Дополнительные вопросы и задания для обсуждения
1 Что представляют собой культурные ценности? Какова природа и сущность культурных ценностей?
2 По каким параметрам определяются ценностные ориентации / ценности культуры? Какие еще параметры вы можете предложить, по которым следует определять культурные ценности?
3 М. А. Кулинич, изучая английские, американские и русские шутки и анекдоты, выявила различия в ценностных ориентациях названных лингвокультур [Кулинич, с. 101-102]. Сравните их (см. таблицы 3. 1 и 3. 2, данные ниже):
Таблица 3. 1
| Американские ценности
| Английские ценности
|
| Стремление к переменам
| Любовь к традициям
|
| Равенство
| Иерархия / статус / ранг
|
| Добиваться всего самому
| Право наследования
|
| Конкуренция
| Сотрудничество
|
| Непринужденность
| Соблюдение условностей
|
| Прямота / открытость
| Уклончивость / соблюдение ритуалов / стремление «спасти лицо»
|
Таблица 3. 2
| Американские ценности
| Русские ценности
|
| Контроль над окружением
| Фатализм, вера в судьбу
|
| Контроль и учет времени
| Человеческое общение
|
| Практичность / деловитость
| Идеализм
|
Приведите примеры, иллюстрирующие указанные ценности.
Какое место выделенные ценности занимают в картине мира названных лингвокультур? Сопоставьте мнение М. А. Кулинич с известными вам позициями ученых относительно ценностей названных культур.
4 Согласно М. Рокичу, система ценностей, которыми руководствуются американцы, выглядит так, как представлено в таблице 3. 3.
Таблица 3. 3
| Конечные ценности
| Уровень
| Оперативные ценности
|
| 1 Мир во всем мире
2 Безопасность семьи
3 Свобода
4 Равенство
5 Самоуважение
6 Счастье
|
Высший
| 1 Честность
2 Ответственность
3 Целеустремленность
4 Великодушие
5 Широта мышления
6 Отвага
|
| 7 Мудрость
8 Национальная безопасность
9 Спасение души
10 Истинная дружба
11 Удовлетворение от достигнутого
12 Внутренняя гармония
|
Средний
| 7 Поддержка
8 Любовь
9 Профессионализм
10 Чистота
11 Самообладание
12 Независимость
|
| 13 Комфорт
14 Любовь
15 Красота природы
16 Удовольствие
17 Социальное признание
18 Интересная жизнь
|
Низший
| 13 Веселье
14 Вежливость
15 Интеллект
16 Послушание
17 Логичность
18 Воображение
|
Изучите предлагаемые сведения. Приведите примеры из художественной и / или публицистической литературы, из вашего личного опыта общения с представителями англоязычной культуры, иллюстрирующие или опровергающие приведенную иерархию ценностей.
Можно ли выявить зависимость между системой ценностей, принадлежностью к социальному слою и культурной идентичностью? Обоснуйте ваш ход рассуждений.
5 Расставьте культурные ценности в порядке их важности (по вашему мнению) и объясните, почему вы так сделали.
Пирамида ценностей 1
1) Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна.
2) Только на интересную работу можно потратить значительную часть жизни.
3) В жизни главное – хорошие семейные и дружеские отношения.
4) В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония.
5) Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все.
6) Родина у человека одна, и нехорошо ее покидать.
7) Жизнь человека – высшая ценность, только закон может посягнуть на нее.
8) Главное в работе – это сколько за нее платят.
9) В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него был доступ к власти, возможность оказывать влияние на других.
10) Смысл жизни человека в том, чтобы сделать свою собственную жизнь как можно лучше, и совсем необязательно оставлять потомков.
Пирамида ценностей 2
1) Гостеприимство;
2) Открытость;
3) Патриотизм;
4)Душевная гармония;
5) Карьера;
6) Умение влиять на людей;
7) Честность;
8) Верность в дружбе;
9) Умение выделиться среди других.
6 В чем заключается связь и отличие языковых и культурных норм? Какова сущность понятия «дискурс»?
7 Какие выделяют типы дискурсов, в чем их отличие друг от друга? Как отличие разных типов дискурсов выражается в языке? Приведите примеры различных дискурсов из англоязычной / русской / белорусской лингвокультур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: