Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальная культура 60-х годов XIX века и деятельность «Могучей кучки»




«Могучая кучка» – содружество композиторов, имеющее также названия Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа, Русская пятёрка. «Могучая кучка» сложилась в конце 1850-х начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге. В это время были популярны различные кружки: например, кружок в доме А. С. Даргомыжского или Л. И. Шестаковой.

В «Могучую кучку» входили:

1) Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910);

2) Цезарь Антонович Кюи (1835-1918);

3) Модест Петрович Мусоргский (1839-1881);

4) Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908);

5) Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887).

Временно примыкали к кружку А. С. Гуссаковский, Н. Н. Лодыженский, Н. В. Щербачёв, которые в дальнейшем вообще отошли от композиторской деятельности.

Главой кружка был Балакирев, именно на его квартире еженедельно по субботам устраивались музыкальные встречи. Сначала в кружок вошли Кюи и Мусоргский, далее – Римский-Корсаков; последним в кружке появился Бородин. На музыкальных вечерах композиторы играли в 4 руки, анализировали музыкальные произведения различных композиторов, показывали свои сочинения, прислушиваясь к критике Балакирева.

Объединение музыкантов получило название «могучая кучка» после выхода статьи Стасова: «…сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». «Кучкисты» считали себя продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.

Огромное значение для кружка имела фигура Владимира Васильевича Стасова (1824-1906). Он окончил училище правоведения, был учёным, историком, археологом, музыкальным критиком и пропагандистом современного искусства. Кружок «Могучая кучка» развивался при активном участии В. В. Стасова, он рекомендовал «кучкистам» сюжеты опер, был свидетелем создания музыкальных шедевров.

Ведущими принципами для композиторов-кучкистов были народность и национальность: во многих произведениях показана народная жизнь, историческое прошлое, эпос, сказка, народные обряды, и т. д. (привести примеры таких произведений).

Возрастает интерес к фольклору: Балакирев, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков изучают и записывают народные песни (именно в эти годы начинают систематически записывать народные песни). У Балакирева и Римского-Корсакова есть составленные сборники: Балакирев – «40 русских народных песен» (1866); Римский-Корсаков – «100 русских народных песен» и «40 русских народных песен» (1878 и 1882). (Назвать 2-3 примера народных песен, представленных в произведениях «кучкистов»).

Композиторы работали в различных жанрах: опера, симфония, романс, симфонические и фортепианные произведения, камерно-инструментальная музыка.

Ведущим жанром в творчестве многих «кучкистов» была опера: (назвать основные оперы «кучкистов» и привести примеры исторической, эпической и сказочной опер). В 60-е годы впервые появляется жанр русской классической симфонии.

Балакирев стремился к созданию национальной классической симфонии, поэтому поручил Бородину и Римскому-Корсакову написание произведения в данном жанре. В это же время над своей первой симфонией работал П. И. Чайковский, не входивший в кружок. Т. о., примерно в одно время, у трёх русских композиторов появились их первые симфонии: Римский-Корсаков – (1861-65), Бородин – (1866), Чайковский – (1866). (Укажите, кто из кружка создал эпическую симфонию).

Начиная с 60-х годов появляется большое количество симфонических произведений, имеющих разные подзаголовки: музыкальная картина «Садко» (Римский-Корсаков), симфоническая сюита «Шехеразада» (Римский-Корсаков), симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (Мусоргский), симфоническая поэма «Тамара» (Балакирев), музыкальная картина «В средней Азии» (Бородин), и т. д.

К середине 70-х годов «Могучая кучка» перестала существовать. В это время Балакирев переживал тяжёлый душевный кризис и отошёл на время от музыкальной деятельности. Римский-Корсаков с 1871 года начал преподавать в консерватории, что не одобряли Мусоргский и Балакирев, т. к. отрицательно относились к академическому музыкальному образованию. Но главная причина распада кружка заключалась в становлении музыкантов – они уже не нуждались в творческом «отце». Об этом очень хорошо сказал Бородин: «Пока я не вижу тут ничего, кроме естественного положения вещей. Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последнею Балакирева), мы все были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы – обросли перьями. Перья у всех вышли по необходимости различные; а когда отросли крылья – каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела. Так должно быть, когда художественная индивидуальность сложится, созреет и окрепнет».

 

Краткая информация о членах кружка:

1) Милий Алексеевич Балакирев – композитор, пианист, дирижёр. Родился в Нижнем Новгороде; как и другие «кучкисты» не получил систематического музыкального образования, но в сравнение с другими оно было более полноценным. К моменту создания кружка Балакирев уже был известным исполнителем, сочинял музыку – его произведения исполнялись. Окончил Нижегородский дворянский институт, два года состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В 1855 году произошла судьбоносная встреча с М. И. Глинкой; основоположник русской классической музыки видел в Балакиреве своего преемника.

2) Цезарь Антонович Кюи – родился в городе Вильна (современный Вильнюс – Литва). Закончил Военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге, впоследствии имел чин инженер-генерала. Был председателем Дирекции Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества. Им создано: 14 опер, произведения для оркестра, камерные ансамбли, более 250 романсов и проч. В кружке славился в первую очередь как оперный композитор; был известным музыкальным критиком – им создано более 800 статей.

