Раздел I. Государство. 1. 1. Понятие науки «правоведение», ее предмет и методы. 1. 2 понятие, признаки и функции государства
РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО 1. 1. Понятие науки «Правоведение», ее предмет и методы
Правоведение - это наука, которая посвящена изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. Ее систему составляют правовые дисциплины. Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемых данной наукой. Предмет – это то, что данная наука изучает, та область общественной жизни, государственной, правовой и иной действительности, на которую направлено исследование [2, c. 9]. Так, предметом правоведения являются: 1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений; 2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управления делами всего общества; 3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом; 4) система правовых понятий и терминов, которые свойственны всем юридическим наукам. Методы (совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки). Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения. Структурный метод позволяет выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Системный метод рассматривает изучаемый объект как некоторую целостность, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений. 1. 2 Понятие, признаки и функции государства Государство представляет собой сложное явление. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества. Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций, входящих в политическую систему общества. К ним относят: 1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов; 2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;
3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости; 4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности; 5) суверенитет; 6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности; 7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами; 8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство); 9) наличие системы налогов, податей, займов; 10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна. Особая публичная (политическая власть) – один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается, исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также – международных переговоров. Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий осуществлять правотворчество, т. е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению. Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. Особая модель государства раскрывается понятием «правовое государство». Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляеттребования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями. Термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины XIX в. государствовед Р. Фон Моль. Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим: 1) господство права в общественной и политической жизни; 2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) принцип разделения властей. Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных неотчуждаемых правах и свободах человека; в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление правом рамок для деятельности государства и его органов. Таким образом, закон должен быть выражением права как узаконенной справедливости. Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.
Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свобода совести и др. Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» [1]. Принцип разделения властей, впервые сформулированный в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов», предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов. Гражданское общество - предпосылка и условие существования правового государства. Гражданское общество – есть объединение частных личностей. В нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи между индивидами строятся по принципу – «пределы свободы личности определяются пределами свободы другой личности». Это независимая от государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где действуют различные социальные группы, объединения культурного, национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие разнообразные интересы людей. Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений.
Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе вмешиваться. Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: «Не общество для государства, а государство для общества». Главными, фундаментальными устоями правовой государственности является наличие развитого гражданского общества, верховенство права, разделение властей и реальный правовой статус личности. Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны друг с другом и предполагают друг друга. Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное значение. К признакам функций государства относятся: 1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства; 3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества; 4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных мер. Формирование функций государства происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. Каждая функция государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство. Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям: 1) по объектам государственного воздействия экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработки и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.; 2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение); 3) по продолжительности – временные и постоянные; 4) по степени общности – основные и неосновные. Общепринятой классификацией является выделение внутренних и внешних функций государства. Первые показывают, какова роль государства в жизни данного общества, вторые – какова его роль во взаимоотношениях с другими государствами. Основные внутренние функции государства: экономическая, социальная, развития культуры, науки и образования, экологическая, налогообложения и взимания налогов, защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Основные внешние функции государства: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка, сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ, интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем. Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами: 1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная; 2) организационные – организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая. Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся следующие формы осуществления функций государства: 1) правотворческая — деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства; 2) правоприменительная — деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера; 3) правоохранительная — деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п. К организационным формам относятся следующие формы осуществления функций государства: 1) организационно-регламентирующая — текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т. п.; 2) организационно-хозяйственная — оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т. д.; 3) организационно-идеологическая — повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|