Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.8 Культура и ценности. 1 Природа и сущность ценностей культуры. 2 Культурные нормы как выражение ценностных ориентаций




Тема 3. 8 Культура и ценности

 

Природа и сущность ценностей культуры. Культурные нормы как выражение ценностных ориентаций. Язык и культурные нормы и их роль в культуре. Понятие «дискурс». Репрезентация культурных ценностей и норм в дискурсе различных лингвокультур.

Ключевые термины: культурные ценности, дискурс, культурные нормы, языковая норма, речевой этикет.

1 Природа и сущность ценностей культуры

 

Осваивая окружающий мир, человек решает для себя, какие его элементы важны для жизни, а что несущественно. Таким образом, ценность представляет собой отношение к вещи, событию, процессу и т. д.

Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что является желательным, правильным и полезным. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное и иллюзорное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, допустимое и запретное, справедливое и несправедливое и т. д.

Культурные ценности помогают координировать действия отдельных индивидов и человеческих групп, вырабатывать оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, находить культурные способы реализации и удовлетворения разнообразных потребностей. У каждого народа формируется своя система ценностей.

Ценности могут быть классифицированы на следующие группы: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, потребление и т. д. ); социальные (статус, трудолюбие, труд, профессия, семья, терпимость, социальное равенство, личная независимость); политические (свобода выбора, законность, порядок, конституция, гражданские права, мир и проч. ); моральные (добро, благо, любовь, милосердие, честность, верность, справедливость, уважение к старшим и проч. ); религиозные (Бог, вера, спасение, божественный закон и т. д. ). Выделяют также личные ценности, возрастные ценности, ценности каких-либо больших и малых социальных групп и проч. Из всей системы ценностей человека и общества выделяется группа культурных ценностей, которая в свою очередь подразделяется на две основные группы.

Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

Во-вторых, к числу культурных ценностей отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т. п., которые ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми, солидарности, взаимопомощи.  

Среди огромного числа разнообразных восприятий можно выделить небольшую группу ценностей, которые совпадают как по характеру оценок, так и по содержанию в разных культурах. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих. Их универсальность обусловлена тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия людей независимо от культурной специфики. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь и воровство [1].

В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей – быт, идеологию, религию и художественную культуру. Из всех этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей. Ведущее положение сферы бытовой культуры определяется тем, что она является основополагающей для формирования личности, поскольку сфера быта является хранителем исторической памяти культуры. Например, англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях – относиться к детям сдержанно, даже прохладно. В Британии принято считать, что наказывать детей – это право и обязанность родителей. Детям внушают, что плакать недостойно и позорно.

Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях.

2 Культурные нормы как выражение ценностных ориентаций

Содержание любой ситуации общения с необходимостью включает в себя нормы и правила, регулирующие взаимодействие и характер отношений ее участников, предписывающие им, как вести себя, если позиции участников достаточно определены. Каждый человек, прежде чем вступить во взаимодействие с другими людьми, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде стандартами поведения, ожидая и от других соблюдения определенных норм и правил общения. При отсутствии подобных представлений невозможно жить в современном обществе. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называютсясоциальными нормами.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры; их воплощение – в юридических законах, морали, этикете и т. д.

На практике нормы культуры представляют собой существующие правила, образцы поведения, критерии и т. д. В соответствии с данными правилами любая культура имеет представление о «плохом» и «хорошем» поведении.

Предназначениенравов – регулировать повседневное поведение людей. Нравы представляют собой моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей и предполагают ответственность за их нарушение, т. е. наказание.

Обычаи – исторически сложившиеся формы социальной регуляции поведения и отношения людей, воспроизводящие образцы действий и предписывающие правила поведения для носителей одной культуры. Они призваны регулировать взаимоотношения и общение между близкими и дальними родственниками, друзьями и соседями и проч.

Традиции – элементы социокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Традиция представляет собой один из важнейших механизмов поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Автоматическое следование традиции на практике представляет собой простое соблюдение привычных норм и требований к поведению представителей какой-либо культуры (например, процедура совершения покупок).

Обряд представляет собой совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы. Его главными отличительными чертами выступают массовость и высокая эмоциональность.

Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных государством. Прообразом права были запреты (табу) в поведении древних людей. По своей сути право есть совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила обязательны для всех, а их исполнение контролируется государством. Действие права распространяется на все сферы общественной и индивидуальной жизни [1].

Нормы являются стимулом для развития общества и его культуры и языка и рождаются из традиций, но затем, в отличие от традиций, они легитимизируются, санкционируются определенными письменными правилами, – справочниками этикета, запретами информативно-регуляторского типа (по газонам не ходить, не соритьштраф …рублей) [2, с. 26-32]; Do not alight from the bus whilst it is in motion и др. ).   

Языковая норма – это принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентаций), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида.   

Нормализованный, или нормативный, язык называют стандартным (Standard English), литературным, правильным, т. е. соответствующим нормам данного языка.

Нормативность языковых единиц, форм, сочетаний зарегистрирована в словарях и грамматиках. Нормативность – условие «обоюдного кода» (shared code), без которого общение либо затруднено, либо вообще невозможно. Кроме того, под языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, обусловленных традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе в данную эпоху. В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические (употребление выражения “You’re welcome” в ответ на “Thank you”; слова “Sure” вместо “Of course”, чтобы сделать ответ менее категоричным и более вежливым и проч. ), грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические, например, в английском языке – прямой порядок слов в предложении, наличие вспомогательного глагола в вопросительных предложениях, отсутствие вспомогательного глагола в предложениях, где вопрос ставится к подлежащему, инверсия в условных предложениях и др. ), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования языка как государственного.

Языковые нормы так же диалектичны, как нормы культурные: на них, вернее на отклонениях от них, зиждется вся художественность, экспрессия, эмоциональность, все то, что позволяет языку выполнять, наряду с информативной функцией, функцию воздействия.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Их спектр довольно широк – от простых запретов до сложной системы социальных институтов. В процессе развития культуры некоторые из них сами приобрели статус культурных ценностей, а обязательность их исполнения в общественном сознании современного общества воспринимается не только как простая повинность, но и как осознанная необходимость, внутреннее убеждение человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...