3) Модест Петрович Мусоргский – родился в Псковской губернии, окончил школу гвардейских подпрапорщиков в Санкт-Петербурге, стал офицером Преображенского полка, но скоро вышел в отставку, т. к. чётко понимал своё призвание. Им созданы: оперы «Женидьба» (по пьесе Гоголя), «Саламбо» (по роману Флобера), историческая опера «Борис Годунов» (жанр – народная музыкальная драма, опера написана по одноименной трагедии Пушкина), «Хованщина» (народная музыкальная драма, основана на исторических документах), комическая опера «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя). Из «кучкистов» Мусоргский в большей степени тяготел к творчеству Даргомыжского: по подобию «Каменного гостя» Мусоргский создавал оперу «Женитьба»; тяготел к изображению людей из народа, хотел показать простого человека со всеми изъянами и нюансами. В его музыке, как и у Даргомыжского, преобладает декламационный тип мелодии. «Великому учителю музыкальной правды» – такое посвящение дано Мусоргским перед его ранним романсом «Колыбельная Ерёмушки». Из перечисленных опер Мусоргский закончил только «Бориса Годунова»; в ней огромная роль отводится образу народа: если в начале оперы это покорная, безвольная масса людей – хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш», то в конце оперы показан народный бунт «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая». Мусоргский говорил: «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единую идею. Это моя задача. Я пытался разрешить её в опере». (Сколько редакций имеет опера, нужно иметь представление о сюжете). Мусоргский создал много вокальных произведений: песни «Гопак», «Светик Савишна», «Калистрат», балладу «Забытый»; вокальные циклы: «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти»; симфоническую картину «Ночь на Лысой горе», фортепианный цикл «Картинки с выставки». («Картинки с выставки» - как появился данный цикл, какие пьесы в него входят).

4) Николай Андреевич Римский-Корсаков – родился в Тихвине. Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. Создатель практического учебника гармонии и книги «Основы инструментовки». Заканчивал оперы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина (указать названия опер). Образование Римский-Корсаков получил в Морском корпусе – офицер флота (в каких произведениях представлена тема моря). Композитор часто обращался к сказке, легенде, былине, мифу и обрядам в своих произведениях (привести примеры). Римского-Корсакова называли «сказочным» композитором (указать «сказочные» произведения). Активно обращался к народной песне, использовал данный жанр в своих произведениях, создал сборники: «100 русских народных песен» и «40 русских народных песен». Единственный из членов кружка преподавал в Санкт-Петербургской консерватории. Им создано: 15 опер, симфонические произведения (преимущественно – программные), камерные ансамбли, кантаты, романсы. (Назвать несколько опер и симфонических произведений).

5) Александр Порфирьевич Бородин – композитор, химик, общественный деятель. Закончил Медико-хирургическую академию, работал врачом, был профессором Медико-хирургической академии, одним из организаторов первых высших женских врачебных курсов, а также членом-учредителем Русского химического общества. Стасов отмечал, что Бородину близки эпические сюжеты, поэтому именно он должен был продолжить эпическую линию «Руслана и Людмилы» Глинки. Так Стасов посоветовал Бородину начать работу над оперой, в основу которой будет положено «Слово о полку Игореве». (В каких произведениях Бородина также представлен эпос). В отличие от других «кучкистов», Бородин так и не смог отдать предпочтение чему-то одному: всю жизнь он метался между химией, музыкой и общественной деятельностью. Его творчество насчитывает небольшое количество произведений: опера «Князь Игорь» (сколько лет писал, кто закончил, структура произведения, его сюжет), две симфонии (третья не окончена) (какой подзаголовок имеет 2ая симфония, сколько в ней частей), симфоническая картина «В Средней Азии», камерно-инструментальные произведения, сочинения для фортепиано, 16 романсов.

 

Творческие организации 60-х годов:

1. Бесплатная музыкальная школа (БМШ) – открыта Балакиревым и Г. Я. Ломакиным в 1862 году. Цель школы – дать музыкальное образование людям из разных социальных кругов. В БМШ обучали сольфеджио, сольному пению, некоторые обучались игре на скрипке. БМШ была задумана не только как учебная, но и как концертная организация, занимающаяся пропагандой русской музыки: для этого приглашались профессиональные музыканты. У БМШ не было своего помещения и своего оркестра. Директорами в разное время были Балакирев, Римский-Корсаков, Ломакин и Ляпунов. Из-за финансовых сложностей БМШ прекратила своё существование (окончательно к 1911 году).

2. Русское музыкальное общество (РМО) – открыто А. Г. Рубинштейном в 1859 году. Цель организации – сделать серьёзную музыку доступной большим массам публики, а также пропагандировать творчество зарубежных (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Берлиоз, Лист, и др. ) и русских композиторов.

3. Открытие первой консерватории в России в Санкт-Петербурге (во главе – А. Г. Рубинштейн) – 1862 год. Первый выпускник по классу композиции – Пётр Ильич Чайковский (1865 год).

4. Открытие консерватории в Москве (во главе – Н. Г. Рубинштейн) – 1866 год.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...