Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У (каких?) озерных (берегов).




1. Имя прилагательное, обозначает признак предмета.

2. Н.ф. озерный (какой?)

Морфологические признаки.

Постоянные:

1. Относительное, так как выражает признак предмета через отношение к другому предмету (берега озера).

2. Адъективный тип склонения (показатель – окончание), твердый вариант.

Непостоянные:

1. В форме Род. п. Показатель – окончание.

2. В форме мн. ч. Показатель – окончание.

3. Парадигма полная, состоит из 24 словоформ. Частных парадигм кратких форм и степеней сравнения нет, т.к. прилагательное относительное.

Синтаксическая функция:

Согласованное определение (у берегов каких? озерных).

 

Список основных понятий для собеседования на экзамене

 

Адвербиализация Адъективация Антропоним Астроним Грамматика Грамматическая категория Грамматическая форма слова Грамматическое значение (ГЗ) Дейктическая функция Детерминантные имена Звукоподражание Зооним Имя прилагательное – качественные ИП – относительные ИП – притяжательные ИП – аналитические ИП Имя существительное  – нарицательные ИС  – собственные ИС – одушевленные ИС – неодушевленные ИС – абстрактные ИС – конкретные ИС – вещественные ИС – собирательные ИС Имя числительное – количественные ИЧ – порядковые ИЧ – дробные ИЧ – собирательные ИЧ Категория состояния Компаратив Лексикализация Лексико-грамматический разряд Междометие Местоимение – местоимение – прилагательное – местоимение – существительное – местоимение – числительное Метаимена Модальность Модальные слова Морфологическая парадигма слова Морфология   Наречие Начальная форма слова Номинативные классы существительных Нумерализация Падеж Падежное значение Предикатные имена Прономинализация Разносклоняемые ИС Референтные имена Род Сингулятив Склонение - субстантивное – адъективное –  смешанное –  нулевое Словоформа Союз Спряжение Средства выражения ГЗ Субстантивация Суперлатив Типы морфологической парадигмы слова – полная – неполная – избыточная Топоним Урбаноним Формальный класс Форматив Формообразование Функционально-семантическая категория Части речи – знаменательные –  служебные Частица Число  

 

СПИСОК ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Охарактеризуйте морфологию как раздел грамматики; опишите ее цели, задачи, предмет, объект, методы исследования. Покажите на примерах связь морфологии с другими ярусами языковой системы.

2. Дайте понятие грамматического значения. Чем оно отличается от лексического, словообразовательного значения? Опишите его типы, способы и средства их выражения. Что такое грамматическая форма слова? В чем состоит отличие формообразования от словообразования?. Опишите основные типы и способы формообразования. Раскройте понятие морфологической парадигмы. Приведите примеры различных типов парадигм.

3. Опишите грамматическую категорию как ядро морфологической системы, охарактеризуйте типы грамматических категорий, приведите примеры. В чем состоит отличие грамматической категории от лексико-грамматического разряда, формального класса. Приведите примеры данных групп слов.

4. Какие подходы к выделению частей речи существовали в русской лингвистике? На чем было основано выделение частей речи представителями логического, психологического, формально-грамматического направлений? Каковы основные положения работы Л.В.Щербы «О частях речи в русском языке»? Как решается вопрос о принципах выделения частей речи в работе ученого?

5. Опишите систему частей речи в современном русском языке? В чем состоит многоступенчатость выделения частей речи? Сформулируйте отличие самостоятельных и служебных слов. Как решается вопрос о месте междометий, звукоподражаний, модальных слов в системе частей речи? В чем состоят явления переходности в системе частей речи, каковы их причины? Почему в академической грамматике, школьном учебнике вопрос о количестве частей речи решается по-разному? Каковы взгляды В.В. Виноградова на систему частей речи?

6. Дайте общую характеристику имени существительного как части речи: понятие предметности.  Каковы способы выражения предметности в русском языке? Понятие о предмете в школьном учебнике. Грамматические признаки, синтаксическая функция существительных. Особенности словообразования существительных.

7. На чем основано выделение различных номинативных классов имен существительных (референтные, предикатные, детерминантные, синкретичные имена существительные, метаимен)? Приведите примеры. Как многозначность существительного влияет на его отнесение к тому или иному классу?  Как отнесение существительного к тому или иному номинативному классу предопределяет его грамматические признаки? Приведите примеры.  

8. Какой признак лежит в основе деления существительных на лексико-грамматические разряды? В чем состоит отличие имен собственных от нарицательных? Приведите примеры перехода из одного разряда в другой. Сформулируйте правила употребления прописной и строчной буквы. Как определяются границы имен собственных в академической и школьной грамматике?

