Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 

 

 

 

Организация и методы исследования




Экспериментальное исследование проводилось на базе РВУЗ «Крымского инженерно – педагогического университета» г. Симферополя. Всего было опрошено 50 студентов 4 и 5 курсов психолого – педагогического факультета.

Исследование проводили поэтапно:

Первый этап: изучение и теоретический анализ отечествен­ных и зарубежных научных работ по теме исследования, определились гипотеза, задачи и методы исследования, изучалось состояние разработанности проблемы в современной психологии.

Второй этап: проведение эмпирического исследования позволяющего подтвердить или опровергнуть научную гипотезу,

Третий этап: осуществлялись обработка и обобщение полу­ченных данных, формулировались выводы.

Теоретической и методологической основой исследования являются фун­даментальные разработки отечественных и зарубежных психологов. При решении задач исследования в той или иной степени использовались следующие теоретические и методологические положения: системный подход к разработке проблем профессиональной идентичности (З.В.Ермакова, Ю.П.Поваренков, Н.Л.Иванова, У. Джеймс, Х. Ремшмидт, Р. Бернс, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, Д.В. Колесов, В.А. Ядов, Е.А. Володарская, А.В. Брушлинский, С. Холла, Н.Элиас, В.В. Козлов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.Н. Крутова, Г. Олпорт, К.Р. Роджерс, Е.А. Климов, И.Б. Ханина, Н.С. Пряжникова, А. Маслоу, Е.И. Головаха, Ю.П. Поварёнков, В.Д. Шадрикова, А.А. Яшина)

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические, эмпирические, методы статистического анализа полученных результатов и качественной интерпретации результатов исследования.

В соответствии с целью, задачами исследования и выдвинутой гипотезой были использованы следующие психодиагностические методики:

1.Е.А.Климов и Л.Б.Шнейдер «Личный профессиональный план»;

2.Опросник профессиональной идентичности студентов – будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной);

3.Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А.Леонтьева;

4. тест Куна «Кто я?».

Статистическая обработка данных включала сравнение показателей профессиональной идентичности студентов 4 - 5 курсов по критерию t- Стьюдента, сравнение процентного соотношения по коэффициенту углового преобразования Фишера и коэффициент корреляции Пирсона для изучения влияния смысложызненных ориентаций на профессиональное самоопределение.

Рассмотрим более подробно методики используемые в работе.

Е.А.Климов и Л.Б.Шнейдер «Личный профессиональный план»

Студентам предлагалось заполнить анкету, состоящую из семи пунктов, касающуюся перспектив личной профессиональной деятельности (личных планов):

1. Главная профессиональная цель (мечта)

2. Ближние профессиональные цели

3.Перечислите требования, которые предъявляет Ваша профессия человеку

4. Перечислите свои возможности для достижения намеченной цели

5. Ваши представления о путях подготовки для достижения выбранных целей

6. Наличие и обоснованность резервного варианта

7. Практическая реализация личного профессионального плана.

Каждый ответ, отражающий смысл вопроса, считался как “правильный” и оценивался в 1 балл. Баллы суммировались по каждому вопросу ЛПП в отдельности и переводились в % по каждой группе испытуемых, то есть подсчитывался % “правильных” ответов.

Построение временной профессиональной перспективы на основе ЛПП, позволяет выявить профессиональную идентичность как результат целенаправленной профессиональной активности студентов, т. е. определить отождествляют ли студенты себя с той профессией, которую они получают в вузе.

Опросник профессиональной идентичности студентов – будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной)

Студентам предлагается дать ответы на несколько утверждений. На вопросы нет правильных и не правильных ответов. Отвечать нужно согласно собственному мнению. Необходимо внимательно прочитать вопросы и указать степень согласия/несогласия с каждым утверждением используя шкалу:: 5 – совершенно согласен; 4 – согласен; 3 – не думал об этом, не знаю; 2 – не согласен; 1 – совершенно не согласен.

Необходимо подсчитать количество баллов по четырем шкалам.

Шкала 1 «Положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей человека в данной профессии»: вопросы 2, 4, 5, 11, 17, 20.

Шкала 2 «Отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии»: вопросы 1, 6, 8, 15, 16, 18.

Шкала 3 «Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии»: вопросы 3, 4, 7, 12, 13, 20.

Шкала 4 «Позиция пассивного отношения студента к приобретаемой профессии»: вопросы 8, 9, 10, 14, 19, 21.

Далее, чтобы узнать о преобладании положительных эмоций над отрицательными, нужно из результатов по шкале 1 (положительные эмоции) вычесть результаты по шкале 2 (отрицательные эмоции). Если число (Показатель преобладания эмоций) получилось отрицательным, то у испытуемого преобладают отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии.

То же самое необходимо проделать со шкалами 3 и 4. Из результатов по шкале 3 вычесть результаты по шкале 4. Если получается отрицательное число (показатель активности), у данного студента преобладает позиция пассивного отношения к приобретаемой профессии.

В итоге мы видим, что две величины характеризуют профессиональную идентичность студента: показатель преобладания эмоций и показатель активности.

