Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы) 2 глава
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели: ♦ численность персонала; ♦ стоимостной объем выпуска продукции; ♦ стоимость средств производства. Централизованная система управления экономикой СССР опиралась главным образом на крупные производственные объединения и поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8—12 раз больше, чем в странах Запада. Это диктовалось рядом причин: 1) из единого центра управлять меньшим числом крупных объектов легче, чем большим количеством мелких; 2) централизованная система управления экономикой в значительно меньшей мере заинтересована в развитии малого предпринимательства, чем рыночная. Будучи монополистом в рамках всего народного хозяйства, государство практически полностью застраховано от конкуренции и негативных последствий монополизма со стороны крупных предприятий и объединений; 3) крупномасштабное производство (независимо от форм собственности и государственного устройства) в принципе эффективнее и стабильнее мелкомасштабного. Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ, особенно при внедрении новой техники и технологии, повышении качества продукции, снижении ее себестоимости. Для изготовления продукции в больших объемах применяется оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.
Например, автоматическая линия по изготовлению дверных петель (производительностью 1,5 млн изделий в год) приносит на крупном предприятии доход 1,2 руб. на одно изделие, или 1,8 млн руб. в год. Стоимость липни имеете с доставкой и монтажом — 5,4 млн руб. Следовательно, срок окупаемости затрат на приобретение линии — 3 года (5 400 000: I S00 000), после чего линия будет приносить предприятию чистый доход. При изготовлении меньшего количества петель на малом предприятии (допустим, 10 тыс. изделий в год) линия становится убыточной. Указанная автоматическая линия на малом предприятии с первого дня ее работы будет приносить убытки. Потому что дополнительные расходы на ее амортизацию, ремонт и обслуживание сохраняются в полном объеме относительно балансовой стоимости, а производственные мощности, обеспечивающие экономию, при этом станут использоваться всего на 7%. Таким образом, для малого предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государственной поддержки малое предпринимательство, особенно в производственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться. Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с монополизмом государство вынуждено поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в качестве противовеса монопольному диктату предприятий-гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязывать условия производства и сбыта, а также уровень качества товаров и цены на них.
Примером может служить ситуация на пивном рынке США в конце XX в., где шесть крупнейших пивоваренных фирм долгое время полностью контролировали производство и реализацию пива. В конечном счете, как отмечалось потребителями, монополия привела к производству пива с низкими вкусовыми качествами. Однако с появлением во второй половине 1980-х годов сотен микропивоварен ситуация изменилась. Несмотря па то, что по данным статистики доля мелких фирм в общем производстве пива составила немногим более 1%, пивоваренные гиганты стали повышать качество и расширять ассортимент напитка по всей стране[3]. Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в роли их сателлитов. В таком случае на основе технической документации, разрабатываемой крупными фирмами, и по их заказам малые предприятия (нередко семейные мастерские) изготавливают нужные заказчику комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупной фирме не надо при этом налаживать у себя мелкосерийное производство, а мелкий предприниматель получает постоянные заказы и покровительство крупной фирмы. Какие предприятия относятся к малым или средним? Единого международного стандарта дифференциации предпринимательских структур, деления их на малые, средние и крупные не существует. Каждая страна решает эту задачу по-своему. Все зависит от конкретной ситуации развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном в качестве критерия отнесения предприятий к одной из размерных групп принимается численность работников с дифференциацией по отраслям экономики. В российской практике до 1995 г. в отраслях промышленности и строительстве к малым относились предприятия со среднегодовой численностью работающих до 200 человек; в науке и научном обслуживании — до 100 человек; в других отраслях производственной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяйство, заготовки) — до 50 человек; в розничной торговле и отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавлялась среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия (работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда). Согласно постановлению Правительства РФ предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым предприятиям по критерию того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ, услуг).
