Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)




Чайковский – современник композиторов «Могучей кучки», выпускник Санкт-Петербургской консерватории (первый выпуск); композитор, педагог, музыкальный критик. Чайковского называли великим мелодистом своего времени. Мелодический язык Чайковского – это синтез русской и европейской культур. Чайковский опирался на народно-песенное искусство (городской бытовой романс). В его произведениях представлены цитаты русских и украинских песен. Так, например, в симфонии №2 использована украинская песня «Журавель» и украинский вариант песни «Вниз по матушке по Волге»; в первом струнном квартете использована песня «Сидел Ваня на диване». Русский городской фольклор представлен в финалах первой и четвертой симфоний. Чайковским был создан сборник народных песен, включающий 50 народных напевов. (Кто еще из русских композиторов составлял сборники народных песен). Танец, и, в частности, вальс занимает важное место в творчестве композитора. Вальс представлен в таких жанрах как балет, симфония, опера, в фортепианных миниатюрах (например, вальс из оперы «Евгений Онегин», вальс из «Детского альбома», вальс из балета «Лебединое озеро», вальс из Симфонии №6). (Кто такая Н. Ф. фон Мекк, какое отношение она имела к Чайковскому).

Во многих жанрах Чайковский был композитором новатором. Чайковский создал новый тип симфонии: симфония-драма (симфония №4) и симфония-трагедия (симфония №6), в его творчестве представлены оперы разных жанров. Так, например, он развивает жанр лирико-психологической оперы («Евгений Онегин»), впервые появившийся у Даргомыжского в опере «Русалка». Чайковский явился создателем классического балета в России, развивал жанр одночастной программной увертюры и симфонической поэмы, обогатил сферу лирического романса. Наряду с Бородиным заложил основы развития жанра квартета.

Творчество композитора:

V) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них.

А) Оперы:

· «Воевода»;

· «Ундина»;

· «Опричник»;

· «Кузнец Вакула» (во 2 ред. – «Черевички»);

· «Евгений Онегин»;

· «Орлеанская дева»;

· «Мазепа»;

·  «Чародейка»;

· «Пиковая дама»;

· «Иоланта».

(Дать характеристику опере «Евгений Онегин» или «Пиковая дама». Знать сюжет оперы, историю создания, её строение, действующих лиц, основные номера).

 

Б) Балеты:

· «Лебединое озеро»;

· «Спящая красавица»;

· «Щелкунчик».

(Знать сюжет балета «Лебединое озеро», действующих лиц, основные номера).

 

В) Симфонии:

· Симфония №1 «Зимние грёзы»;

· Симфония №2;

· Симфония №3;

· Симфония №4;

· Программная симфония «Манфред»;

· Симфония №5;

· Симфония №6 «Патетическая».

 

(Сколько частей в симфонии №4, какая тема использована в финале симфонии).

 

Г) Оркестровые сюиты:

· Сюита №1;

· Сюита №2;

· Сюита №3;

· Сюита №4 «Моцартиана».

 

Д) Симфонические произведения:

· «Буря»;

· «Франческа да Римини» - симфоническая фантазия;

· «Итальянское каприччио»;

· «Серенада для струнного оркестра»;

· «1812 год» - торжественная увертюра;

· «Гамлет» - увертюра-фантазия;

· «Гроза» - увертюра к драме;

· «Ромео и Джульетта» - увертюра-фантазия.

 

Е) Концерты:

· Три концерта для фортепиано с оркестром;

· Концерт для скрипки с оркестром.

 

Ж) Фортепианные произведения:

· Пьесы для фортепиано;

· Фортепианный цикл «Времена года»;

· Сборник фортепианных пьес «Детский альбом».

 

З) Камерная музыка:

· Три струнных квартета;

· Фортепианное трио «Памяти великого художника» (посвящено Н. Г. Рубинштейну);

· Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции».

 

И) Хоровая музыка:

· Литургия для смешанного хора без сопровождения;

· Всенощная для смешанного хора без сопровождения.

