Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
Один из крупнейших композиторов XX века, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий. На его творчество оказали влияние П. И. Чайковский, И. С. Бах (прелюдии и фуги), Л. Бетховен (квартеты), М. П. Мусоргский и А. Берг (оперы), и др. Для опер Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Композитор работал в различных жанрах: симфония, квартет, опера, балет; писал концерты для разных инструментов, вокальные произведения, музыку к кинофильмам, и др. Главными жанрами его творчества являлись симфония и квартет (Шостакович создал 15 симфоний и 15 квартетов). Многие произведения композитора отражают тяжёлое время, которое переживала страна (симфонии №7, 8, 13, квартет №8 и др. ). Новаторский стиль композитора был сложен и многим непонятен, особенно это касалось театральных жанров. Несколько раз в печати появлялись статьи, в которых творчество Шостаковича и других передовых академических композиторов подвергалось критики и запрещалось к исполнению.
Творчество композитора: I) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них. Симфонии: · Симфония №1 (4 части); · Симфония №2 «Посвящение Октябрю» (двухчастная симфония с хором); · Симфония №3 «Первомайская» (четырёхчастная симфония с хором); · Симфония №4 (3 части); · Симфония №5 (4 части); · Симфония №6 (3 части); · Симфония №7 «Ленинградская» (4 части); · Симфония №8 (5 частей); · Симфония №9 (5 частей); · Симфония №10 (4 части); · Симфония №11 «1905 год» (4 части); · Симфония №12 «1917 год» (4 части); · Симфония №13 «Бабий Яр» (пятичастная симфония с участием хора и солистов);
· Симфония №14 (11 частей, симфония с участием хора, солистов, струнных и ударных инструментов); · Симфония №15 (4 части).
Сюиты из балетов, сюита из музыки к спектаклю «Гамлет», сюиты для джаз-оркестра, и т. д.
Оперы и оперетты: · Опера «Нос» по повести Н. В. Гоголя; · Опера «Леди Макбет Мценского уезда» по роману Н. Лескова, во второй редакции – «Катерина Измайлова»; · Оперетта «Москва, Черёмушки».
Балеты: · «Золотой век»; · «Болт»; · «Светлый ручей».
Концерты для инструмента с оркестром: · Два концерта для фортепиано с оркестром; · Два концерта для скрипки с оркестром; · Два концерта для виолончели с оркестром.
Камерно-инструментальное творчество: · 15 струнных квартетов; · Фортепианный квинтет; · Два фортепианных трио; · Сонаты для скрипки и фортепиано, для альта и фортепиано и для виолончели и фортепиано.
Вокальные сочинения: · Кантата «Поэма о Родине»; · «Антиформалистический раёк»; · Оратория «Песнь о лесах»; · Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»; · Вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»; · Сюита из оперы «Нос»; · Сюита из оперы «Катерина Измайлова»; · Шесть романсов на слова японских поэтов; · Шесть романсов на стихи английских поэтов; · «Из еврейской народной поэзии»; · «Пять романсов на слова из журнала “Крокодил”»; · «Семь стихотворений А. А. Блока»; · Вокальный цикл «Шесть стихотворений Марины Цветаевой»; · Сюита на слова Микеланджело.
Для драматического театра: · «Гамлет» – музыка к трагедии Шекспира; · «Король Лир» – музыка к трагедии Шекспира.
Музыка к кинофильмам: «Броненосец Потёмкин», «Великий гражданин», «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Падение Берлина», «Овод», «Гамлет», «Король Лир», «Катерина Измайлова», и др.
II) Биография и творчество композитора: 1) Родился в Санкт-Петербурге в семье инженера-химика и пианистки, занимался в частной музыкальной школе И. А. Гляссера.
