Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ понятия идентичности в зарубежной и отечественной психологии




ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…..

РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности студентов-психологов………………………

1.1 Основные теоретические подходы к исследованию идентичности…………...

1.1.1 Анализ понятия идентичности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….........

1.1.2 Соотношение понятий «идентичность» и «идентификация» ……………….

1.2 Профессиональное самоопределение как основа профессиональной идентичности …………………………………………………………………………

1.3 Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов-психологов ……………………………………………………………………………

Выводы к разделу 1………………………………………………………………......

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов………

2.1 Организация и методы исследования……………………………………………

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования профессиональной идентичности студентов-психологов………………………………………………...

2.3. Социально-психологический тренинг как средство развития профессиональной идентичности студентов………………………………………..

Выводы к разделу 2……………………………………………………………….......

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность обучения в вузе определяют, в том числе, правильный выбор профессии и успешное вхождение в нее во время обучения. Ошибки профессионального самоопределения и трудности становления профессиональной идентичности приводят к нежеланию адаптироваться к условиям обучения, потере интереса, личностного смысла в нем, а после обучения к профессиональному кризису и невозможности самореализации в этой области.

В психологических исследованиях отечественных и зарубежных ученых проблема профессиональной идентичности и ее становления представлена различными аспектами. Обоснованы взгляды на профессиональную идентичность как интегративную характеристику успешного профессионального становления (З.В.Ермакова, Ю.П.Поваренков, Л.Б.Шнейдер). Раскрыта тесная взаимосвязь профессионального самосознания, профессиональной «Я- концепции» и профессиональной идентичности (Е.А.Климов, Л.Б.Шнейдер и др.). Определена зависимость процесса профессионального самоопределения от сложившихся в самосознании личности регуляторов деятельности – «образа профессии» и «образа Я» (З.В.Ермакова, Н.Л.Иванова, Е.А.Климов, Л.Б.Шнейдер и др.). Установлен компонентный состав профессиональной идентичности и показатели ее сформированности.

Однако, как показывает анализ литературы и практики профессиональной подготовки психологов, существует целый ряд противоречий. Между высокой социальной значимостью профессии психолога и недостаточной сформированностью научных представлений о динамике развития профессиональной идентичности будущих психологов; между требованиями к личностной и социальной зрелости психолога как профессионала и недостаточной направленностью образовательного процесса в вузе на решение задач становления профессиональной идентичности.

Проблема исследования представленного в данной работе заключается в теоретическом осмыслении и эмпирическом изучении профессиональной идентичности студентов психологов выпускных групп.

Актуальность проблемы становления профессиональной идентичности будущих психологов определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования: профессиональная идентичность будущих психологов.

Предмет исследования: особенности профессиональной идентичности студентов-психологов выпускных курсов.

Цель исследования: определить особенности профессиональной идентичности студентов-психологов выпускных курсов.

Задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические и методологические подходы к определению понятия «идентичность» и «профессиональная идентичность» в современной психологии.

2.Эмпирически исследовать особенности профессиональной идентичности студентов-психологов выпускных групп.

3.Определить динамику изменения отдельных характеристик профессиональной идентичности в период обучения в вузе.

4.Теоретически аргументировать подходы к развитию профессиональной идентичности студентов.

Гипотеза исследования: профессиональная идентичность студентов- психологов выпускных групп количественно и качественно изменяется в зависимости от года обучения; данная динамика сопровождается изменениями основных характеристик профессиональной идентичности.

Методы исследования: теоретические, эмпирические, методы статистического анализа полученных результатов и качественной интерпретации результатов исследования.

В исследовании были использованы следующие методики: Е.А.Климов и Л.Б.Шнейдер «Личный профессиональный план», Опросник профессиональной идентичности студентов – будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной), Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А.Леонтьева, тест Куна «Кто я?».

Статистическая обработка данных включала сравнение показателей профессиональной идентичности студентов 4 - 5 курсов по критерию t- Стьюдента, сравнение процентного соотношения по коэффициенту углового преобразования Фишера и коэффициент корреляции Пирсона для изучения влияния смысложызненных ориентаций на профессиональное самоопределение.

