Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпринимательская производственная деятельность предприятия (фирмы) 2 глава




Группировка предприятий по мощности производственного по­тенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:

♦ численность персонала;

♦ стоимостной объем выпуска продукции;

♦ стоимость средств производства.

Централизованная система управления экономикой СССР опи­ралась главным образом на крупные производственные объединения и поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8—12 раз боль­ше, чем в странах Запада. Это диктовалось рядом причин:

1) из единого центра управлять меньшим числом крупных объек­тов легче, чем большим количеством мелких;

2) централизованная система управления экономикой в значи­тельно меньшей мере заинтересована в развитии малого предпри­нимательства, чем рыночная. Будучи монополистом в рамках всего народного хозяйства, государство практически полностью за­страховано от конкуренции и негативных последствий монополиз­ма со стороны крупных предприятий и объединений;

3) крупномасштабное производство (независимо от форм соб­ственности и государственного устройства) в принципе эффектив­нее и стабильнее мелкомасштабного.

Крупные предприятия за счет концентрации производства, внут­ренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ, особенно при внедрении новой техники и технологии, повышении качества продукции, снижении ее себестоимости. Для изготовле­ния продукции в больших объемах применяется оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высо­кими экономическими и техническими показателями, чем для из­готовления небольших партий.

Например, автоматическая линия по изготовлению дверных петель (про­изводительностью 1,5 млн изделий в год) приносит на крупном предприя­тии доход 1,2 руб. на одно изделие, или 1,8 млн руб. в год. Стоимость липни имеете с доставкой и монтажом — 5,4 млн руб. Следовательно, срок окупа­емости затрат на приобретение линии — 3 года (5 400 000: I S00 000), после чего линия будет приносить предприятию чистый доход. При изготовлении меньшего количества петель на малом предприятии (допустим, 10 тыс. изде­лий в год) линия становится убыточной.

Указанная автоматическая линия на малом предприятии с пер­вого дня ее работы будет приносить убытки. Потому что дополни­тельные расходы на ее амортизацию, ремонт и обслуживание со­храняются в полном объеме относительно балансовой стоимости, а производственные мощности, обеспечивающие экономию, при этом станут использоваться всего на 7%. Таким образом, для мало­го предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государствен­ной поддержки малое предпринимательство, особенно в производ­ственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться.

Децентрализованная рыночная экономика находится под давле­нием монополизма со стороны крупных объединений и корпора­ций. В борьбе с монополизмом государство вынуждено поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринима­тельства. При содействии государства в качестве противовеса моно­польному диктату предприятий-гигантов на рынках сбыта появля­ются тысячи мелких производителей, которые не позволяют моно­полиям полностью навязывать условия производства и сбыта, а также уровень качества товаров и цены на них.

Примером может служить ситуация на пивном рынке США в конце XX в., где шесть крупнейших пивоваренных фирм долгое время полнос­тью контролировали производство и реализацию пива. В конечном счете, как отмечалось потребителями, монополия привела к производству пива с низкими вкусовыми качествами. Однако с появлением во второй поло­вине 1980-х годов сотен микропивоварен ситуация изменилась. Несмотря па то, что по данным статистики доля мелких фирм в общем производ­стве пива составила немногим более 1%, пивоваренные гиганты стали повышать качество и расширять ассортимент напитка по всей стране[3].

Малые предприятия появляются не только в качестве конку­рентов монополий, но и в роли их сателлитов. В таком случае на основе технической документации, разрабатываемой крупными фирмами, и по их заказам малые предприятия (нередко семейные мастерские) изготавливают нужные заказчику комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупной фирме не надо при этом налаживать у себя мелкосерийное производство, а мел­кий предприниматель получает постоянные заказы и покровитель­ство крупной фирмы.

Какие предприятия относятся к малым или средним?

Единого международного стандарта дифференциации пред­принимательских структур, деления их на малые, средние и круп­ные не существует. Каждая страна решает эту задачу по-своему. Все зависит от конкретной ситуации развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном в качестве критерия отнесения предприятий к одной из размерных групп принимается численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

В российской практике до 1995 г. в отраслях промышленности и строительстве к малым относились предприятия со среднегодовой численностью работающих до 200 человек; в науке и научном об­служивании — до 100 человек; в других отраслях производствен­ной сферы (транспорт, бытовое обслуживание, сельское хозяй­ство, заготовки) — до 50 человек; в розничной торговле и отрас­лях непроизводственной сферы — до 15 человек. При этом к среднегодовой численности работников основного персонала до­бавлялась среднесписочная численность работников, не состоя­щих в штате предприятия (работающих по совместительству, тру­довым соглашениям, договорам подряда). Согласно постановле­нию Правительства РФ предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым пред­приятиям по критерию того вида деятельности, который прино­сит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продук­ции (работ, услуг).

