Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система частей речи в русском языке




Вопросы и задания:

Система частей речи в русском языке.

1. Прочитайте и законспектируйте статью Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке».

2. Ответьте на вопросы:

– Каковы ключевые моменты теории частей речи Л.В. Щербы?

– Какой принцип (принципы) лежат в основе его учения?

– Сколько частей речи, по мнению Л.В. Щербы, в русском языке? По каким признакам их выделяет ученый?

– Как выделена им такая часть речи, как категория состояния?

– Как определяются границы частей речи?

3. В чем принципиальные отличия между самостоятельными («знаменательными») и служебными словами? Почему междометия стоят особняком? Все ли слова русского языка являются частями речи? Может ли часть речи состоять из двух и более слов?

4. В чем состоит главное противоречие в языковом материале, затрудняющее создание единой теории частей речи?

5. Прочитайте и законспектируйте соответствующие разделы монографии В.В. Виноградова «Русский язык» (Введение, § 5,6,7).

Ответьте на вопросы:

– Как В.В. Виноградов характеризует основные структурно-семантические типы слов (ССТС)?

– Какие ССТС могут быть названы частями речи и почему?

– Частицы речи и семь их отличительных признаков.

– Как устанавливается объем частей речи?

– Составьте схему частей речи, пользуясь классификацией В.В. Виноградова.

6. Определите, какой частью речи является выделенное слово. Докажите.

Кто не видывал собственными глазами лесов Черноморского побережья, тому трудно представить преизбыток растительности, делающей здешние леса сплошным клубком зарослей, сплетающихсямежду собой стволов, плетей, веток. Растения тут громоздятся и снизу доверху обвиваются вокруг стволов деревьев.

7. Выполните формообразовательный анализ подчеркнутых слов.

8. Каково соотношение научной и школьной классификации частей речи? Проанализируйте содержание школьных учебников 5-9, 10-11 класса. Отметьте, какие части речи не нашли отражение в школьном учебнике.

Пр имечание

Для систематизации знаний об истории изучения частей речи в русской лингвистике рекомендуется составить сводную таблицу: сопоставить классификации частей речи в работах ученых разных направлений в отечественном языкознании, используя пособие И.П.Чиркиной “Современный русский язык в таблицах и схемах”. — М., 1980. (ЧII, Приложение)                 

1) логическое направление: табл. 1 — М.В. Ломоносов, 2 — А.Х Востоков, 3 — Ф.И. Буслаев; 2) психологическое направление: табл. 6 — А.А. Потебня, 7 — В. А. Богородицкий, 8 — А.А.Шахматов; 3) формально-грамматическое направление: табл. 9 — Ф.Ф. Фортунатов, 13 — М.Н.Петерсон).


ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Теоретические вопросы:

1. Имя существительное как часть речи: ОКЗ, морфологические признаки, синтаксическая функция.

2. Общее категориальное значение «предметность». Способы выражения предметности в русском языке. Границы существительного.

3. Номинативные классы имен существительных

4. Отличие лексико-грамматических разрядов от грамматических категорий. Принципы распределения существительных по лексико-грамматическим разрядам.

5. Имена существительные собственные и нарицательные. Их грамматические признаки. Взаимодействие разрядов.

6. Конкретные и абстрактные имена существительные. Их грамматические свойства. Вещественные существительные. Собирательные существительные.

7. Сведения о лексико-грамматических разрядах имени существительного в школьном учебнике.

Практические задания:

1. Найдите в данных предложениях слова с общим категориальным значением предметности. определите, каким способом выражено данное значение.

1) Мне казалось, наконец, что его заботит что-то особенное и такое, чего, пожалуй, он и сам не может представить себе (Ф.М. Достоевский). 2) Предлог «на» имеет несколько значений. 3) Семеро одного не ждут. 4) Пол был усыпан разноцветным конфетти. 5) Дорога ложка к обеду.

Материал для справки:

Способы выражения предметности в русском языке:

1. Предметность формально выражена в структуре слова:

1.1. Флексией (рек-а, рек-у)

1.2.Флексией и словообразовательным суффиксом (смел-ость, смел-ость-ю)

1.3. Корнем/основой у местоимений (к-то, к-ого, к-ому)

2. Предметность формально выражена только в синтаксической позиции (у несклоняемых существительных и субстантивов: метро, ранчо, ООН; портной, мороженое)

3. Предметность формально выражена в позиции метазнака: Перед «но» ставится запятая.

4. Предметность выражена неполнозначным словом в словосочетании: что-то белое, человек слова.

5. Предметность выражена коммуникативной позицией темы в высказывании: Внизу запели. В деревне спят. Читать – полезно.

 

2. Определите разновидности значения «предметность» у данных существительных (название конкретного лица, вещи; название животного; растения, явления природы, факта, события; названия отвлеченного действия или состояния; качества или свойства, вещества и т.д.):

рояль, воздух, смелость, шофер, собрание, медь, амеба, умножение, метель, экзамен, лось, береза.

3. Определите разряд выделенного существительного (собственное или нарицательное), его значение. Сопоставьте имена собственные и нарицательные. В чем их отличие? Объясните употребление категории числа (наличие ед. и мн.ч. или отсутствие одной из форм).

1) За окном снег, и на нем большие черные деревья – Сибирь. 2) И как многие деревенские Архипы в тот трудный год, спасаясь от голода, ездил он в степь за солью и хлебом. 3) Она часто приезжала в Москву, бывала в Московской консерватории и музыкальном училище имени Гнесиных. 4) Старый дядька Черномор с ними из моря выходит. 5) У Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у Базаровых есть знания и воля. 6) Надев широкий боливар, Евгений едет на бульвар.

4. Определите разряд существительных по значению (конкретные / абстрактные / собирательные / вещественные) и морфологические признаки, обусловленные этим значением.

Мишка, сердитый, шмякнулся на дровни. Есть на свете слово – важное и нужное. Бульдозеры пошли пахать песок и гравий. Воины берегут покой и славу страны. Много попадалось нам на пути брусники. Под ногами его хрустнула хворостинка. Скоро лес оденется листвою. Вспомнился мне Север, постоянные шторма. Пахнуло вдруг дыханьем мая, блеснуло солнце вешних дней.

 

Литература:

Учебники:

1. Совр. рус. яз., Новиков 2001, с. 385-388.

2. Совр. рус. яз., Шанский, Тихонов 1981, с. 90-102.

3. Совр. рус. лит. яз., Лекант 1982, с. 180-185.

4. Буланин Л.А. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976, с. 28-62.

 

Дополнительно:

1. Алексеева Э.В. Имена собирательные в современном русском языке // Филологические науки, 1982, № 3.

2. Буров А.А. Местоименные свойства существительных в тексте //РЯШ, 1988, №3.

3. Брусенская А.А. Множественное число отвлеченных существительных и норма //РЯШ, 1987, № 6.

4. Руденко Д.И. О смысловой специфике собирательных существительных //РЯШ, 1987, № 1.

 


ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...