Практическая значимость исследования: разработаны практические рекомендации по формированию профессиональной идентичности психологов на этапе обучения в вузе

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе РВУЗ Крымского инженерно-педагогического университета (г.Симферополь). В исследовании приняли участие 50 студентов психолого-педагогического факультета специальности «Практическая психология» образовательно - квалификационного уровня «бакалавр» и «специалист».

Структура работы: работа включает в себя два раздела, общие выводы, список использованной литературы и приложения.

 

РАЗДЕЛ 1.

Теоретико-методологические основы исследования профессиональной идентичности студентов-психологов

Основные теоретические подходы к пониманию профессиональной идентичности

Анализ понятия идентичности в зарубежной и отечественной психологии

Современный толковый словарь русского языка определяет идентичный (от лат. identicus - тождественный) как полностью совпадающий с кем - либо, чем - либо или точно соответствующий кому - либо, чему - либо; тождественный [1].

Большой словарь иностранных слов трактует идентичность (лат. identicus «соответственный») как полная тождественность[2]. Данные определения, на наш взгляд, не разнятся, а скорее дополняют друг друга. Вместе с тем, теоретический анализ проблемы идентичности показывает, что в области психологии существует много исходных понятий, которые употребляются исследователями как синонимичные.

Понятие «идентичность» часто используется наряду с Я- концепцией, самосознанием, «образом Я». Считаем, что необходимо выявить сущность этих категорий в зарубежной и отечественной психологии для того, чтобы уяснить специфику термина «идентичность».

В западной психологии понятие идентичности в основном соотносится с понятиями «Я- концепция» и «Образ Я». При этом понятие «Я- концепция» не всегда однозначно трактуется исследователями. У. Джеймс выделил две её составляющие: Я- сознающее и Я- как объект. Х. Ремшмидт, рассматривая соотношение «Я-концепции» и идентичности различает «Я» и «самость», где под «Я» понимается «организованная система взглядов, установок личности и обуславливающих её неповторимость, тождественность самой себе и неизменность», «самость» это «совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний». Х. Ремшмидт подчёркивает различие между идентичностью и «Я- концепцией». Интерес для нашего дальнейшего понимания идентичности представляет теория «Я- концепции» Р. Бернса. Р. Бернс отмечает: ««Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем»[3]. Согласно Р. Бернсу, Я- концепция - это множественные установки человека по отношению к себе в этом мире, целостная система представлений о себе.

В отечественной психологии, как отмечает Л.Б. Шнейдер, представления об идентичности связаны с исследованиями самосознания и самоотношения, «образом Я», самоопределения и социализации личности, где под социализацией традиционно понимается процесс усвоения социальных норм, умений и правил. Нормы, цели, ценности и убеждения являются некими элементами идентичности, определяющими аффективную окраску отдельных образов «Я».

Впервые проблема самосознания была поставлена Л.С. Выготским. Он понимал самосознание как генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, который подготовлен развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности[4]. А.Н. Леонтьев, рассматривая самосознание, считал, что в осознании человеком себя как личности надо различать знание о себе и осознание себя[5].

А.Г. Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя и своего места в жизни[6].

В.В. Столин понимает идентичность как самосознание личности, имеющее многогранную структуру, которое включает в себя выявление индивидом своей социальной целостности, уникальности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своём будущем, прошлом и настоящем[7]. Рассматривая человека как субъекта деятельности, проявляющего свою активность на разных уровнях, полагает, что как в процессе жизнедеятельности организма формируется схема тела, так и у индивида формируется адекватный его общественному и деятельному существованию образ самого себя (феноменологическое Я). «Процесс развития самого субъекта, рассмотренный под углом зрения возникновения его феноменального Я, обладающего важными функциями в деятельности субъекта, и есть процесс развития его самосознания»[8]. Соотнося процессы самосознания с уровнями активности человека как организма, индивида и личности, он выделяет три уровня самосознания:

I – «самовыделение и принятие себя в расчёт (в двигательных актах)»;

II – самосознание индивида, т.е. принятие точки зрения другого на себя, идентификация с родителями, с ролями, становление самоконтроля;

III – самосознание личности, как выявление своей социальной ценности и смысла бытия, формирование представления о своём прошлом, настоящем и будущем [9].