С 1996 г. эти параметры изменились. К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сель­ском хозяйстве — до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 30 человек, в прочих отраслях — до 50 человек. Эти изменения, а также мировая практика говорят об известной условности деления предприятий по размеру.

В Японии при отнесении предприятий к одной из размерных групп помимо отраслевой дифференциации, как правило, используются два по­казателя — размер капитала (показатель, аналогичный уставному капита­лу в России) и численность персонала. Здесь больаюй частью оперируют расширенным понятием — мелкие и средние предприятия — как некой единой группой. К ним относятся фирмы промышленности, транспорта, строительства и связи с капиталом до 100 млн иен (600 тыс. долл. США) и численностью работающих до 300 человек; оптовой торговли — соответ­ственно до 30 млн иен (200 тыс. долл.) и до 100 работающих; розничной торговли и сферы услуг — до 10 млн иен (66 тыс. долл.) и до 50 работаю­щих. Наряду с этим выделяется группа малых предприятий в производ­ственных отраслях — до 50 работающих, в торговле и сфере услуг — до 5 работающих1.

Но очевидно, не каждое отдельное предприятие с численно - стью работников, скажем, 10—20 человек может относиться к ма­лым. Это особенно относится к предприятиям торговли и сферы обслуживания, частично транспорта. Разбросанные вдоль магист­ральных шоссейных дорог сотни заправочных станций и мелких мастерских по ремонту автомобилей — часто всего лишь метод про­движения к потребителю товаров и услуг гигантских транснацио­нальных корпораций.

Наглядным примером тому может служить американская фирма «Мак- доналдо, принадлежащая, по сути, одному человеку — американцу Рэю Кроку. Эта фирма имеет 23 тыс. кафе и ресторанов в 111 странах мира,

осуществляя из центра единое административное и финансовое управ-

ление.

Кто относит подобные предприятия к малым, допускает серьез­ную ошибку. Такого рода ошибки могут вызвать многие негативные последствия, как это случилось в России в период реформ 1992— ]998 гг., когда крупные производственные комплексы начали рас­членяться на множество малых недееспособных подразделений яко­бы с целью повышения эффективности их работы.

1.6. Внутренняя структура предприятий (фирм)

Формирование структуры

Структура предприятия —это состав и соотношение его внут- реннихзвеньев: цехов, отделов, лабораторий и другихкомпонентов,со- ставляющихединыйхозяйственныйобъект (рис. 1.5). Структурапред- приятия определяется следующими основными факторами:

♦ размером предприятия;

♦ отраслью производства;

♦ уровнем технологии и специализации предприятия.

Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует.

Она постоянно корректируется под воздействием производствен­но-экономической конъюнктуры, научно-технического прогрес­са и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют иден­тичные функции, главные из которых — изготовление и сбыт про­' Экономика и жизнь. 1990. №31. 2 Известия. 1998. 16 июля.

Рис. 1.5. Структура производственного предприятия (фирмы)

 

дукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фир­ма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготов­лению основной продукции (выполнению работ, оказанию услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой при­надлежности и уровня специализации ведет работу по оформле­нию заказов на изготовление продукции; организует ее сохран­ность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необхо­димого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо ос­тальным — предприятию в целом, нужны управляющие органы. На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стра­тегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а также наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с по­мощью системы управления, которая становится его головным органом.

Непосредственное влияние на структуру внутренних подразде­лений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнооб­разных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах со­здаются специальные структурные подразделения — отделы, цехи. На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала — по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору. Принципиальная схема структуры фирмы показана на рис. 1.5. Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как прави­ло, разделяются на более мелкие конкретные обязанности отдель­ных подразделений. Скажем, основные цехи делятся на группы:

• заготовительные;

• обрабатывающие;

• сборочные (отделочные).

Отделы и лаборатории тоже непосредственно классифицируют­ся в зависимости от конкретных задач. Так, группа отделов может включать до десятка отделов главного конструктора (химика, ме­таллурга) по каждому изделию, которое серийно выпускается фир­мой. Кроме того, могут создаваться отделы главного технолога, глав­ного механика, главного модельера и т. д. Заместителей директора при этом становится значительно больше, чем работников, заня­тых на малом предприятии.

