Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр, член кружка «Могучая кучка». Создатель практического учебника гармонии и книги «Основы инструментовки». Заканчивал оперы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина (указать названия опер), а также при участии М. А. Балакирева, А. К. Лядова и А. К. Глазунова подготовил к изданию партитуры опер Глинки. Образование Римский-Корсаков получил в Морском корпусе – офицер флота (в каких произведениях представлена тема моря). Создал книгу «Летопись моей музыкальной жизни» (что это за книга). Композитор часто обращался к сказке, легенде, былине, мифу и обрядам в своих произведениях.
Творчество композитора: II) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них. А) Оперы (знать названия не менее 5 опер, какие из них можно считать «сказочными» операми композитора):
Б) Симфонические произведения (преимущественно программные): · Симфония №1; · Сказка; · «Садко» - музыкальная картина; · Сербская фантазия; · Увертюра на темы трёх русских песен;
· «Симфониетта на русские темы»; · «Антар» (вторая симфония, позже переделанная в симфоническую сюиту); · Симфония №3; · «Шехеразада» (симфоническая сюита); · «Испанское каприччио»; · «Светлый праздник» (Воскресая увертюра).
В) Концерт для фортепиано с оркестром. Г) 79 романсов. Д) Хоры с оркестром и a capella. Е) Кантаты: «Свитезянка», «Как ныне сбирается вещий Олег», «Из Гомера». Ж) Камерные ансамбли: Струнный Квартет и Септет.
III) Связь Римского-Корсакова с фольклором. (Представлена ли в его произведениях народная песня и обряд, что это за произведения). Сборники: «100 русских народных песен» и «40 русских народных песен». (Что это за сборники; сам ли композитор писан песни и включал их в данные сборники или они записаны от каких-то людей).
IV) Биография и творчество композитора: 1) Детство композитора в Тихвине. (Как проходили его занятия музыкой. Чем занимался старший брат Николая – Воин Андреевич). 2) Обучение в Морском корпусе (1856-1862), выпущен офицером флота. 3) Знакомство с М. А. Балакиревым и кружком в годы обучения в Морском корпусе (1861). (Какое влияние оказал Балакирев на Римского-Корсакова в первые годы их знакомства; как проходили встречи в кружке. Какое первое крупное произведение было создано Римским-Корсаковым под управлением Балакирева). 4) После окончания Морского корпуса отправлен в трёхлетнее заграничное путешествие на клипере «Алмаз» (до 1865). 5) По возращению в Петербург Римский-Корсаков активно занимается творческой деятельностью. Под руководством Балакирева им создаются: «Увертюра на темы трёх русских песен», «Сербская фантазия». Творческая индивидуальность в большей степени проявляется в музыкальной картине «Садко», в симфонии «Антар», позднее переделанной в симфоническую сюиту. Ранний период творчества завершает первая опера «Псковитянка».
6) С 1871 года преподаёт инструментовку и сочинение в Санкт-Петербургской консерватории (СПбГК). (Кто учился у Римского-Корсакова, какие отношения сложились у композитора с учениками). 7) В 1873 году оставляет морскую службу и становится инспектором военных оркестров флота (1873-1884). В этот период появляются: оперы «Майская ночь» и «Снегурочка». (Иметь представление об опере «Снегурочка»: литературный первоисточник, строение оперы, действующие лица, основные номера, какие обрядовые сцены представлены в опере). 8) С 1874 года директор Бесплатной музыкальной школы (БМШ). Занимается деятельностью школы в годы отсутствия на посту директора Балакирева (1874-1881). (С чем была связана деятельность БМШ). 9) В 80-е годы Римский-Корсаков сближается с лесопромышленником и нотным издателем М. П. Беляевым. Беляев выделяет средства на развитие музыки и на организацию Русских симфонических концертов, в которых часто дирижирует Римский-Корсаков. 10) 1883-1893 – помощник управляющего Придворной певческой капеллы. 11) 1889 – дирижирует на Парижской всемирной выставке. 12) В конце 80-х годов появляются последние симфонические произведения композитора: «Испанское каприччио», «Шехеразада» и «Светлый праздник». (Иметь представление о симфонической сюите «Шехеразада». Сколько частей, какой литературный первоисточник положен в основу, темы каких героев пронизывают все части цикла). 13) В 90-е годы появляются оперы: «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». 14) События 1905 года сказались на педагогической деятельности Римского-Корсакова: композитор заступился за революционно настроенную молодёжь, после чего был уволен из консерватории. (Кто поддержал Римского-Корсакова и ушёл вслед за ним). Через некоторое время композитор был восстановлен на службу. 15) Оперы 1900-х годов: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок». 16) Умер в 1908 году в Любенске, где ныне находится музей-усадьба композитора. С 90-х годов летние месяцы проводил в усадьбе Вечаша; в Любенске прошли два последних лета его жизни (данные усадьбы находятся неподалёку друг от друга). Похоронен на Новодевичьем кладбище, позже прах перезахоронили в Некрополь Александро-Невской лавры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|