Склонение числительных. Употребление числительных.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО. Теоретические вопросы: 1. Типы склонения числительных. 2. Особенности употребления отдельных разрядов числительных. Конспект: Прочитайте и законспектируйте раздел «Употребление числительных» в одном из предложенных пособий. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке.– М., 1997 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977. Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.– М., 2007 Практическ ое задани е: 1. Просклоняйте числительные, выделите окончания, определите вид подчинительной связи числительного и существительного. 143 463 человек, 2018 год, полтораста страниц, пятеро учеников, четверо ножниц. 2. Определите, с какими числительными — пять или пятеро — могут сочетаться слова: сестра, сын, бродяга, пленный, щенок, шкаф, ворота. Мотивируйте свой ответ. Раскройте скобки, выбрав нужные числительные. У кузницы стоял... (два, двое) сан... и (три, трое) телег... (Четыре, четверо) товарищ... отправились в путь. (Шесть, шестеро) девуш... из нашей школы участвовали в городских соревнованиях. Нас было (три, трое). Недоставало (три, трое) нож... и (четыре, четверо) щипц... По (оба, обе, обоим, обеим) сторон... шоссе посадили деревья. Город расположен на (обоих, обеих) берегах реки. Волку не удалось съесть (семь, семеро, семерых) козлят. Семья Назаровых взяла на воспитание (три, трое, троих) сирот…. 3. Употребите слова в нужной форме, раскройте скобки, запишите цифры прописью: 6,5 (литр), 4 ½ (метр), 2 и более (трудный вопрос), масса равна (полторы тысячи килограммов), 4 и более (интересная книга), объемом (1000 литров), открыли 22 (детские сады), отремонтировали 23 (сани), купили 24 (ножницы), прошло 32 (сутки).
4. Выполните полный морфологический разбор имен числительных ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ I 1. Словоформа в тексте, вопрос к словоформе. 2. Часть речи, категориальное значение. 3. Начальная форма, вопрос к начальной форме. II Постоянные морфологические признаки 4. Лексико-грамматический разряд и подразряд (количественное: определенно-количественное, неопределенно-количественное, собирательное; порядковое; дробное); показатели разряда; значение разряда (подразряда). 5. Структура (простое/сложное/составное). 6. Тип склонения и его специфика. Непостоянные морфологические признаки 7. Число (если есть). 8. Род (если есть). 9.Падеж имени числительного; показатель рода, числа, падежа имени числительного. III 10.Синтаксическая функция. ЗАНЯТИЕ № 14 Тема: МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Теоретические вопросы: 1. Различные взгляды на местоимение как часть речи в русском языкознании. 2. Местоимение как часть речи. Специфика значений местоимений. 3. Функционально-семантическая классификация местоимений (разряды местоимений по значению). 4. Формально-грамматическая классификация местоимений. 5. Грамматические признаки. Склонение местоимений. Практическое задание: 1. Определите разряды местоимений по значению, по соотношению с другими частями речи, укажите их грамматические признаки. Уголок этот – истинное буйство природы. Трудно поверить, что сохранились еще такие уголки в наш-то век! Тутаев каждое лето приезжал в Епихино и очень привязался ко всему, что окружало его в деревне. Семен не может представить себе даже, как он жил раньше, не зная тети Поли, Мити, Гали. Зимой Тутаев только и жил мечтой о том времени, когда он снова сможет увидеть хутор, всю эту волнующую красоту.