Например, на Московском автомобильном заводе им. И. Л. Лихачева (ЗИЛ) в 1992 г. имелось 12 заместителей генерального директора. Их функ­ции дифференцировались по конкретным видам деятельности завода, та­ким как основное и вспомогательное производство, капитальное строи­тельство, подсобное хозяйство и др. Имелись заместители по управлению отдельной группой основных цехов и отдельной группой вспомогательных и обслуживающих цехов.

В отличие от крупных предприятий функции структурных звень­ев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интег­рируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказы­вается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продук­ции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр.

Отраслевые различия структуры предприятия

Отраслевая принадлежность почти всегда в той иЛи иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора — отрасль производства и размер предприятия — во многом связаны. Например, невозможно создать малое предприя­тие по изготовлению многих видов машин и материалов, таких как самолеты, автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, локомотивы, суда и ряд других. Эта продукция создает­ся только на крупных предприятиях. Технология ее изготовления не укладывается в рамки малого или даже среднего производственно­го звена. Вступает в силу принцип естественной монополии, когда объективно сама технология и организация производства создают монополиста. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения — мас­терские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и др.

Структура предприятия во многом складывается непосредствен­но под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике слож­ность технологического процесса определяется:

♦ многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия;

♦ числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из ко­торых комплектуется готовое изделие;

♦ количеством технологических операций, которым подверга­ется изделие в процессе его изготовления;

♦ уровнем предельной точности и качества исполнения техно­логических операций.

Например, для изготовления одного современного грузового автомо­биля средней грузоподъемности с дизельным двигателем требуется в об­щей сложности выполнить около 200 тыс. операций, включая конку, штам­повку, механическую и термическую обработку, гальваническое покры­тие, окраску, сборку и др. Многие заключительные операции выполняются с точностью, измеряемой сотыми долями миллиметра. Благодаря много­образию способов и точности обработки решаются две важнейшие эконо­мические задачи: первая — повышается качество (надежность и долговеч­ность изделия) и вторая — достигается полная взаимозаменяемость комп­лектующих узлов и деталей, что значительно снижает затраты на ремонт машин и оборудования, повышается производительность.

Для машиностроительных предприятий характерна в целом слож­ная, многоступенчатая технология, а потому и наиболее громозд­кая структура. Напротив, для автотранспортной организации дос­таточно иметь гараж для транспортных средств с небольшой ре­монтной мастерской и диспетчерскую. Фирмы, продукция которых при изготовлении не требует использования сложной технологии, преобладают в легкой и пищевой промышленности, на автомо­бильном транспорте, в бытовом обслуживании. Выпечка хлеба, по­шив одежды, транспортировка грузов и перевозка пассажиров на автомобилях не требуют использования такого большого количе­ства разнообразного оборудования и привлечения высококвалифи­цированных специалистов различных отраслей знаний, как, на­пример, при изготовлении самолета или автомобиля. Поэтому в этих отраслях возможна организация малых объектов с упрощен­ной организацией производства, допускается индивидуальная и семейная производственная деятельность.

К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры пред­приятия относится территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производ­ственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жест­кими транспортными устройствами и не зависимы от природно- климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории. Помимо дискретных транспорт­ных связей других прямых контактов отдельными производствен­ными точками здесь не создается.

Структура и специализация сельскохозяйственных организа­ций в значительной мере определяются размерами принадлежа­щих предприятию земельных угодий и природно-климатически­ми условиями. Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на внутренние и мировые рынки поставляют круп­ные сельскохозяйственные предприятия, наряду с ними могут свободно уживаться малые, семейные фирмы. Крупные фирмы в сельском хозяйстве — это, как правило, многопрофильные хо­зяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направ­ления. Часто они располагают мощной технической базой с пол­ным набором необходимых сельскохозяйственных и транспорт­ных машин и механизмов, мастерскими по ремонту. Многие из них имеют фабрики и мастерские по переработке сельскохозяй­ственной продукции и другие подсобные и кустарные промыс­лы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдельных участках.

Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерны для стро­ительных фирм, а также организаций железнодорожного и водного транспорта, шоссейно-дорожного хозяйства. Подрядные строитель­ные организации размещают возводимые ими объекты в соответ­ствии с пожеланиями заказчиков независимо от какой-либо мест­ной внутренней структуры. Отдельные строительные участки пред­приятий действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями километров. Общее между ними — это лишь единое финансовое, административно-хозяйственное уп­равление и техническое обслуживание. В структуру предприятий же­лезнодорожного, автомобильного, водного и трубопроводного транспорта входят станции, причалы, ремонтные базы и ангары для подвижного состава. Объекты этих отраслей, их дорожное хо­зяйство организуются исключительно по территориальному при­знаку: по отрезкам дорог, водных путей (например, Волжское па­роходство, Байкало-Амурская железная дорога, Московская коль­цевая автодорога и т. д.). Эти предприятия включают не только магистрали, определяющие их название, но также весь арсенал средств, необходимых для обеспечения нормальной работы транс­портных коммуникаций.

Производственная структура предприятия

Профиль, масштабы, а также отраслевая принадлежность пред­приятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия — функциональные от­делы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной эффективности ра­боты.

Производственные цехи (филиалы, участки, мастерские и др.) делятся на две группы: 1) цехи основного производства; 2) вспо­могательные и обслуживающие цехи. К цехам основного производ­ства относятся цехи, в которых непосредственно изготовляется про­дукция, предназначенная для реализации потребителям. К обслу­живающим цехам относятся цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов. Это цехи и производственные участки:

♦ по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструмен­та, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;

♦ по надзору и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;

♦ по обеспечению электрической и тепловой энергией, надзо­ру и ремонту электрооборудования и тепловых сетей;

♦ по внутрипроизводственной и внешней транспортировке сы­рья, материалов, заготовок, готовой продукции, отходов произ­водства;

♦ по очистке и уборке помещений, инвентаря;

♦ склады предприятия.

Если конечный результат деятельности основных производствен­ных цехов — готовая товарная продукция выходит на рынок сбыта и реализуется внешнему потребителю, то конечный результат работы обслуживающих цехов потребляется внутри самого предприятия.

К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделе­ния и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством. Например, утилизация отходов и му­сора, образующихся на фирме; заготовка и хранение сырья, мате­риалов, продуктов питания, которые предназначаются не для из­готовления продукции, а для персонала. Нередко к вспомогатель­ному производству относятся буфеты и столовые, размещенные на территории предприятия, медицинские пункты, а также принадле­жащие предприятию базы отдыха, детские учреждения (ясли, дет­ские сады), культурно-просветительные пункты.

Основные производственные цехи формируются в соответствии с профилем предприятия, его специализацией, а также в зависи­мости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом неизменно перед ними ставятся задачи свое­временного выпуска продукции, снижения издержек производства, повышения качества изделий, своевременной перестройки произ­водства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменя­ющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их коо­перирования внутри предприятия, обеспечения пропорционально­сти и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.

Специализация цехов принимает следующие формы: предметная, подетальная (поагрегатная), технологическая (стадийная) и терри­ториальная. Предметная специализация заключается в сосредоточе­нии в отдельных цехах основной части или всего производственно­го процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции. Например, на кондитерской фабрике существуют отдельные цехи по производству карамели, печенья и тортов и т. д. Общим для этих различных цехов является единое инженерно-тех­ническое обслуживание, материально-техническое обеспечение и сбыт продукции, складские помещения, что снижает их общие про­изводственные расходы.

Подетальная (поагрегатная) специализация цехов наиболее рас­пространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каж­дым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов. Например, на автомо­бильном заводе в специализированных цехах отдельно изготовля­ются двигатели, отдельно — коробка перемены скоростей, кабина и т. д. Все эти агрегаты передаются в цех сборки, где из них и соби­рается готовый автомобиль.

Технологическая {стадийная) специализация базируется на по­операционном разделении труда между цехами. При этом в процес­се прохождения предметов труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха. Так, на текстильном комбинате сырье вначале посту­пает в чесальный цех. Сырье здесь превращается в волокно. Послед­нее идет в прядильный цех. Из волокна в этом цехе прядут нити, из которых в ткацком цехе изготовляют полотно. Окончательная от­делка полотна производится в красильном цехе. На ряде предприя­тий с целью улучшения качества обработки, снижения издержек производства или улучшения санитарных условий труда за отдель­ными цехами и участками закрепляется одна какая-либо техноло­гическая операция. Например, окраска отдельных узлов и деталей, из которых комплектуется готовая продукция, а также операции


термической обработки, сушка материалов и прочее, т. е. отдельная технологическая стадия изготовления готовых изделий. Стадийная специализация цехов и участков широко используется почти во всех отраслях промышленности, в строительстве, частично в сельском хозяйстве.

