Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словообразование прилагательных.




Теоретические вопросы:

1. Степени сравнения прилагательных (синтетические и аналитические формы). Значение и способы образования степеней сравнения.

2. Значение и образование сравнительной степени.

3. Значение и образование превосходной степени.

4. Способы выражения субъективной оценки качества.

5. Основные способы словообразования имен прилагательных.

6. Адъективация.

Практические задания:

1. Определите форму имени прилагательного.

Совсем молодой, самый смелый, преумный, очень рад, более сообразителен, высочайший, умнее всех, повеселее, менее расточительный.

2. Образуйте степени сравнения (синтетические и аналитические формы) от данных прилагательных. Если компаратив не образуется, объясните почему:

строгий, красивый, хороший, плохой, горький (=несчастный), долгий, маленький, свеженький, краснощекий, полутемный, сверхдальний, некрепкий, быстроногий, престарелый, геройский, жесткий, сладкий, ранний, липкий, гордый, гладкий.

3. Выберите одну из предлагаемых форм. Объясните варианты.

На выставке посетители знакомятся с (редчайшими, наиредчайшими, самыми редкими) экспонатами, имеющими большую историческую ценность. Конференция наметила конкретные меры для (быстрейшего, самого быстрого) выполнения задач. Хризантемы - (древнейшие, самые древние) цветы, известные людям. Мы живем в такое время, когда (высокое, высшее, самое высокое, высочайшее) призвание человека состоит в том, чтобы изменить мир. Нарастание продолжительности светлого времени суток (наиболее сильное, самое сильное, сильнейшее) в мае, в июне идет к концу.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов:

премиальный, внегородской, скользкий, севрюжий, дикорастущий, непобедимый, незрячий, лихорадочный.

5. Правописание каких суффиксов прилагательных изучается в школе? Составьте словарный диктант из 15 словосочетаний на правописание различных суффиксов прилагательных. Подготовьтесь продиктовать его в аудитории.

Литература:

1. Современный русский язык / под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.– С. 443-458.

2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.– С. 70-83.

3. Виноградов В.В. Русский язык. –М., 1986.– С. 151-156.

4. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.– М., 1981.– С. 106-121.

5. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов.– М.: Наука, 1976 (и последующие издания).

6. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.: МГУ, 1997.-.178-192.

Образование степеней сравнения имени прилагательного

 

Положительная степень сравнения

 

Сравнительная степень

 

Превосходная степень

Простая Составная Простая Составная
Начальная форма имени прилагательного   Добрый молодой тонкий Образуется от положительной степени при помощи суффиксов -ее (-ей),-е, -ше (+ по) д обр-ее (по-добр-ее) молож-е (по-молож-е) тонь-ше (по-тонь-ше) Образуется от положительной степени при помощи слов более, менее.   б олее (менее) добрый, более (менее) молодой, более (менее) тонкий Образуется от положительной степени при помощи суффиксов ­- ейш (после к,г, х – айш)(+ наи)   добр-ейший (наи-добр-ейший) тонч-айший (наи-тонч-айший) Образуется а) от положительной степени при помощи слов самый, наиболее, наименее. с амый (наиболее, наименее) добрый, б) от простой сравнительной степени путем присоединения форм род. п. мест. весь (все) Добрее всех, тоньше всего.

ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. СКЛОНЕНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

 

Теоретические вопросы:

1.Повторите теоретические вопросы занятий № 9-10.

2. Типы склонения имен прилагательных.

3. Правописание падежных окончаний прилагательных

Практические задания:

1. Просклоняйте прилагательные зеленый лес, волчий хвост, дядин дом. Выделите флексии.

2. Определите тип и вариант склонения имен прилагательных:

1) Дым от еловых шишек повалил очень густой. 2) В детской измученной душе было как-то пусто. 3) Он, сказывают, из каких-то княжеских родов вышел. 4) Хороши глаза у него: не отцовы, а материны, должно быть. 5) Доносился неумолчный птичий гомон.

3. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания падежных окончаний прилагательных.

За редк.. деревьями, сквозь прошлогодн… траву, на дальн… севере, за дальн…горизонтом, с тяжел… грузом, погож… утром, по проезж…дороге, о будущ… плане, об известн…ученом, с каменн.. утёсом, о дождлив…осени.

4.Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых имен прилагательных

 

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

I

1. Словоформа в тексте (простая/аналитическая).

2. Часть речи; категориальное и конкретное значение.

3. Начальная форма; вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

II

Постоянные морфологические признаки

4. Лексико-грамматический разряд (ка­чественное, относительное, притяжательное); показатели раз­ряда.

5. Тип склонения; варианты склонения; показатели склонения.

 

Непостоянные морфологические признаки

6. Полная/краткая форма; показатель формы.

7. Степень сравнения (у качественных); показатели сте­пени сравнения; значение степени сравнения.

8. Число.

9. Род (если есть).

10. Падеж (если есть); показатель рода, числа, паде­жа имени прилагательного.

11. Парадигма склонения имени прилагательного.

III

12. Синтаксическая функция.

ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.

РАЗРЯДЫ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Теоретические вопросы:

1. Функционально-семантическая категория количественности и способы ее выражения в языке.

2. История формирования числительного как части речи. Вопрос о границах части речи.

3. Общая характеристика числительного как части речи. Вопрос о неопределенно-количественных словах.

4. Классификация числительных по структуре.

5. Классификация числительных по значению.

6. переход числительных в другие части речи. Нумерализация.

 

Практическ ое задани е:

1.Определите, к какой части речи относятся слова с количественным значением. Докажите это. Назовите слова, грамматическая природа которых в лингвистике вызывает споры.

Часа через два мы оказались в крепости. Перед испанкой благородной двое рыцарей сидят. Второй час ночи, в окно светит бледная луна. Мы сели в кибитку вдвоем. Двойные фонари карет веселый изливают свет. В поместье недалеко от дома рос столетний дуб. Магазин ждет своего миллионного посетителя, чтобы вручить ему тысячу рублей. Было в море много медуз. Я много хожу, много езжу верхом.

2. Определите лексико-грамматические разряды числительных, разряд по структуре. Укажите грамматические категории и синтаксическую функцию числительного.

Поезд отходил ровно в одиннадцать тридцать. Занятия в шестой роте подходили к концу. В штабе было трое офицеров. Уже не первый раз за полтора года службы он испытал это чувство. Две третьих состава отсутствовали. Они смогли пройти лишь две третьих пути. В канцелярии было около тридцати писцов.

3. Определите, пользуясь толковыми словарями, функцию какой части речи выполняет слово один. Подберите, где это возможно, синонимы.

Это напомнило мне одну историю и одного человека. Один я боялся ходить по темным аллеям. Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся. Петр был старше Гриши на один год, меня — на два. Он совершенно один, его спутник исчез. Один из них не сдержал слова. Один в поле не воин.

Литература:

1. Современный русский язык / под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.– С. 452-458.

2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.– С. 70-83.

3. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.– С. 151-156.

4. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.: МГУ, 1997.– С.193-197

Дополнительно:

1.Бодуэн де Куртене И.А. Количественность в языковом мышлении// Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963.

2. Лукин М.Ф. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в современном русском языке// Вопросы языкознания. — 1987. — №6.

3.Марковский И.К. Слова со значением “неопределенной множественности” в современном русском языке// Филологические науки. — 1974. — №4.

4. Соина Г.И. Счетные имена существительные в современном русском языке// РЯШ. — 1974. — №2.

ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...