Категория одушевленности-неодушевленности.
Теоретические вопросы: 1. Семантические и формально-грамматические показатели одушевленности/неодушевленности имен существительных. 2. Группы существительных, у которых наблюдаются колебания в выборе форм одушевленности/неодушевленности, основные противоречия между семантическими и формальными показателями одушевленности/ неодушевленности: 1) названия рыб, моллюсков, употребляемых в пищу (мидия, устрица); б) названия микроорганизмов (бактерия, вирус); в) существительные, обозначающие группы людей, животных (толпа, стая); г) одушевленные существительные при их употреблении по отношению к неодушевленным предметам и наоборот; д) названия книг, газет, магазинов и т.п. е) отдельные группы слов
Практические задания: 1. Охарактеризуйте данные существительные, указав, к какому лексико-грамматическому разряду они относятся (одушевленные; неодушевленные (учитывайте семантический и грамматический критерий, многозначность слова) Определите, в каких случаях грамматический и семантический критерий не совпадают): Призрак, робот, дракон, манекен, мартышка, тип, марионетка, идальго, ансамбль, бас, табун, родные, пушнина, масса, пиявка, счетчик, змей, козырь, кошка, лень, «Овод», «Москвич», магазин «Школьник». 2. Упражнение № 552 (Учебник 5 класса под ред. С.И. Львовой) Определите, сколько одушевленных и неодушевленных существительных употреблено в стихотворении С.Есенина. Объясните, почему при чтении текста возникает ощущение, что в них описаны живые существа. Приведите примеры олицетворения из других произведений. Докажите, что этот прием основан на таком признаке существительных, как одушевленность-неодушевленность.
Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога. Ах, и сам я в чаще звонкой
3. Повторение ЛГР существительных (подготовка к проверочной работе): 1) В данном тексте определите номинативный класс и ЛГР выделенных жирным шрифтом слов. 2) Выполните словообразовательный анализ подчеркнутых слов.
Как известно, русская печь строилась прежде не из кирпича, а из сырой глины. Ее сбивали, обмазывали. Печуры, выступы, углубления, карнизы лепились вручную и поэтому имели овальную форму. Труд печника сочетал в себе некоторые, хотя и отдаленные, признаки творчества скульптора и архитектора. (Лепка, композиция, соразмерность, план и общение с материалом.) Знакомство с псковской архитектурой наводит на мысль об удивительном сходстве печного, иначе повседневно-бытового, мастерства с мастерством строительства псковских храмов. Овальные, мягкие, какие-то уютно-домашние формы этих небольших церквей и впрямь сродни в чем-то русской печи, ее теплу и уюту, ее повседневной необходимости. Где, почему, каким образом труд печника или дровосека становился трудом скульптора или зодчего? На этот вопрос не может быть короткого, однозначного ответа. Великая тайна творчества, созидания, вдохновения не дается рациональному мышлению. (В.И. Белов Лад. Очерки о народной эстетике) Л итература: 1. Совр. рус. яз., Новиков 2001, с. 385-388. 2. Совр. рус. яз., Шанский, Тихонов 1981, с. 90-102. 3. Совр. рус. лит. яз., Лекант 1982, с. 180-185. 4. Буланин Л.А. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976, с. 28-62. 5. Ицкович В.А. Существительные одушевленные и неодушевленные в современном русском языке (Норма и тенденция)// Вопросы языкознания, 1980, № 4.
ЗАНЯТИЕ № 5 Тема: КАТЕГОРИЯ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Теоретические вопросы: 1. Значение и типология грамматической категории рода. Критерии распределения существительных по родам. Программа по современному русскому языку содержит утверждение: «Род – обязательный синтаксический и необязательный номинативный элемент значения существительных». Как вы это понимаете? Докажите, что род – это категория, а не ЛГР. 2. Основные показатели категории рода: морфологические, синтаксические и семантические средства выражения категории рода. 3. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. 4. Существительные общего рода. Вопрос о категории рода у существительных типа врач, учитель, секретарь. 5. Колебания в роде имен существительных. 6. Стилистические функции категории рода имен существительных в художественном тексте. Практические задания: 1. Заполните таблицу «Род имени существительного» предложенными примерами, укажите показатели рода (морфологический: флексия им.п. ед.ч.; флексия косвенных падежей; семантический показатель; словообразовательный, синтаксический показатель).
Озеро, сани, отец, сестра, мышь, кот, береза, август, зверье, шалунишка, машинистка, шампунь, вестник, желе, леди, городишко, тюль, снегирь, водитель, морози ще, протеже, племя. а тташе, сливки, сельпо, повидло, знамя, коллега, загс, мозоль, сирота, бигуди, врач, туфли, задира, овощи, ворота, староста, каникулы, пони, ракета-носитель, диван-кровать, платье-костюм, плащ-палатка, такси, визави, Женя, Акапулько, Конго, Никарагуа, Онтарио, МХАТ, ДОСААФ, МАПРЯЛ, ЮНЕСКО, СНГ. 2. Приведите примеры поэтических текстов, тропы в которых связаны с проявлениями категории рода.