Территориальная специализация производственных подразделе­ний наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же про­дукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях. Строительная организация нередко возводит жилые дома и дру­гие сооружения сходного или даже одинакового типа в разных районах, на расстоянии в десятки километров друг от друга. Обес­печить эффективное оперативное руководство строительством объектов и доставку рабочей силы из одного центра в таком слу­чае невозможно. Поэтому для выполнения одинаковой работы со­здаются не один, а несколько строительных цехов и участков — по числу объектов. При этом центр обеспечивает участки необхо­димыми машинами и оборудованием, строительными материала­ми, технической документацией, а также формирует портфель заказов и ведет расчеты с потребителями продукции, с постав­щиками сырья и материалов. Аналогичная структура производства и управления образуется и в других отраслях экономики, в частно­сти на транспорте, на фирмах связи и ремонтно-восстановитель- ного профиля. Например, одно и то же предприятие по ремонту бытовой техники может иметь в различных пунктах мастерские совершенно одинакового профиля.

Рабочее место

Рабочееместо —это зона нахожденияработника и средств при­ложения его труда, которая определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми дляисполненияработникомпоставленной перед ним конкретной задачи. Рабочее место — категория универ­сальная и повсеместно распространенная. Оно занимает часть про­изводственной или служебной площади, на которой размещаются также соответствующие средства и предметы труда (рис. 1.6).

В зависимости от особенностей производственного процесса и характера выполняемой работы рабочее место может быть про­стым, многостаночным, коллективным, а также стационарным, подвижным или пространственным. Простым называется рабочее место, где один работник обслуживает один агрегат. Например, один программист обслуживает один комплект компьютерной тех­ники или один универсальный токарный станок обслуживается

одним токарем. Многостаночное рабочее место предполагает об­служивание одним работником одновременно нескольких агрега­тов. Такой тип рабочих мест широко распространен в текстильной промышленности и в машиностроении. Например, пять токарных автоматов обслуживаются одним токарем-оператором. Коллектив­ные рабочие места характерны для химической промышленности, нефтехимической, металлургической и ряда подотраслей пище­вой промышленности, а также для крупных транспортных средств (самолетов, морских и речных судов, локомотивов). В этом случае один агрегат обслуживается не одним, а несколькими работника­ми. Например, крупный прокатный стан на металлургическом за­воде обслуживают одновременно до 120 рабочих. Или один кра­сильный агрегат на мебельной фабрике обслуживают четверо ра­бочих.

Рис. 1.6. Схема стационарного рабочего места

 

Стационарные рабочие места неподвижны, располагаются на закрепленной производственной площади и оснащаются стацио­нарными средствами труда (машинами, механизмами, инструмен­том). Предметы труда подаются непосредственно к рабочему месту. Подвижные рабочие места не имеют закрепленных за ними произ­водственных площадей, а сами продвигаются к месту расположе­ния предметов труда. Например, буровая машина продвигается к месту бурения. Многие рабочие места перемещаются одновременно с предметами труда — автомобили, поезда и другие транспортные средства. Пространственные рабочие места не связаны с какой- либо отраслью экономики, видами продукции или средствами тру­да, а определяются характером работы. Это, например, геологораз­ведка, уборка помещений, выпас скота и др. Работник имеет не фиксированное рабочее место, а лишь очерченное пространство. За ним закрепляется лишь постоянное место явки — специальное по­мещение или контора, где ведется учет прибытия и ухода работни­ка и контролируется его исполнительность. Рабочее место ряда про­изводственных специалистов и руководителей не имеет четкой рег­ламентации. Непосредственные обязанности они выполняют, не только сидя за рабочим столом, но и находясь на территории фир­мы. В какой-то мере это свободное рабочее место в том понимании, что данная категория работников может свободно использовать любую точку территории предприятия для выполнения возложен­ных обязанностей.

Численность и профессиональный состав персонала регламен­тируются количеством и характером рабочих мест на предприятии. Наличие рабочих мест строго учитывается и постоянно регулиру­ется. Их должно быть не больше и не меньше, чем того требуют технология и организация производства, а также установленный объем выпуска продукции (оказания услуг). Завышение числа ра­бочих мест влечет за собой дополнительные нерациональные рас­ходы на их обустройство, содержание и амортизацию, увеличива­ет издержки производства и снижает доход. Его уменьшение (по сравнению с реально требующимся) вызывает сбой ритма произ­водства, снижение качества продукции, нарушение графика по­ставок продукции потребителям, что также отрицательно отража­ется на экономических показателях предприятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...