9. Охарактеризуйте семантические и грамматические признаки конкретных и неконкретных имен существительных (абстрактных, вещественных, собирательных). Приведите примеры перехода из одного разряда в другой.

10. Как решается вопрос об одушевленности имен существительных – грамматическая категория или лексико-семантический разряд? Семантические и формально-грамматические показатели одушевленности и неодушевленности. Приведите примеры несоответствия грамматической и семантической одушевленности, вариантности форм винительного падежа существительных.

11. Категория рода имен существительных. Каково содержание категории рода в русском языке? Приведите примеры различных способов выражения категории рода. Какие показатели рода являются ведущими у одушевленных, неодушевленных существительных, несклоняемых слов?

12. Охарактеризуйте группу имен существительные общего рода. Как определяется род несклоняемых существительных и аббревиатур? Чем вызваны колебания существительных в роде?

13. Каково значение категории числа имен существительных? Приведите примеры прямых и переносных значений единственного и множественного числа. Проиллюстрируйте примерами различные способы выражения категории числа.

14. Как существительные распределяются по признаку корреляции форм числа? Покажите влияние семантических изменений на способы выражения форм числа. Охарактеризуйте существительные pluralia tantum и singularia tantum.

15. Дайте характеристику категории падежа имен существительных. Как решается вопрос о числе падежей в русском языке? Опишите систему падежей современного русского языка.

16.  Назовите факторы, влияющие на формирование падежного значения. Охарактеризуйте основные значения падежных форм имен существительных, приведите примеры.

17. Докажите, что вариантность падежных окончаний - это отражение исторических изменений в языке. В каких формах существительных наблюдается вариантность падежных окончаний? Какими способами определяется падеж? В чем особенности определения падежа у несклоняемых имен существительных.

18. Дайте понятие о склонении. Опишите типы и разновидности склонений имен существительных. Сформулируйте правила написания падежных окончаний существительных.

19. Приведите примеры словообразовательной мотивации имен существительных различными частями речи (транспозиция, модификация, мутация). Охарактеризуйте основные способы словообразования имен существительных. Как изучается правописание суффиксов имен существительных в школьной программе? Опишите основные модели субстантивации, приведите примеры.

20. Охарактеризуйте имя прилагательное как часть речи. Назовите способы выражения признаковости в языке. Общее категориальное значение, морфологические признаки, состав парадигмы, синтаксические функции, особенности словообразования. Как решается вопрос о границах имен прилагательного как части речи? В чем состоит полевая организация прилагательного как части речи?

21. Обоснуйте деление прилагательных на лексико-грамматические разряды: качественные, относительные, притяжательные. Охарактеризуйте их семантические, грамматические, словообразовательные особенности. Приведите примеры перехода из одного разряда в другой.

22. Чем отличаются краткие и полные формы имен прилагательных: опишите их образование, семантические, морфологические и синтаксические особенности. В каких случаях возникают трудности в образовании кратких форм?

23. Как решается вопрос о степенях сравнения в русской лингвистике? Каково значение сравнительной и превосходной степени?  Как они образуются? В каких случаях возникают трудности в образовании форм степеней сравнения? Что такое степени качества и формы субъективной оценки?

24. Охарактеризуйте словообразование имен прилагательных (транспозиция, модификация, мутация). Приведите примеры адъективации. Как изучается правописание суффиксов имен прилагательных в школьной программе?

25.  Дайте характеристику имени числительного как части речи. Как выражается категория количественности в языке? Каково происхождение имени числительного? Как особенности происхождения отразились на грамматических признаках имени числительного? В чем состоят синтаксические особенности числительного? Как решается вопрос о границах класса?

26.  На какие разряды числительные делятся по составу и семантике? Опишите порядковые числительные, их склонение, морфологические особенности. Сформулируйте основные правила написания числительных.

27. Охарактеризуйте количественные числительные, их семантику,  морфологические, синтаксические особенности. В чем состоят семантические, морфологические особенности собирательных, дробных числительных? Сформулируйте правила употребления собирательных числительных.

28. Опишите признаки местоимения как части речи. Как решался вопрос о статусе местоимений в системе частей речи? На чем основана грамматическая классификация местоимений? Проиллюстрируйте морфологические и синтаксические особенности местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

29. Дайте характеристику разрядов местоимений по семантике: состав, особенности значения и употребления местоимений, грамматические особенности.

30. Охарактеризуйте основные способы образования местоимений. Приведите примеры прономинализации. Сформулируйте основные правила написания местоимений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...