Словообразование прилагательных.
Теоретические вопросы: 1. Степени сравнения прилагательных (синтетические и аналитические формы). Значение и способы образования степеней сравнения. 2. Значение и образование сравнительной степени. 3. Значение и образование превосходной степени. 4. Способы выражения субъективной оценки качества. 5. Основные способы словообразования имен прилагательных. 6. Адъективация. Практические задания: 1. Определите форму имени прилагательного. Совсем молодой, самый смелый, преумный, очень рад, более сообразителен, высочайший, умнее всех, повеселее, менее расточительный. 2. Образуйте степени сравнения (синтетические и аналитические формы) от данных прилагательных. Если компаратив не образуется, объясните почему: строгий, красивый, хороший, плохой, горький (=несчастный), долгий, маленький, свеженький, краснощекий, полутемный, сверхдальний, некрепкий, быстроногий, престарелый, геройский, жесткий, сладкий, ранний, липкий, гордый, гладкий. 3. Выберите одну из предлагаемых форм. Объясните варианты. На выставке посетители знакомятся с (редчайшими, наиредчайшими, самыми редкими) экспонатами, имеющими большую историческую ценность. Конференция наметила конкретные меры для (быстрейшего, самого быстрого) выполнения задач. Хризантемы - (древнейшие, самые древние) цветы, известные людям. Мы живем в такое время, когда (высокое, высшее, самое высокое, высочайшее) призвание человека состоит в том, чтобы изменить мир. Нарастание продолжительности светлого времени суток (наиболее сильное, самое сильное, сильнейшее) в мае, в июне идет к концу. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов: премиальный, внегородской, скользкий, севрюжий, дикорастущий, непобедимый, незрячий, лихорадочный.
5. Правописание каких суффиксов прилагательных изучается в школе? Составьте словарный диктант из 15 словосочетаний на правописание различных суффиксов прилагательных. Подготовьтесь продиктовать его в аудитории. Литература: 1. Современный русский язык / под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.– С. 443-458. 2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.– С. 70-83. 3. Виноградов В.В. Русский язык. –М., 1986.– С. 151-156. 4. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.– М., 1981.– С. 106-121. 5. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов.– М.: Наука, 1976 (и последующие издания). 6. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.: МГУ, 1997.-.178-192. Образование степеней сравнения имени прилагательного
ЗАНЯТИЕ № 11 Тема: СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. СКЛОНЕНИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Теоретические вопросы: 1.Повторите теоретические вопросы занятий № 9-10. 2. Типы склонения имен прилагательных. 3. Правописание падежных окончаний прилагательных Практические задания: 1. Просклоняйте прилагательные зеленый лес, волчий хвост, дядин дом. Выделите флексии. 2. Определите тип и вариант склонения имен прилагательных: 1) Дым от еловых шишек повалил очень густой. 2) В детской измученной душе было как-то пусто. 3) Он, сказывают, из каких-то княжеских родов вышел. 4) Хороши глаза у него: не отцовы, а материны, должно быть. 5) Доносился неумолчный птичий гомон. 3. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания падежных окончаний прилагательных. За редк.. деревьями, сквозь прошлогодн… траву, на дальн… севере, за дальн…горизонтом, с тяжел… грузом, погож… утром, по проезж…дороге, о будущ… плане, об известн…ученом, с каменн.. утёсом, о дождлив…осени. 4.Выполните полный морфологический разбор подчеркнутых имен прилагательных
Чем чаще празднует лицей ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ I 1. Словоформа в тексте (простая/аналитическая). 2. Часть речи; категориальное и конкретное значение. 3. Начальная форма; вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте. II Постоянные морфологические признаки 4. Лексико-грамматический разряд (качественное, относительное, притяжательное); показатели разряда. 5. Тип склонения; варианты склонения; показатели склонения.
Непостоянные морфологические признаки 6. Полная/краткая форма; показатель формы. 7. Степень сравнения (у качественных); показатели степени сравнения; значение степени сравнения. 8. Число. 9. Род (если есть). 10. Падеж (если есть); показатель рода, числа, падежа имени прилагательного. 11. Парадигма склонения имени прилагательного. III 12. Синтаксическая функция. ЗАНЯТИЕ № 12 Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. РАЗРЯДЫ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Теоретические вопросы: 1. Функционально-семантическая категория количественности и способы ее выражения в языке.
2. История формирования числительного как части речи. Вопрос о границах части речи. 3. Общая характеристика числительного как части речи. Вопрос о неопределенно-количественных словах. 4. Классификация числительных по структуре. 5. Классификация числительных по значению. 6. переход числительных в другие части речи. Нумерализация.
Практическ ое задани е: 1.Определите, к какой части речи относятся слова с количественным значением. Докажите это. Назовите слова, грамматическая природа которых в лингвистике вызывает споры. Часа через два мы оказались в крепости. Перед испанкой благородной двое рыцарей сидят. Второй час ночи, в окно светит бледная луна. Мы сели в кибитку вдвоем. Двойные фонари карет веселый изливают свет. В поместье недалеко от дома рос столетний дуб. Магазин ждет своего миллионного посетителя, чтобы вручить ему тысячу рублей. Было в море много медуз. Я много хожу, много езжу верхом. 2. Определите лексико-грамматические разряды числительных, разряд по структуре. Укажите грамматические категории и синтаксическую функцию числительного. Поезд отходил ровно в одиннадцать тридцать. Занятия в шестой роте подходили к концу. В штабе было трое офицеров. Уже не первый раз за полтора года службы он испытал это чувство. Две третьих состава отсутствовали. Они смогли пройти лишь две третьих пути. В канцелярии было около тридцати писцов. 3. Определите, пользуясь толковыми словарями, функцию какой части речи выполняет слово один. Подберите, где это возможно, синонимы. Это напомнило мне одну историю и одного человека. Один я боялся ходить по темным аллеям. Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся. Петр был старше Гриши на один год, меня — на два. Он совершенно один, его спутник исчез. Один из них не сдержал слова. Один в поле не воин. Литература: 1. Современный русский язык / под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.– С. 452-458. 2. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.– С. 70-83.
3. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.– С. 151-156. 4. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.: МГУ, 1997.– С.193-197 Дополнительно: 1.Бодуэн де Куртене И.А. Количественность в языковом мышлении// Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.2. М., 1963. 2. Лукин М.Ф. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в современном русском языке// Вопросы языкознания. — 1987. — №6. 3.Марковский И.К. Слова со значением “неопределенной множественности” в современном русском языке// Филологические науки. — 1974. — №4. 4. Соина Г.И. Счетные имена существительные в современном русском языке// РЯШ. — 1974. — №2. ЗАНЯТИЕ № 13 Тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|