Конспект: Прочитайте и законспектируйте разделы «Колебания в роде существительных», «Род несклоняемых существительных» в одном из предложенных пособий. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке.– М., 1997. (и др. издания) Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.– М., 1977. (и др. издания) Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.– М., 2007
Литература:
Учебники: 1. Совр. рус. яз., Новиков 2001, с. 385-388. 2. Совр. рус. яз., Шанский, Тихонов 1981, с. 90-102. 3. Совр. рус. лит. яз., Лекант 1982, с. 180-185. 4. Буланин Л.А. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976, с. 28-62. Дополнительная литература: 1. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., Наука, 1976 (раздел “Существительное. Род и смежные с ним явления.”) 2. Брагина А.А. Наблюдения над категорией рода в русском языке// Вопросы языкознания, 1981, № 5. 3. Васченко В.М. Грамматическая категория общего рода в русском языке// Вопросы языкознания, 1984, №3. 4. Тарасенко Р.В. Слова общего рода и их лексико-семантическая особенность// Русский язык в школе, 1980, №4. 5. Щерба Л.В. Опыт лингвистического толкования стихотворений “Сосна” Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом// Избранные работы по русскому языку. М., 1957
Занятие № 6 Тема: КАТЕГОРИЯ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Теоретические в опросы: 1. Грамматическая семантика категории числа имен существительных. Основные и частные значения категории числа. 2. Средства выражения категории числа. 3. Корреляция существительных по числу. Существительные Singularia tantum и Pluralia tantum. Их лексико-грамматические и тематические группы. .
Практические задания: 1. Определите способ выражения категории числа (морфологический, акцентологический, супплетивный, синтаксический, семантический), средство образования формы числа: Лампа-лампы, волна-во ’ лны, новое метро, весло-в ё сла, сын-сыновья, человек-люди, все ворота, чудо-чудеса, цветок-цветы. 2. Определите форму числа выделенных имен существительных и ее значение (значение реальной единичности, раздельной множественности, вещественности, собирательности и т.д). 1) На макушке березы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка. 2) У лесного оврага, в тени под дубками, цветут ландыши и земляника. 3) Соскочив с дрожек, мы идем по обочине песчаной лесной дороги. 4) Савушкин увидел, что сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.
5) И вся картина перед вами, Когда прибавим вдалеке Жену на креслах в уголке(М. Лермонтов). 6) Нет! Ничто Так не печалит нас среди веселий, Как томный, сердцем повторенный звук! (А. Пушкин). 7) Сергей Городецкий одним из первых попытался возвратить стиху простоту метра и бесхитростность созвучий (В. Брюсов). 8) Нет, давайте встретимся на воздухе. Теперь такие погоды замечательные (И. Ильф, Е. Петров). 9) Я простая. Я не училась в гимназиях. Я не знаю всех этих географий, шмеографий. У меня грубые руки, мой дед был рыбак! (Л. Славин) 10) Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок? <…> Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор? (М. Булгаков).
3. Распределите слова по группам:
Составьте 5 предложений со словами последней группы. Укажите их семантические и стилистические особенности Химки, носки, Сидоров, березняк, депо, пшеница, руда, атмосфера, флот, сено, земляника, крестины, румяна, запах, пески, страх, с нег, опилки, студенчество, бег, прыжок, скорость, Вологда, долг, ворота, адрес, инженер, такси, корпус, сектор. Литература: 1. Грамматики, учебники. 2. Виноградов В.В. Русский язык. (раздел о категории числа имен существительных). 3. Климкова Л.А. Существительные со значением единичности// Филологические науки,1979, № 5. 4. Новиков Л.А. Природа числа существительных и его стилистическая функция// Русский язык в школе, 1959, № 5. Занятие № 7 Тема: КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Теоретические вопросы: 1. Падеж как грамматическая категория. Типология категории падежа. Почему падеж характеризуется как обязательная, регулярная, номинативная и синтаксическая категория существительных? Каково значение категории падежа? 2. Как решается вопрос о числе падежей в современном русском языке? Почему выделяют два родительных и предложных падежа? (Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. § 13. С. 62–64) 3. Падежные значения, средства их выражения. Факторы, определяющие значения падежных форм. Общие и частные падежные значения. Значение падежей: имен., родит., дат., вин., творит., предл. 4. Способы определения падежей.
Практические задания:
1. Выпишите подчеркнутые имена существительные с управляющими словами, определите падеж, падежное значение. 1) Кисейными облаками летит над морем белая пыль, осыпая старую шхуну о двух мачтах. 2) Полковник поднял над головой сжатую в кулак смуглую руку. 3) Да не вредят полям опасный хлад дождей и ветра позднего осенние набеги. 4) Я сам расскажу о времени и о себе. 5) Мы шли по кустам напрямик. Пройдя километр, остановились в лесу. 6) Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. 7) Арине Петровне даже на стуле не сидится от нетерпения. 8) Душа человека есть самый сложный музыкальный инструмент. 9) Ксюша, младшая девочка, подала ему чистое полотенце. 10) Вода, поднятая плотиной, подошла к самому бульвару, к терему Дмитрия-царевича, к церквушкам на берегу. 2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: вафля, кочерга, сапог, носок, чулки, ясли, лимон, подворотня, грамм, турки, боты, эполеты, валенки, абрикос, макароны. 3. Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте орфографическое правило «Правописание окончаний существительных» (5 класс). Важно для матер…, положить на сидень…, учитывать при варени…, положить в варень…, научиться в арми…, лежать в постел…, деревья в ине…, изображен на знамен…, присутствовать на заседани…, пробелы в биографи…, учиться по новой программ…, находиться в невол..., любить на расстояни..., отыскать в оглавлени..., учиться в лице..., быть убитым на дуэл..., спорить об иде... романа, по завершени... повести, сплетня о сумасшестви..., рассуждать о своеобрази... композици... повест..., распространяться об эпопе..., отметить в рецензи..., подчеркнуть в постановлени.... Литература: 1. Совр. рус. яз., Новиков 2001, с. 400-414. 2. Совр. рус. яз., Шанский, Тихонов 1981, с. 108-120. 3. Совр. рус. яз., Лекант 1982, с. 189-196. 4. Буланин 1976, с. 62-70. 5. Виноградов. Русский язык.–М., 1972, с. 139-150.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|