С 1996 г. эти параметры изменились. К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве — до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в прочих отраслях — до 50 человек. Эти изменения, а также мировая практика говорят об известной условности деления предприятий по размеру. В Японии при отнесении предприятий к одной из размерных групп помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются два показателя — размер капитала (показатель, аналогичный уставному капиталу в России) и численность персонала. Здесь больаюй частью оперируют расширенным понятием — мелкие и средние предприятия — как некой единой группой. К ним относятся фирмы промышленности, транспорта, строительства и связи с капиталом до 100 млн иен (600 тыс. долл. США) и численностью работающих до 300 человек; оптовой торговли — соответственно до 30 млн иен (200 тыс. долл.) и до 100 работающих; розничной торговли и сферы услуг — до 10 млн иен (66 тыс. долл.) и до 50 работающих. Наряду с этим выделяется группа малых предприятий в производственных отраслях — до 50 работающих, в торговле и сфере услуг — до 5 работающих1. Но очевидно, не каждое отдельное предприятие с численно - стью работников, скажем, 10—20 человек может относиться к малым. Это особенно относится к предприятиям торговли и сферы обслуживания, частично транспорта. Разбросанные вдоль магистральных шоссейных дорог сотни заправочных станций и мелких мастерских по ремонту автомобилей — часто всего лишь метод продвижения к потребителю товаров и услуг гигантских транснациональных корпораций. Наглядным примером тому может служить американская фирма «Мак- доналдо, принадлежащая, по сути, одному человеку — американцу Рэю Кроку. Эта фирма имеет 23 тыс. кафе и ресторанов в 111 странах мира,
осуществляя из центра единое административное и финансовое управ- ление. Кто относит подобные предприятия к малым, допускает серьезную ошибку. Такого рода ошибки могут вызвать многие негативные последствия, как это случилось в России в период реформ 1992— ]998 гг., когда крупные производственные комплексы начали расчленяться на множество малых недееспособных подразделений якобы с целью повышения эффективности их работы. 1.6. Внутренняя структура предприятий (фирм) Формирование структуры Структура предприятия —это состав и соотношение его внут- реннихзвеньев: цехов, отделов, лабораторий и другихкомпонентов,со- ставляющихединыйхозяйственныйобъект (рис. 1.5). Структурапред- приятия определяется следующими основными факторами: ♦ размером предприятия; ♦ отраслью производства; ♦ уровнем технологии и специализации предприятия. Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует. Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт про' Экономика и жизнь. 1990. №31. 2 Известия. 1998. 16 июля.
дукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным — предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая становится его головным органом.
Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные структурные подразделения — отделы, цехи. На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала — по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору. Принципиальная схема структуры фирмы показана на рис. 1.5. Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как правило, разделяются на более мелкие конкретные обязанности отдельных подразделений. Скажем, основные цехи делятся на группы: • заготовительные; • обрабатывающие; • сборочные (отделочные). Отделы и лаборатории тоже непосредственно классифицируются в зависимости от конкретных задач. Так, группа отделов может включать до десятка отделов главного конструктора (химика, металлурга) по каждому изделию, которое серийно выпускается фирмой. Кроме того, могут создаваться отделы главного технолога, главного механика, главного модельера и т. д. Заместителей директора при этом становится значительно больше, чем работников, занятых на малом предприятии. Например, на Московском автомобильном заводе им. И. Л. Лихачева (ЗИЛ) в 1992 г. имелось 12 заместителей генерального директора. Их функции дифференцировались по конкретным видам деятельности завода, таким как основное и вспомогательное производство, капитальное строительство, подсобное хозяйство и др. Имелись заместители по управлению отдельной группой основных цехов и отдельной группой вспомогательных и обслуживающих цехов. В отличие от крупных предприятий функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр. Отраслевые различия структуры предприятия Отраслевая принадлежность почти всегда в той иЛи иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора — отрасль производства и размер предприятия — во многом связаны. Например, невозможно создать малое предприятие по изготовлению многих видов машин и материалов, таких как самолеты, автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, локомотивы, суда и ряд других. Эта продукция создается только на крупных предприятиях. Технология ее изготовления не укладывается в рамки малого или даже среднего производственного звена. Вступает в силу принцип естественной монополии, когда объективно сама технология и организация производства создают монополиста. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения — мастерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и др. Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике сложность технологического процесса определяется: ♦ многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия; ♦ числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из которых комплектуется готовое изделие; ♦ количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе его изготовления; ♦ уровнем предельной точности и качества исполнения технологических операций. Например, для изготовления одного современного грузового автомобиля средней грузоподъемности с дизельным двигателем требуется в общей сложности выполнить около 200 тыс. операций, включая конку, штамповку, механическую и термическую обработку, гальваническое покрытие, окраску, сборку и др. Многие заключительные операции выполняются с точностью, измеряемой сотыми долями миллиметра. Благодаря многообразию способов и точности обработки решаются две важнейшие экономические задачи: первая — повышается качество (надежность и