 

К) Более 100 романсов:

· «Средь шумного бала» (сл. А. К. Толстого);

· «То было раннею весной» (сл. А. К. Толстого);

· «День ли царит» (сл. А. Н. Апухтина);

· «Я ли в поле да не травушка была» (сл. И. З. Сурикова);

· «Благословляю вас, леса» (сл. А. К. Толстого).

 

VI) Биография и творчество композитора:

1) Детство. Родился в Воткинске в семье горного инженера; получил домашнее образование.

2) В 10 лет поступил в Училище правоведения (Санкт-Петербург). В эти годы активно занимается музыкой, берёт уроки игры на рояле, посещает театр. С 1859 года поступает на службу чиновником.

3) Годы обучения в консерватории. С 1861 года начинает заниматься в организованных в тот год музыкальных классах при Русском музыкальном обществе (РМО). В следующем году был принят в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию. Его педагогами были А. Г. Рубинштейн (сочинение и инструментовка) и Н. И. Заремба (контрапункт и музыкальная фора). Чайковский закончил консерваторию в 1865 году с серебряной медалью, которую получил за кантату «К радости» на текст Шиллера. В годы обучения написана увертюра к драме «Гроза».

4) Московский период творчества. В 1866 году (год основания Московской консерватории) получает приглашение от Н. Г. Рубинштейна, Чайковский переезжает в Москву и становится профессором Московской консерватории, где работает почти 12 лет. В числе преподаваемых им предметов: теория, гармония, инструментовка и сочинение. Лучший ученик Чайковского – Сергей Иванович Танеев (композитор и пианист). Чайковский создаёт «Руководство к практическому изучению гармонии» (кто из русских композиторов, работающих в Санкт-Петербурге, создал учебник по гармонии). Публикует свои статьи в газетах «Современная летопись» и «Русские ведомости» (1871-1876). (Кто из композиторов «Могучей кучки» писал музыкально-критические статьи).

В это время устанавливаются дружеские связи с А. Н. Островским, происходит знакомство с Л. Н. Толстым. Также Чайковский общается с композиторами «Могучей кучки» – по совету М. А. Балакирева Чайковский создаёт увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», по рекомендации В. В. Стасова – «Бурю». Также в эти годы появляются первые четыре оперы композитора, три симфонии, балет «Лебединое озеро», три квартета, концерт №1 для фортепиано с оркестром, музыка к сказке Островского «Снегурочка», фортепианный цикл «Времена года». В Москве Чайковский начинает работу над симфонией №4 и оперой «Евгений Онегин». Создание данных произведений свидетельствует о творческой зрелости композитора.

5) Зрелый период творчества. В 1877 году Чайковский уезжает из Москвы в Италию; здесь он завершает симфонию №4 и оперу «Евгений Онегин». В следующее десятилетие (80е – 90-е годы) появляются оперы: «Орлеанская дева», «Мазепа» (по поэме А. С. Пушкина «Полтава»), «Чародейка» и «Пиковая дама». В это время композитор впервые обращается к жанру симфонической сюиты; появляются симфонические произведения: симфония №5, увертюры «1812 год», «Гамлет», сочинение «Итальянское каприччио» (кто из композиторов написал произведение «Испанское каприччио»). В это же время появляется второй балет «Спящая красавица».

В последние годы жизни (1891-1893) сочиняет одноактную оперу «Иоланта», балет «Щелкунчик» и последнюю симфонию №6 «Патетическую». В зрелый период творчества Чайковский посещал разные страны (Швейцария, Германия, Чехия), жил в разных местах (Москва, Санкт-Петербург, в Каменке у сестры на Украине). В 1885 году был избран директором Московского отделения Петербургского камерного музыкального общества, через год – почётным членом РМО. Чайковский был популярен не только в России, но и за рубежом: его произведения исполнялись в разных городах Европы и Америки. В середине 80-х годов композитор захотел обосноваться на одном месте и в конце жизни поселился в городе Клин. В данное время в Клину находится Государственный Дом-музей композитора. Чайковский умер от холеры в Санкт-Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...