2) В 1919 году поступил в Петроградскую консерваторию, учился как пианист и композитор. В 1923 году закончил консерваторию по классу фортепиано у Л. В. Николаева, в 1925 году – по классу композиции у М. О. Штейнберга. Его выпускным сочинением была симфония №1 (1925). В годы обучения работал в кинотеатре тапёром. 3) В 20-е годы работал в театре рабочей молодёжи и в театре Мейерхольда в Москве. Был участником творческого объединения композиторов АСМ (ассоциация современной музыки). Появляются программные симфонии с участием хора: «Посвящение Октябрю» и «Первомайская» (симфонии №2 и №3). Первым крупным театральным произведением Шостаковича является опера «Нос» (по повести Н. В. Гоголя). Почти каждая страница партитуры оперы содержит оригинальные идеи: Шостакович считал, что для гоголевского повествования не годилось традиционное пение, а тем более распевная кантилена, поэтому в «Носе» почти беспрерывно звучит речитатив. В вокальных партиях оперы отсутствуют завершенные протяженные мелодии, законченных оперных форм – арий, ансамблей в ней также нет. Оперу Шостаковича критики называли «амелодичной», невокальной, однообразно-речитативной от начала до конца. В конце 20-х начале 30-х годов появляются два балета на современную и актуальную тематику: «Золотой век» (рассказ о приключениях советской футбольной команды («Динамо») во время поездки в капиталистическую страну Фашландию) и «Болт» (о работе на заводе; один из героев балета с помощью болта выводит из строя станок). В балетах Шостакович использует бытовые современные танцы – галопы, фокстроты, танго, и т. д. 4) 30-е годы – опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Николая Лескова, жанр оперы – трагедия-сатира. В 1936 году вышла критическая статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда». В статье опера Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный», «формалистический» характер; композитора обвиняли в сложности музыкального языка. Данная статья открыла волну пропагандистской кампании против многих произведений художественного искусства. В это же время появилась статья «Балетная фальшь» о балете Шостаковича «Светлый ручей». После выхода статьи «Сумбур вместо музыки» опера сошла со сцены; в 50-60-е годы Шостакович создал вторую редакцию оперы под названием «Катерина Измайлова». Также не была осуществлена премьера симфонии №4 (она впервые прозвучала только в 1961 году).
В эти годы также появляются симфонии №5 и №6, первый квартет, музыка к кинофильмам. В 1937 году Шостакович начинает вести класс композиции в Ленинградской консерватории. 5) 40-е годы. В годы войны принимал участие в строительстве оборонительных сооружений, дежурил в отрядах противопожарной обороны. Главное сочинение этих лет – симфония №7. (Рассказать историю создания, какое значение данное произведение имело для страны, исполнение в Ленинграде, структура, какие темы включает первая часть). В 1943 году сочиняет симфонию №8 – одно из самых трагических произведений композитора; начинает преподавать в Московской консерватории. После окончания войны появляется симфония №9, которая задумывалась как гимн победе. Шостакович изначально хотел включить в произведение хор, но побоялся, что его сочинение будут сравнивать с симфонией №9 Бетховена. Также пишет фортепианные сонаты, камерные ансамбли. В 1948 году появляется постановление «Об опере “Великая дружба” В. И. Мурадели», в нём многих композиторов, в том числе и Шостаковича, обвиняют в формализме. После этого Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, и уволен. Композитор создаёт несколько вокальных произведений: ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над родиной нашей солнце сияет», вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии». Сочиняет не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раёк» на собственный текст, где высмеивает официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве. 6) 50-е годы. В 1950 году (год 200-летия со дня смерти И. С. Баха) Шостакович находился в Германии на юбилейных торжествах, после чего, вернувшись в Москву, создал цикл из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. (Какое произведение Баха способствовало созданию данного цикла). Пишет программную симфонию №11 «1905 год», квартет №8 «Памяти жертв фашизма и войны», оперетту «Москва, Черёмушки».
7) 60-е и 70-е годы. Симфония №12 «1917 год», симфония №13 «Бабий Яр» на слова Е. Евтушенко, симфония №14. Симфония №14 состоит из 11 частей, написана на стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Г. Лорки (в данной симфонии показана тема смерти; Шостакович отмечал, что эта симфония продолжает идею вокального цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти»). Также пишет камерную музыку (квартеты 11-15), второй виолончельный и скрипичный концерты, вокальные циклы на слова А. А. Блока, М. И. Цветаевой и Микеланджело. Последняя симфония№15 (в ней используются темы из оперы «Вильгельм Телль» Дж. Россини и из тетралогии «Кольцо Нибелунга» Р. Вагнера, а также темы из раннего творчества Шостаковича); создаёт музыку к кинофильмам режиссёра Григория Козинцева «Гамлет» и «Король Лир» (по Шекспиру). В последние годы жизни сильно болел – у него был рак лёгких; умер в Москве в 1975 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|