долговечность изделия) и вторая — достигается полная взаимозаменяемость комплектующих узлов и деталей, что значительно снижает затраты на ремонт машин и оборудования, повышается производительность. Для машиностроительных предприятий характерна в целом сложная, многоступенчатая технология, а потому и наиболее громоздкая структура. Напротив, для автотранспортной организации достаточно иметь гараж для транспортных средств с небольшой ремонтной мастерской и диспетчерскую. Фирмы, продукция которых при изготовлении не требует использования сложной технологии, преобладают в легкой и пищевой промышленности, на автомобильном транспорте, в бытовом обслуживании. Выпечка хлеба, пошив одежды, транспортировка грузов и перевозка пассажиров на автомобилях не требуют использования такого большого количества разнообразного оборудования и привлечения высококвалифицированных специалистов различных отраслей знаний, как, например, при изготовлении самолета или автомобиля. Поэтому в этих отраслях возможна организация малых объектов с упрощенной организацией производства, допускается индивидуальная и семейная производственная деятельность. К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жесткими транспортными устройствами и не зависимы от природно- климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории. Помимо дискретных транспортных связей других прямых контактов отдельными производственными точками здесь не создается. Структура и специализация сельскохозяйственных организаций в значительной мере определяются размерами принадлежащих предприятию земельных угодий и природно-климатическими условиями. Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на внутренние и мировые рынки поставляют крупные сельскохозяйственные предприятия, наряду с ними могут свободно уживаться малые, семейные фирмы. Крупные фирмы в сельском хозяйстве — это, как правило, многопрофильные хозяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направления. Часто они располагают мощной технической базой с полным набором необходимых сельскохозяйственных и транспортных машин и механизмов, мастерскими по ремонту. Многие из них имеют фабрики и мастерские по переработке сельскохозяйственной продукции и другие подсобные и кустарные промыслы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдельных участках. Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерны для строительных фирм, а также организаций железнодорожного и водного транспорта, шоссейно-дорожного хозяйства. Подрядные строительные организации размещают возводимые ими объекты в соответствии с пожеланиями заказчиков независимо от какой-либо местной внутренней структуры. Отдельные строительные участки предприятий действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями километров. Общее между ними — это лишь единое финансовое, административно-хозяйственное управление и техническое обслуживание. В структуру предприятий железнодорожного, автомобильного, водного и трубопроводного транспорта входят станции, причалы, ремонтные базы и ангары для подвижного состава. Объекты этих отраслей, их дорожное хозяйство организуются исключительно по территориальному признаку: по отрезкам дорог, водных путей (например, Волжское пароходство, Байкало-Амурская железная дорога, Московская кольцевая автодорога и т. д.). Эти предприятия включают не только магистрали, определяющие их название, но также весь арсенал средств, необходимых для обеспечения нормальной работы транспортных коммуникаций. Производственная структура предприятия Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия — функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной эффективности работы. Производственные цехи (филиалы, участки, мастерские и др.) делятся на две группы: 1) цехи основного производства; 2) вспомогательные и обслуживающие цехи. К цехам основного производства относятся цехи, в которых непосредственно изготовляется продукция, предназначенная для реализации потребителям. К обслуживающим цехам относятся цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов. Это цехи и производственные участки: ♦ по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструмента, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря; ♦ по надзору и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений; ♦ по обеспечению электрической и тепловой энергией, надзору и ремонту электрооборудования и тепловых сетей; ♦ по внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции, отходов производства; ♦ по очистке и уборке помещений, инвентаря; ♦ склады предприятия. Если конечный результат деятельности основных производственных цехов — готовая товарная продукция выходит на рынок сбыта и реализуется внешнему потребителю, то конечный результат работы обслуживающих цехов потребляется внутри самого предприятия. К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделения и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством. Например, утилизация отходов и мусора, образующихся на фирме; заготовка и хранение сырья, материалов, продуктов питания, которые предназначаются не для изготовления продукции, а для персонала. Нередко к вспомогательному производству относятся буфеты и столовые, размещенные на территории предприятия, медицинские пункты, а также принадлежащие предприятию базы отдыха, детские учреждения (ясли, детские сады), культурно-просветительные пункты. Основные производственные цехи формируются в соответствии с профилем предприятия, его специализацией, а также в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом неизменно перед ними ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий, своевременной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции. Специализация цехов принимает следующие формы: предметная, подетальная (поагрегатная), технологическая (стадийная) и территориальная. Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции. Например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цехи по производству карамели, печенья и тортов и т. д. Общим для этих различных цехов является единое инженерно-техническое обслуживание, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции, складские помещения, что снижает их общие производственные расходы. Подетальная (поагрегатная) специализация цехов наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов. Например, на автомобильном заводе в специализированных цехах отдельно изготовляются двигатели, отдельно — коробка перемены скоростей, кабина и т. д. Все эти агрегаты передаются в цех сборки, где из них и собирается готовый автомобиль. Технологическая {стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе прохождения предметов труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Так, на текстильном комбинате сырье вначале поступает в чесальный цех. Сырье здесь превращается в волокно. Последнее идет в прядильный цех. Из волокна в этом цехе прядут нити, из которых в ткацком цехе изготовляют полотно. Окончательная отделка полотна производится в красильном цехе. На ряде предприятий с целью улучшения качества обработки, снижения издержек производства или улучшения санитарных условий труда за отдельными цехами и участками закрепляется одна какая-либо технологическая операция. Например, окраска отдельных узлов и деталей, из которых комплектуется готовая продукция, а также операции термической обработки, сушка материалов и прочее, т. е. отдельная технологическая стадия изготовления готовых изделий. Стадийная специализация цехов и участков широко используется почти во всех отраслях промышленности, в строительстве, частично в сельском хозяйстве. Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях. Строительная организация нередко возводит жилые дома и другие сооружения сходного или даже одинакового типа в разных районах, на расстоянии в десятки километров друг от друга. Обеспечить эффективное оперативное руководство строительством объектов и доставку рабочей силы из одного центра в таком случае невозможно. Поэтому для выполнения одинаковой работы создаются не один, а несколько строительных цехов и участков — по числу объектов. При этом центр обеспечивает участки необходимыми машинами и оборудованием, строительными материалами, технической документацией, а также формирует портфель заказов и ведет расчеты с потребителями продукции, с поставщиками сырья и материалов. Аналогичная структура производства и управления образуется и в других отраслях экономики, в частности на транспорте, на фирмах связи и ремонтно-восстановитель- ного профиля. Например, одно и то же предприятие по ремонту бытовой техники может иметь в различных пунктах мастерские совершенно одинакового профиля. Рабочее место Рабочееместо —это зона нахожденияработника и средств приложения его труда, которая определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми дляисполненияработникомпоставленной перед ним конкретной задачи. Рабочее место — категория универсальная и повсеместно распространенная. Оно занимает часть производственной или служебной площади, на которой размещаются также соответствующие средства и предметы труда (рис. 1.6). В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы рабочее место может быть простым, многостаночным, коллективным, а также стационарным, подвижным или пространственным. Простым называется рабочее место, где один работник обслуживает один агрегат. Например, один программист обслуживает один комплект компьютерной техники или один универсальный токарный станок обслуживается одним токарем. Многостаночное рабочее место предполагает обслуживание одним работником одновременно нескольких агрегатов. Такой тип рабочих мест широко распространен в текстильной промышленности и в машиностроении. Например, пять токарных автоматов обслуживаются одним токарем-оператором. Коллективные рабочие места характерны для химической промышленности, нефтехимической, металлургической и ряда подотраслей пищевой промышленности, а также для крупных транспортных средств (самолетов, морских и речных судов, локомотивов). В этом случае один агрегат обслуживается не одним, а несколькими работниками. Например, крупный прокатный стан на металлургическом заводе обслуживают одновременно до 120 рабочих. Или один красильный агрегат на мебельной фабрике обслуживают четверо рабочих.
Стационарные рабочие места неподвижны, располагаются на закрепленной производственной площади и оснащаются стационарными средствами труда (машинами, механизмами, инструментом). Предметы труда подаются непосредственно к рабочему месту. Подвижные рабочие места не имеют закрепленных за ними производственных площадей, а сами продвигаются к месту расположения предметов труда. Например, буровая машина продвигается к месту бурения. Многие рабочие места перемещаются одновременно с предметами труда — автомобили, поезда и другие транспортные средства. Пространственные рабочие места не связаны с какой- либо отраслью экономики, видами продукции или средствами труда, а определяются характером работы. Это, например, геологоразведка, уборка помещений, выпас скота и др. Работник имеет не фиксированное рабочее место, а лишь очерченное пространство. За ним закрепляется лишь постоянное место явки — специальное помещение или контора, где ведется учет прибытия и ухода работника и контролируется его исполнительность. Рабочее место ряда производственных специалистов и руководителей не имеет четкой регламентации. Непосредственные обязанности они выполняют, не только сидя за рабочим столом, но и находясь на территории фирмы. В какой-то мере это свободное рабочее место в том понимании, что данная категория работников может свободно использовать любую точку территории предприятия для выполнения возложенных обязанностей. Численность и профессиональный состав персонала регламентируются количеством и характером рабочих мест на предприятии. Наличие рабочих мест строго учитывается и постоянно регулируется. Их должно быть не больше и не меньше, чем того требуют технология и организация производства, а также установленный объем выпуска продукции (оказания услуг). Завышение числа рабочих мест влечет за собой дополнительные нерациональные расходы на их обустройство, содержание и амортизацию, увеличивает издержки производства и снижает доход. Его уменьшение (по сравнению с реально требующимся) вызывает сбой ритма производства, снижение качества продукции, нарушение графика поставок продукции потребителям, что также отрицательно отражается на экономических показателях предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|