2. Вставьте подходящие по смыслу местоимения (всякий, каждый, иной, другой, любой). 1) ______хочется иметь свою особую комнату для себя одного. 2) В ком сердце так сотворено, что дружбы и любви не чувствует оно и ненависть одну ко всем питает, – тот________своим злодеем почитает. 3) В________пня и десять лет не вдолбишь того, что_______ловит на полете. 4) ______рода возможности открываются и тем, кто откроет для себя профессию ландшафтного дизайнера. 5) ________далеко,_______уж в мире нет, со мной одни воспоминанья. 6) Нередко мы того не примечаем, себя в ______охотно величаем. 7) Я не знаю_______признаков превосходства, кроме доброты. 8) Благо – не________жизнь, а жизнь хорошая. 9) Не опыт______мне в жизни явил: надежда – лукавый предатель. 10) Учитесь властвовать собой; не______вас, как я, поймет, к беде неопытность ведет. 3. Вставьте пропущенные неопределенные местоимения (кто-то, кто-нибудь, некто, кое-кто). Выделите предложения, смысл которых позволяет употребить несколько местоимений. 1) Печорин вышел после всех; на крыльце... его остановил за руку, промолвив: я имею с вами поговорить. 2) У князя Лиговского были гости... из родных, когда Красинский взошел в лакейскую. 3) Жил... господин Долгов. 4) Вдруг позади, на валу виноградника, закачалась береза:... спрыгнул в ров, потом выбрался на дорогу. 4. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Если необходимо, дайте правильный вариант. 1) Отец испек пирог. Сегодня он выглядел прекрасно. 2) Полиция не смогла напасть на след преступника. Они все больше и больше сбивались на ложный путь. 3) Гринев подошел к Швабрину, и Пугачев увидел, что он побледнел. 4) Дубровский собрал себе верных людей и стал главарем разбойничьего отряда. 5) Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой. 6) После всех этих событий Герасим надел на себя нарядный кафтан и вышел из каморки. 7) Целый день и почти целый вечер мы набирали текст на компьютере. 8) Некоторые взяли с собой удочки, а некоторые даже захватили котелки. Литература: 1. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.– С. 264–281.
2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1. Раздел «Местоимение». М., 1967. С. 277–291. 3. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.– М., 1981.– гл. 6 «Местоименные слова». 4. Пешковский А.Н. Русский синтаксис в научном освещении. –М., 1938. –С. 165. 5. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. – М., 1991. – С. 77–97. 6. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М.: МГУ, 1997.– С. 197-205. ЗАНЯТИЕ № 15 Тема: МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕСТОИМЕНИЙ. ПРОНОМИНАЛИЗАЦИЯ. Теоретические вопросы: 1. Склонение местоимений. 2. Пополнение класса местоимений. Способы образования местоимений. 3. Прономинализация. Переход местоимений в состав других частей речи. 4. Правописание местоимений. Практическое задание: 1. Выпишите типы и особенности склонения местоимений разных разрядов из пособия И.П.Чиркиной “Современный русский язык в таблицах и схемах”, ч.2. М.1980, таблица 89. Просклоняйте местоимения сам, самый, чей, некий. Выделите окончания, поставьте ударение. Определите тип склонения. 2. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Все было наполнено в это весеннее утро радостью и свежестью. В лесу все темней и темней. Искусство все перетерпит и все победит. Куприн прослужил в полку всего четыре года. Вышел в свет роман довольно известного литератора. Музыка заиграла французскую кадриль хотя с известными недостатками, но недурно. Елочные игрушки в чемодане оказались целыми. Вчера их не было целый день. 3. Определите, пользуясь толковым словарем, какой частью речи является слово что в предложениях. Докажите, указывая семантические, грамматические и синтаксические признаки. Если слово является местоимением, назовите разряд. 1) Что есть в печи, то на стол мечи.2) Что в лоб, что по лбу.3) Что за шум, а драки нет? 4)Зима. Что делать нам в деревне? 5)Что посеешь, то и пожнешь. 6)Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ? 7)Немногим, может быть, известно, что дух его неукротим.8)Или что увидел? Или что услышал? 9)Пропало все, что звук пустой.10)Со мною вот то происходит: ко мне мой старый друг не ходит. 11)Если надо будет что, обращайтесь без стеснения.
4. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов. Во всем мире было только односущество, привязанное к нему: это — Пиратка, которого он нашел еще щенком, замерзающим на улице, и из жалости отогрел и выкормил. Зато вудачные дни оба они были сыты.
МЕСТОИМЕНИЕ I 1.Словоформа в тексте. 2.Часть речи; категориальное значение. 3.Начальная форма; вопрос к начальной форме; вопрос к словоформе в тексте. II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|