Ее реализация заключается в разработке стратегии управления прибылью. Процесс разработки стратегии предполагает определение общего периода разработки стратегии, исследование факторов внешней среды и степени их воздействия, определение системы стратегических целей формирования и использования прибыли, концентрацию целевых показателей формирования и распределения прибыли, разработку политики формирования и распределения прибыли, а также оценку разработанной стратегии.

2. Текущее планирование формирования, распределение и использование прибыли.

Эта система состоит в разработке конкретных видов планов (плана производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия).

3. Оперативное планирование формирования и использования прибыли.

Настоящая система заключается в разработке системы бюджетов (бюджетировании). При этом нужно отметить, что применяемые в процессе оперативного планирования бюджеты классифицируются по ряду признаков.

По сферам деятельности:

- бюджет по операционной деятельности;

- бюджет по инвестиционной деятельности;

- бюджет по финансовой деятельности.

По содержанию показателей:

- бюджет затрат;

- бюджет доходов;

- бюджет прибыли.

По видам затрат:

- бюджет текущих затрат;

- бюджет капитальных затрат.

По широте номенклатуры затрат:

- функциональный бюджет;

- комплексный бюджет.

По методам разработки:

- стабильный бюджет;

- гибкий бюджет.

Использование рассмотренных систем и методов планирования прибыли позволяет повысить эффективность управления ею на предприятии.

Однако, как бы грамотно не была выстроена система планирования прибыли, без должного внутреннего контроля не возможно создать эффективную систему управления прибылью.

Внутренний контроль прибыли – это процесс проверки и обеспечения реализации всех управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования на предприятии. Комплексная система внутреннего контроля в современной практике называется контроллинг.

Контроллинг прибыли представляет собой систему внутреннего контроля, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях формирования и распределения прибыли, своевременное выявление отклонений фактических результатов от запланированных и принятие оперативных управленческих решений по выполнению установленных заданий.

Построение системы контроллинга на предприятии происходит в несколько этапов:

1. Определение объекта контроллинга.

Объектом контроллинга прибыли влются управленческие решения по основным аспектам ее формирования, распределения и использования.

2. Определение видов и сферы контроллинга.

Основными видами контроллинга являются: стратегический, текущий и оперативный контроллинг. Каждому из этих видов соответствует определенная сфера контроллинга. Для стратегического контроллинга сферой применения является политика управления прибылью вцелом и в частности ее целевые показатели. Для текущего контроллинга основной сферой являются текущие планы, а для оперативного – контроль бюджетов.

 3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей.

Система показателей, входящих в сферу каждого вида контроллинга прибыли, ранжируется по значимости. При формировании системы приоритетов необходимо учесть, что они могут носить разный характер, однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость контролируемых показателей, так и их сводимость по отдельным сферам деятельности.

4. Разработка системы количественных стандартов контроля.

Эти стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Стандартами выступают целевые показатели политики управления прибылью, показатели текущих планов и бюджетов и др.

5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в контроллинг прибыли.

Эта система составляет основу контроллинга прибыли. Она представляет собой механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями формирования и распределения прибыли. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в контроллинг прибыли состоит из нескольких этапов: построение системы информативных отчетных показателей; разработка системы обобщающих показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов; определение форм отчетов исполнителей; определение контрольных периодов по каждому виду контроллинга; установка размеров отклонений и выявление причин их возникновения.

6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений.  

Это заключительный этап построения контроллинга прибыли на предприятии. Алгоритм предполагает три вида действий:

- «ничего не предпринимать». Данная форма реагирования используется тогда, когда отклонение от плана положительное или допустимое отрицательное.

- «устранит отклонение».

- «изменить систему плановых или нормативных показателей».

Эти формы реагирования применяются в случаях, когда выявляются отрицательные критические отклонения.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что система контроллинга прибыли позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления ею.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...