Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
Один из ведущих отечественных композиторов XX века, пианист, дирижёр; народный артист РСФСР, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий. Прокофьев опирался на творчество композиторов предшествующих поколений, но при этом шёл своим путём, создав новаторский индивидуальный музыкальный язык. На ряде произведений сказались события войн и революций первой половины века; некоторые сочинения создавались «по случаю». Типы сюжетов, к которым обращался композитор, различны: это и классические сюжеты (например, «Война и мир», «Ромео и Джульетта»), и современные («Стальной скок», «к 20-летию Октября»). Также Прокофьев создавал музыку к спектаклям и кинофильмам («Александр Невский», «Иван Грозный», и т. д. ). Композитор работал практически во всех музыкальных жанрах своего времени, в некоторых из них он выступил как реформатор (опера и балет). Создал книгу «Автобиография».
Творчество композитора: I) Жанры, в которых работал, что нового внёс в каждый из них. Оперы: · «Великан»; · «Маддалена»; · «Игрок»; · «Любовь к трём апельсинам»; · «Огненный ангел»; · «Семён Котко»; · «Обручение в монастыре» («Дуэнья»); · «Война и мир»; · «Повесть о настоящем человеке»;
Балеты: · «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»; · «Стальной скок»; · «Блудный сын»; · «На Днепре»; · «Ромео и Джульетта»; · «Золушка»; · «Сказ о каменном цветке».
Музыка к театральным постановкам и кинофильмам: · «Египетские ночи» – музыка к спектаклю; · «Гамлет» – музыка к спектаклю; · «Поручик Киже» – музыка к к/ф; · «Александр Невский» – музыка к к/ф; · «Лермонтов» – – музыка к к/ф; · «Котовский» – музыка к к/ф; · «Иван Грозный» – музыка к к/ф.
Вокально-симфоническая музыка (оратории, кантаты, сюиты): · «Семеро их» – кантата; · «К 20-летию Октября» – кантата; · «Александр Невский» – кантата; · «Здравица» – кантата; · «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным – кантата; · «Зимний костёр» – сюита; · «На страже мира» – оратория.
Для голоса с фортепиано: песни, романсы, «Гадкий утёнок».
Для симфонического оркестра: · Семь симфоний; · «Скифская сюита»; · «Шут» – симфоническая сюита из балета; · «Любовь к трём апельсинам» – симфоническая сюита из оперы; · «Стальной скок» – симфоническая сюита из балета; · «Блудный сын» – симфоническая сюита из балета; · «Четыре портрета и развязка из оперы “Игрок”»; · «Ромео и Джульетта» – три сюиты из балета; · «Поручик Киже» – симфоническая сюита из музыки к к/ф; · «Петя и волк» – симфоническая сказка для детей; · «Золушка» – три сюиты из балета.
Концерты с оркестром: · Пять концертов для фортепиано с оркестром; · Два концерта для скрипки с оркестром; · Два концерта для виолончели с оркестром. Произведения для фортепиано: · Девять сонат для фортепиано; · «Детская музыка»; · «Мимолётности»; · Пьесы.
II) Биография и творчество композитора: 1) Родился в селе Сонцовка (Донецкая область), получил домашнее образование, первым музыкальным педагогом была мама. В 9 лет, после посещения оперного театра Москвы, написал свою первую оперу «Великан» на собственный сюжет. В 1902 году Сергея привезли в Москву и показали С. И. Танееву; по его рекомендации в Сонцовку на лето приехал Р. М. Глиэр, он и стал первым учителем по композиции. 2) Годы обучения в Санкт-Петербургской консерватории (1904-1914). К моменту поступления (Прокофьеву 13 лет) композитор написал 4 оперы, 2 сонаты, симфонию, фортепианные пьесы. Прокофьев учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Н. Н. Черепнина (дирижирование); в 1909 окончил консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист (класс преподавателя А. Н. Есиповой). По окончанию консерватории получил премию им. А. Г. Рубинштейна, золотую медаль и рояль; учился в одно время с известным композитором Н. Я. Мясковским.
Дореволюционный период творчества отмечен интенсивностью поисков, внедрением новых стилистических черт. Особенно это проявилось в «Скифской сюите» и кантате «Семеро их». В это время композитор создаёт: два концерта для фортепиано с оркестром, музыкальную сказку «Гадкий утёнок», «Классическую симфонию», цикл фортепианных пьес «Мимолётности», оперу «Игрок» (по повести Ф. М. Достоевского) и др. В 1914 году происходит знакомство Прокофьева с Сергеем Дягилевым, который заказывает композитору сочинение балета – Прокофьев начинает работу над балетом «Ала и Лолли», но Дягилев отвергает данную тему (впоследствии данный материал будет использован Прокофьевым в «Скифской сюите»). Дягилев хотел, чтобы Прокофьев создал балет на русскую, фольклорную тему – так появился балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». 3) Заграничный период творчества (1918-1933). В 1918 году Прокофьев получает разрешение и выезжает за границу. Здесь композитор активно занимается концертной деятельностью (Япония, США); для Чикагского театра пишет оперу «Любовь к трём апельсинам» (по сказке К. Гоцци). В 1920 году поселяется в Париже; сочиняет оперу «Огненный ангел» (позже, основываясь на её темах, будет создана симфония №3). По заказу Дягилева пишет два одноактных балета: «Стальной скок» (изображение советского завода и людей, управляющих машинами – 1927) и «Блудный сын» (на библейскую тему – 1929). На материале балета «Блудный сын» Прокофьев создаст симфонию №4. Также в годы эмиграции созданы 3, 4 и 5 концерты для фортепиано с оркестром. В 1927 и 1929 годах с успехом выступает в разных городах Советского Союза; данные поездки приводят композитора к решению вернуться на родину. 4) Советский период творчества. 1933 год – возвращение в Москву. Прокофьев активно сотрудничает с деятелями театра и кино. В эти годы созданы следующие произведения: симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), новаторский балет «Ромео и Джульетта» (по трагедии Шекспира – 1936), музыка к к/ф С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938, также создана одноименная кантата), сюита «Поручик Киже» (1934, на материале одноименного к/ф), сюита «Египетские ночи» (1934, из музыки к одноименному спектаклю), народно-бытовая опера «Семён Котко» (о событиях Гражданской войны на Украине, по повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева), комическая опера «Обручение в монастыре» («Дуэнья»); три кантаты: «к 20-летию Октября» (на тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина), «Здравица» (посвящена И. В. Сталину) и «Александр Невский».
(Какое из перечисленных произведений написано для знакомства детей с инструментами симфонического оркестра? Балет «Ромео и Джульетта» – новаторское произведение: история создания, литературный первоисточник, постановка балета, основные темы и номера. Кантата «Александр Невский» – сколько частей, какие национальности представлены, основные темы и номера кантаты). 5) Годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Главная работа этого времени – патриотическая опера-эпопея «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (в опере представлено два направления: лирико-психологическое и эпическое). Также в эти годы появляются: симфоническая сюита «1941 год», кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», песни и марши военных лет, музыка к к/ф Эйзенштейна «Иван Грозный»; фортепианные сонаты, симфония №5, балет «Золушка». 6) Последние годы жизни. Опера «Повесть о настоящем человеке», прославляющая мужество народа в годы войны, балет «Сказ о каменном цветке», написанный по мотивам уральских сказов Бажова, оратория «На страже мира». Последнее законченное произведение Прокофьева – симфония №7. (С каким известным человеком Прокофьев умер в один день).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|