Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 - 1943)




Композитор, пианист, дирижёр. Рахманинов в свое время вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся пианист; судьба Рахманинова-композитора складывалась по-разному. В одни периоды творчества были огромные успехи, в другие же на его пути встречались провалы и творческое затишье. Современники воспринимали Рахманинова по-разному: одни не увидели в Рахманинове ничего нового, считая, что он подражает музыке Чайковского. Другие, напротив, находили в его некоторых произведениях современный дух. Представители церкви ругали композитора за то, что он искажает церковную музыку, считали, что его церковные произведения слишком эмоциональны и сложны технически. За рубежом Рахманинов был воспринят в первую очередь как пианист. Сегодня же он один из самых популярных русских композиторов. Творчество Рахманинова началось, когда еще был жив Чайковский. Но, в то же время, большая часть его жизни выпала на XX век - век революций, войн, технического прогресса.

Отсюда изменчив и музыкальный язык композитора.

 

Творчество композитора:

VII) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них.

· 4 концерта для фортепиано с оркестром.

· Три симфонии.

· Оркестровые произведения: Скрецо d-moll, Сюита d-moll, Симфонические танцы.

· Симфонические поэмы: «Князь Ростислав», «Утёс», «Каприччио на цыганские темы», «Остров мёртвых».

· Оперы: «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Монна Ванна».

· Произведения для фортепиано: три ноктюрна, пьесы-фантазии, салонные пьесы, шесть музыкальных моментов, прелюдии, этюды-картины, сонаты и проч.

· Романсы: «Здесь хорошо» (сл. Г. Галиной), «Вокализ», «Уж ты нива моя» (сл. А. К. Толстого), «Не пой, красавица, при мне» (сл. А. С. Пушкина), «Весенние воды» (сл. Ф. И. Тютчева), «Сирень» (сл. Е. Бекетовой).

· Вокальная и хоровая музыка: кантата «Весна», вокально-симфоническая поэма «Колокола», «Три русские песни для хора и оркестра».

 

VIII) Биография и творчество композитора:

Творчество Рахманинова принято делить на три периода:

1) Ранний, ученический период (конец 80-х - 90-е годы);

2) Зрелый период (1900-1917);

3) Поздний период (1917-1943).

1) Ранний период творчества. Рахманинов родился недалеко от Новгорода; в 9 лет был отдан в Петербургскую консерваторию. Через некоторое время его игру услышал Александр Ильич Зилоти (пианист, преподаватель Московской консерватории и по совместительству двоюродный брат Рахманинова) и предложил перевести юного музыканта на обучение в Москву. Рахманинов учился в Московской консерватории у Н. С. Зверева, который взял его на полный пансион. На старшем отделении консерватории Рахманинов учился по сочинению у Аренского, по контрапункту у Танеева, по фортепиано – у Зилоти. Рахманинов закончил консерваторию как композитор в 1892 году с золотой медалью, как пианист годом раньше. В это время композитор создал прелюдию cis-moll и концерт для фортепиано с оркестром №1. Выпускной работой по композиции Рахманинова стала опера «Алеко» по произведению Пушкина «Цыганы», написанная за очень короткий срок – 17 дней. Опера очень понравилась П. И. Чайковскому, и по его настоянию «Алеко» был поставлен в Большом театре. Чайковский даже хлопотал о включении этой оперы в репертуар Большого театра вместе со своей оперой «Иоланта», но вскоре композитор неожиданно заболел и скончался, его замысел не был осуществлён. П. И. Чайковский был кумиром С. В. Рахманинова. А Петр Ильич, который в те годы не преподавал в консерватории, но периодически сидел в экзаменационной комиссии, заметил дарование Рахманинова и на одном из экзаменов поставил юному композитору «пять с четырьмя плюсами». Рахманинов постоянно играл музыку Чайковского, а в 1891 году даже сделал переложение для 4-х рук его балета «Спящая красавица». Для Рахманинова сильным потрясением стала кончина Чайковского. По этому случаю он написал фортепианное трио «Памяти великого художника». (Кто до Рахманинова создал произведение с таким же названием и кому оно было посвящено). Рахманинова считали последователем Чайковского; он являлся великим мелодистом своего времени. После окончания консерватории композитор много сочинял (оркестровая фантазия «Утёс», пьесы для фортепиано, симфония №1 и т. д. ) Рахманинов получил приглашение от известного мецената С. И. Мамонтова занять должность дирижёра в его оперном театре. (Иметь представление о частной опере Саввы Мамонтова). Ранний период творчества Рахманинова завершается безуспешной премьерой его Первой симфонии, после которой у композитора на несколько лет случился творческий кризис.

2) Зрелый период творчества открывается премьерой Второго фортепианного концерта. Начало произведения воспринимается как нарастающее звучание набата (колокольность сохраняется на протяжении всего концерта). Современники услышали в этом концерте голос нового времени, который возвещает о грядущих переменах. До 1917 года у Рахманинова был творческий подъем; в это время он создал: концерт для фортепиано с оркестром №3, кантату «Весна», вокально-симфоническую поэму «Колокола» (на стихи Э. По), симфонию №2, прелюдии для фортепиано, романсы, церковные (духовные) хоровые произведения («Литургию Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение»). Также появились две одноактные оперы: «Франческа да Римини» (по «Божественной комедии» Данте) и «Скупой рыцарь» (по маленькой трагедии Пушкина). Творческий подъём сочетался с активной исполнительской и дирижёрской деятельностью. Рахманинов принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Дягилевым в Париже, гастролировал по Америке и Европе, где его выступления имели огромный успех. В годы Первой мировой войны (1914-1918) дал много концертов в разных городах России. В целом, это был период для Рахманинова полный восторга и воодушевления. Однако, учитывая, что многие из этих произведений писались в сложное для страны время (революции, Первая мировая война), то часть из них была овеяна мрачными и агрессивные образами.

3) Поздний период творчества. После октябрьской революции 1917 года Рахманинов покидает Россию, как выяснится позже, навсегда. Причиной отъезда стало опасение за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу. Семья отправляется сначала в Швецию, затем в США. После отъезда долгое время Рахманинов ничего не пишет, ведет только концертно-исполнительскую деятельность: он даёт концерты сначала в Америке, затем по всей Европе. Значительную часть гонораров Рахманинов использует для материальной поддержки соотечественников за рубежом и на родине. К сочинению музыки композитор вернётся только через 8 лет: «Уехав из России, я потерял желание сочинять», – говорил Рахманинов. К позднему периоду творчества относятся: симфония №3 (здесь в последний раз воплощён образ Родины), концерт для фортепиано с оркестром №4, «Три русские песни для хора и оркестра», «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Его лебединой песней являются «Симфонические танцы». В последних произведениях усиливается трагическое начало: в «Рапсодии на тему Паганини» и в «Симфонических танцах» используется средневековая секвенция «Dies irae», являющаяся символом смерти. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов посылал в Советский Союз денежную помощь. Композитор умер в США, в 1943 году, так и не дождавшись победы, в которую верил всей душой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...