Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)




Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр, член кружка «Могучая кучка». Создатель практического учебника гармонии и книги «Основы инструментовки».

Заканчивал оперы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина (указать названия опер), а также при участии М. А. Балакирева, А. К. Лядова и А. К. Глазунова подготовил к изданию партитуры опер Глинки. Образование Римский-Корсаков получил в Морском корпусе – офицер флота (в каких произведениях представлена тема моря). Создал книгу «Летопись моей музыкальной жизни» (что это за книга). Композитор часто обращался к сказке, легенде, былине, мифу и обрядам в своих произведениях.

 

Творчество композитора:

II) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них.

А) Оперы (знать названия не менее 5 опер, какие из них можно считать «сказочными» операми композитора):

  • «Псковитянка» - историческая опера;
  • «Майская ночь» по повести Н. В. Гоголя;
  • «Снегурочка» - весенняя сказка по пьесе А. Н. Островского;
  • «Млада» - опера-балет;
  • «Ночь перед Рождеством» - быль-колядка по повести Н. В. Гоголя;
  • «Садко» - опера-былина;
  • «Моцарт и Сальери» - по произведению А. С. Пушкина;
  • «Боярыня Вера Шелога» - пролог к опере «Псковитянка»;
  • «Царская невеста» по драме Л. Мея;
  • «Сказка о царе Салтане» по сказке А. С. Пушкина;
  • «Сервилия»;
  • «Кащей бессмертный» - осенняя сказочка;
  • «Пан воевода»;
  • «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» - опера-легенда;
  • «Золотой петушок» - небылица в лицах по сказке А. С. Пушкина.

 

Б) Симфонические произведения (преимущественно программные):

· Симфония №1;

· Сказка;

· «Садко» - музыкальная картина;

· Сербская фантазия;

· Увертюра на темы трёх русских песен;

· «Симфониетта на русские темы»;

· «Антар» (вторая симфония, позже переделанная в симфоническую сюиту);

· Симфония №3;

· «Шехеразада» (симфоническая сюита);

· «Испанское каприччио»;

· «Светлый праздник» (Воскресая увертюра).

 

В) Концерт для фортепиано с оркестром.

Г) 79 романсов.

Д) Хоры с оркестром и a capella.

Е) Кантаты: «Свитезянка», «Как ныне сбирается вещий Олег», «Из Гомера».

Ж) Камерные ансамбли: Струнный Квартет и Септет.

 

III) Связь Римского-Корсакова с фольклором. (Представлена ли в его произведениях народная песня и обряд, что это за произведения).

Сборники: «100 русских народных песен» и «40 русских народных песен». (Что это за сборники; сам ли композитор писан песни и включал их в данные сборники или они записаны от каких-то людей).

 

IV) Биография и творчество композитора:

1) Детство композитора в Тихвине. (Как проходили его занятия музыкой. Чем занимался старший брат Николая – Воин Андреевич).

2) Обучение в Морском корпусе (1856-1862), выпущен офицером флота.

3) Знакомство с М. А. Балакиревым и кружком в годы обучения в Морском корпусе (1861). (Какое влияние оказал Балакирев на Римского-Корсакова в первые годы их знакомства; как проходили встречи в кружке. Какое первое крупное произведение было создано Римским-Корсаковым под управлением Балакирева).

4) После окончания Морского корпуса отправлен в трёхлетнее заграничное путешествие на клипере «Алмаз» (до 1865).

5) По возращению в Петербург Римский-Корсаков активно занимается творческой деятельностью. Под руководством Балакирева им создаются: «Увертюра на темы трёх русских песен», «Сербская фантазия». Творческая индивидуальность в большей степени проявляется в музыкальной картине «Садко», в симфонии «Антар», позднее переделанной в симфоническую сюиту. Ранний период творчества завершает первая опера «Псковитянка».

6) С 1871 года преподаёт инструментовку и сочинение в Санкт-Петербургской консерватории (СПбГК). (Кто учился у Римского-Корсакова, какие отношения сложились у композитора с учениками).

7) В 1873 году оставляет морскую службу и становится инспектором военных оркестров флота (1873-1884). В этот период появляются: оперы «Майская ночь» и «Снегурочка». (Иметь представление об опере «Снегурочка»: литературный первоисточник, строение оперы, действующие лица, основные номера, какие обрядовые сцены представлены в опере).

8) С 1874 года директор Бесплатной музыкальной школы (БМШ). Занимается деятельностью школы в годы отсутствия на посту директора Балакирева (1874-1881). (С чем была связана деятельность БМШ).

9) В 80-е годы Римский-Корсаков сближается с лесопромышленником и нотным издателем М. П. Беляевым. Беляев выделяет средства на развитие музыки и на организацию Русских симфонических концертов, в которых часто дирижирует Римский-Корсаков.

10) 1883-1893 – помощник управляющего Придворной певческой капеллы.

11) 1889 – дирижирует на Парижской всемирной выставке.

12) В конце 80-х годов появляются последние симфонические произведения композитора: «Испанское каприччио», «Шехеразада» и «Светлый праздник». (Иметь представление о симфонической сюите «Шехеразада». Сколько частей, какой литературный первоисточник положен в основу, темы каких героев пронизывают все части цикла).

13) В 90-е годы появляются оперы: «Млада», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».

14) События 1905 года сказались на педагогической деятельности Римского-Корсакова: композитор заступился за революционно настроенную молодёжь, после чего был уволен из консерватории. (Кто поддержал Римского-Корсакова и ушёл вслед за ним). Через некоторое время композитор был восстановлен на службу.

15) Оперы 1900-х годов: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Кащей бессмертный», «Золотой петушок».

16) Умер в 1908 году в Любенске, где ныне находится музей-усадьба композитора. С 90-х годов летние месяцы проводил в усадьбе Вечаша; в Любенске прошли два последних лета его жизни (данные усадьбы находятся неподалёку друг от друга). Похоронен на Новодевичьем кладбище, позже прах перезахоронили в Некрополь Александро-Невской лавры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...