В зависимости от выраженности данных показателей можно выделить девять типов профессиональной идентичности студента.

Тип 1 характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. Студенты, относящиеся к этому типу, считают, что данная профессия не для них, она не способна удовлетворить их потребности, в ней они не смогут реализовать себя. Наблюдается пассивное отношение к приобретаемой профессии, присутствуют негативные эмоции относительно профессии и всего, что с ней связано. Скорее всего, наступило разочарование в профессии.

Тип 2 характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. Преобладание пассивного отношения к приобретаемой профессии. Студенты этого типа уверены, что вузовского образования им хватит для дальнейшей работы, но они не строят определенных планов, что они будут делать после окончания вуза. Преобладание эмоций по отношению к приобретаемой профессии зависит от различных ситуаций.

Тип 3 характеризуется пассивной позицией, сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов, относящихся к данному типу, преобладают положительные эмоции по отношению к будущей профессии, есть желание большую часть времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией, но, несмотря на это, присутствует пассивное отношение к приобретаемой профессии. Скорее всего, данных студентов можно отнести к категории «мечтателей».

Тип 4 характеризуется средневыраженной активной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов, относящихся к данному типу, присутствуют негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано, так как они считают, что профессия психолога удовлетворяет не всем их жизненным потребностям и запросам. Но к различным учебно-профессиональным ситуациям эти студенты могут относиться по-разному: где-то активно ставя цели и исполняя задуманное, а где-то пуская все на самотек.

Тип 5 характеризуется средневыраженной активной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов данного типа нет выраженных тенденций, показатели находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что к разным учебно-профессиональным ситуациям студент может относиться по-разному, преобладание эмоций также зависит от различных ситуаций. Потенциально студенты данного типа при определенных обстоятельствах могут перейти в любой другой тип.

Тип 6 характеризуется средневыраженной активной позицией, сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей профессии. Профессиональная идентичность студентов данного типа по преимуществу активная и выраженная. Данные студенты считают профессию психолога своим призванием, одним из способов самореализации в жизни. Мысли о том, что они будут работать по специальности, вызывают у них радость; есть желание большую часть времени проводить, занимаясь тем, что связано с профессией. Осознанная активность по отношению к будущей профессии находится на среднем уровне.

Тип 7 характеризуется активной позицией, сопровождающейся отрицательными эмоциями относительно будущей профессии. Несмотря на то, что у студентов, относящихся к данному типу, присутствуют негативные эмоции относительно этой профессии и всего, что с ней связано, они стремятся достичь определенных целей в данной профессии и проявляют значительную активность в учебно-профессиональной деятельности. Можно предположить, что существуют какие-либо внешние побудители их активности, помимо содержания самой будущей профессии (социальные обязательства, родительское мнение и др.).

Тип 8 характеризуется активной позицией, сопровождающейся нейтральными эмоциями относительно будущей профессии. У студентов данного типа не прослеживается ярких положительных эмоций (они варьируют в зависимости от ситуации), зато прослеживается позиция активного отношения к приобретаемой профессии, которая может быть также обозначена как позиция «субъекта». Студенты, занимающие активную позицию по отношению к приобретаемой профессии, ставят себе цели в профессиональной сфере и стремятся их достичь, планируют свою жизнь в русле профессии, знают, как получить интересующую их информацию, дополнительно читают специализированные журналы и книги.

Тип 9 характеризуется активной позицией, сопровождающейся положительными эмоциями относительно будущей профессии. Профессиональная идентичность студента является выраженной и активной. Студенты, придерживающиеся данной позиции, считают, что профессия психолога удовлетворяет их потребностям и запросам, в ней они видят свое призвание и способ самореализации. Они просчитывают свое будущее так, чтобы работать психологом, ставят цели и достигают их. При любой возможности пытаются приобрести опыт практической психологической деятельности; читают дополнительную психологическую литературу.

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А.Леонтьева

Студентам предлагаются пары утверждений и им необходимо выбрать одно из них, которое больше соответствует действительности и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того на сколько человек уверен в выборе (или 0, если оба утверждения одинаково верны).

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).

Для подсчета баллов необходимо перевести в отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассимитричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядку с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) – полюсу её отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

-в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1,3,4,8,9,11,12,16,17.

-в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2,5,6,7,10,13,14,15,18,19,20

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченным испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) – 3,4,10,16,17,18.

Субшкала 2 (процесс жизни) – 1,2,4,5,7,9.

Субшкала 3 (результат жизни) – 8,9,10,12,20.

Субшкала 4 (локус контроля – Я) – 1,15,16,19.

Субшкала 5 (локус контроля – жизнь) – 7,10,11,14,18,19.

Общий показатель – осмысленность жизни (ОЖ) – все 20 пунктов.

Интерпретация субшкал.

1.цели в жизни.

Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.

Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить.

Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.

Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни.

Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-«Я» («Я» - хозяин жизни).

Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы-- неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизни, или управляемость жизни.

При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Таблица 2.2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...