Основываясь на такой разноуровневой модели самосознания, размышляя над идеей А.Н. Леонтьева о личностном смысле, приходит к мысли о существовании единицы самосознания – «смысла Я», которая частично тождественна самооценке и выполняет адаптивную функцию в отношении к деятельности субъекта. В.В. Столин полагает, что «смысл Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивных конструкциях) и эмоциональных переживаниях[10]. Следовательно, осознание себя личностью основывается на решении внутренних противоречий, которые порождаются реальной действительностью что определяет диалогический характер самосознания личности. В процессе многочисленных внутренних диалогов формируется «образ Я», как отмечает В.В. Столин: «Образ Я – продукт самосознания»[11].

В представлениях И.С. Кона идентичность (самость) есть один из аспектов проблемы «Я» - «Эго» (субъектность) и «образ Я». «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ Я» как бы достраивается и одновременно корректирует её[12].

Кон отмечает: «Совокупность психических процессов посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый “образ Я”».[13] По И.С. Кону, «образ Я» есть установочная система личности, включающая отношение к самому себе; осознание и самооценку своих отдельных свойств и качеств; физические характеристики (восприятие и описание своего тела и внешности). Таким образом, «образ Я» это совокупность представлений индивида о самом себе.

И.И. Чеснокова определяет самосознание как «сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - в представление, а затем в понятие собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов; формирование совершенного, глубокого и адекватного образа Я»[14].

В.С. Мухина автор концепции становления структуры самосознания личности характеризует самосознание как «универсальную, исторически сложившуюся и социально-обусловленную психологическую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, её отношения к самой себе и окружающему миру»[15]. Центральным механизмом структурирования самосознания является идентификация. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 - идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека; 2 - притязание на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); 5 – социальное пространство личности (права и обязанности).

Таким образом, можно отметить, что в отечественной психологии проблема идентичности решается в сложившейся последовательной триаде: сознание - самосознание - образ Я. Идентичность в той или иной мере трактовалась как эквивалент самосознания. В современной психологии под самосознанием понимается совокупность психических процессов и их объединение, посредством которых человек осознает самого себя. В результате осознания человек получает представления о самом себе, а целостная система всех представлений является «Я-концепцией» личности. Другими словами, «Я-концепция» личности – продукт самосознания. Оперирование термином «самосознание» в отечественной психологии соответствует термину «Я - концепция» в западной. Л.Б. Шнейдер, сопоставив оба направления научного поиска в зарубежной и отечественной психологии, схематично это представила так[16]:

сознание – самосознание – образ Я

||

Я-концепция – образ Я

|

 

идентичность

Мы согласны с Л.Б. Шнейдер, которая вслед за В.С. Малаховым утверждает, что термины «идентичность» и «самосознание» не являются взаимозаменяемыми и тождественными понятиями. Самосознание в философии и психологии традиционно понимают как выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценку своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний, интересов. Идентичность традиционно понимают как переживание тождественности, определённости и целостности, то есть единицей анализа идентичности выступает «Образ Я»[17].

Подводя итог данному анализу можно полагать, что отечественный подход к феномену идентичности относит выделение человеком своей социальной ценности, смысла своего бытия, формирование и изменение человеком представлений о своём будущем, прошлом и настоящем, формирование ценностных ориентаций, а формирование и развитие идентичности рассматривается как результат решения личностью значимых ситуаций. Л.Б. Шнейдер определяет идентичность как сложный феномен, «многослойную психическую реальность», включающую различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Выделяют три уровня описания термина идентичности:

1) рационалистический (целостность, неделимость, натуральность личности как интегральное свойство), человек таков, каким он кажется;

2) понятийный (отражает конкретно-научное содержание, определяемое исследователями, представляет степень соответствия человека группе, полу, этносу, роду и др.).

3) глубинный, или иррациональный (отражает самость, вещь в себе, «это такая драгоценность, которая оказывается ею не только по внешнему виду, но она такова по существу»)[18].

Идентичность может пониматься и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство, то есть она выступает как «сложный интегративный феномен». По мнению Л.Б. Шнейдер, идентичность есть синтез таких характеристик человека, как тождественность, целостность и определённость в уникальную структуру, присвоение и изменение (по Л.Б. Шнейдер – переструктурирование) которой происходит в результате адаптации и переориентации в постоянно меняющейся и преображающейся среде [19].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...