Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное самоопределение как основа профессиональной идентичности личности




Понятие профессионального самоопределения личности тесно связано понятиями, характеризующими профессиональный путь личности: идентификация, становление, развитие, самореализация в профессии. Так, идентификация предполагает формирование личностных особенностей профессионала, в которых проявляются его представления о своём месте в социальной и профессиональной среде, уровень деятельности, что определяет отношение профессионала к действительности. Профессиональное становление подразумевает определённые этапы, связанные со специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, обеспечивающими успешное выполнение профессиональной деятельности. Профессиональное развитие включает закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Данный процесс, характеризуется количественными, качественными, структурными перестройками, что обеспечивает нормальное функционирование человека как субъекта труда. ссылка!!! Самореализация в профессии в нашем понимании – это осуществление себя, как обнаружение, и вследствие этого развитие своих возможностей: обогащение смыслов деятельности и поведения, раскрытие и усиление способностей, свободы индивидуального развития и творчества, что в целом способствует процессу саморазвития личности.

Профессиональное самоопределение охватывает и включает в себя выше перечисленные понятия. Традиционно профессиональное самоопределение соотносится с активностью личности. Вопросам активности, целостности, открытости, динамичности и саморазвитию личности уделяли внимание в своих концепциях многие отечественные и зарубежные ученые.

Так, активная позиция человека в собственном становлении, развитии, деятельности и взаимодействии с окружающими подчёркивается К.А. Альбухановой- Славской. По её мнению, активность служит как своеобразным «посредником» между людьми как элементами социальной системы, так и «… той необходимой мерой социальных и личных взаимодействий, посредством которых они осуществляются оптимально, с наименьшими потерями и затратами»[35].

Ценной является мысль и о том, что формирование внутреннего Я человека невозможно без постоянного внешнего испытания им самого себя. При этом взаимодействие с людьми и их реакция на те или иные его проявления позволяет индивиду получить своеобразный «отклик», подтверждающий или опровергающий адекватность способа его действия, общения, что даёт ему основания «быть более уверенным в себе»[36].

С.Л. Рубинштейн подчёркивает активную, деятельную позицию самого человека в обеспечении собственного психического роста, личностного самосовершенствования и развития. Автор показывает механизм этого динамического процесса через противоречивую взаимосвязь индивида с окружающей средой и людьми: «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя. Этот выход … не есть отрицание моей сущности …, это – её становление и вместе с тем реализация… Отрицается только моё наличное бытие, моя завершённость, конечность»[37].

Можно сказать, что, по мнению С.Л. Рубинштейна, именно взаимодействие с ближайшей средой и людьми служит источником саморазвития личности, средством обеспечения его самореализации и стимулом личностного роста, который осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни человека.

А.Н. Леонтьев утверждает, что в качестве инициатора непосредственного контакта с миром выступает сама личность как существо, обладающее внутренним источником активности. Данная мысль позволяет нам полагать, что углубление процесса саморазвития и движение личности по ступеням своего совершенствования невозможно без укрепления его субъектности во взаимодействии с окружающим миром и людьми. В таких контактах внутреннее человека (его психические процессы и состояния, мотивы, потребности, интересы и т.д.) получает возможность для своего изменения. Согласно А.Н. Леонтьеву, именно во внешнем находят поле для своей актуализации внутренние потенциалы личности, которые в нём переходят из возможности в действительность, конкретизируются, развиваются, обогащаются и преобразовывают своего носителя - субъекта. При этом сам преобразованный субъект выступает как «преломляющий в своих текущих состояниях внешние воздействия», то есть как вполне самостоятельный и активный деятель[38].

О.Н. Крутова, базируясь на том, что окружающий человека мир есть общественные отношения, считает, что на личность оказывает влияние совокупность взаимодействий людей в различных формах – непосредственных и опосредованных, в которые включена и она сама[39].

Действительность, реальный мир человека, а также культура, по её мнению, есть «взаимодействие людей, процесс их деятельности, совокупность её результатов». Включение в субъектные отношения способствует пробуждению импульсов к саморазвитию, обеспечивает постоянное стремление к сознательному самоизменению[40].Такая личность способна к самоанализу, самооценке, рефлексии. Она умеет стать выше конкретной ситуации, стремится к осмысленным действиям, к выбору позиции, поступку и ответственности за него, способна к совместной коллективной деятельности и сотрудничеству. Вышеперечисленное даёт личности возможность «… самостоятельно ориентироваться в социальном – человеческом – пространстве»[41].

Видение личности как уникальной целостной системы, открытой внешним влияниям, динамичной и опирающейся на внутренне присущий ей источник собственной активности прослеживается в работах Г. Олпорта, А. Маслоу, К.Роджерса и др.

Г. Олпорт определяет личность как динамичную (мотивированную) развивающуюся систему, как то, что индивидуум представляет собой – внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром[42].Главное в личности – не зависимость от прошлого, а жизнь в настоящем, предполагающая реализацию индивидом своих личностных потенциалов, его самоактуализацию. Важной в плане исследуемой нами проблемы является также мысль о том, что «развитие человека как открытой системы происходит всегда во взаимосвязи, во взаимоотношениях с другими людьми. При этом индивид не только отдаёт что-то окружению, но и сам получает от него»[43].

Взглядам Г. Олпорта близки взгляды А. Маслоу, автора концепции целостного подхода к человеку и оригинальной модели личностной мотивации, в рамках которой он особо выделяет потребность личности в самоактуализации как реализации своих потенций, способностей и талантов, как её «полноценного развития».[44] Стремление человека к самоактуализации А. Маслоу считает основным источником человеческой деятельности, поведения и поступков. Данная потребность, по мнению автора концепции, составляет ядро человека[45].

К.Р. Роджерс полагает, что Я-концепция личности есть фундаментальный компонент в её структуре, она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой. Не абсолютизируя влияние среды, К. Роджерс полагает наличие у человека прежнего опыта в качестве причины того, что условия среды сами по себе не определяют его поведение, как не определяют его сами по себе внутренние стимулы, идущие непосредственно от индивида: «Человек живёт, действует и развивается под влиянием некоторой особой, как бы промежуточной реальности, представляющей собой опыт индивида с окружающими его условиями».[46] Таким образом, реализуется особая роль взаимодействия в развитии социализированной личности. Определяя в качестве центрального звена в структуре личности самосознание и самооценку, К. Роджерс утверждает, что «… личность становится видимой для нас посредством отношений с другими».[47] Самоактуализацию личности как основного мотива её поведения К. Роджерс связывает с вопросами её взаимодействия с действительностью. Согласно автору, стремление к самоактуализации не уменьшает, а увеличивает напряжение в системе «человек – окружающий мир», что побуждает человека к поиску новых стимулов и возможностей роста[48].Представляется, что взаимодействие с окружающими выступает значимым фактором личностного развития человека. Вместе с тем хотим заметить, согласно К. Роджерсу, не всякое взаимодействие способно позитивно влиять на личностное развитие субъекта. Следовательно, особая роль принадлежит «помогающим отношениям», значимым, референтным.

Необходимо отметить, что В.В.Козлов в своих работах исходит из того, что любая личность и группа совершенны и уникальны [49]. Они уникальны, потому что:

1) имеют уникальную структуру по системе своих отождествлений с идеями, социальными статусами, ценностями, тенденциями, направленностью и материальными объектами;

2) имеют уникальную систему воспитания и формирования, жизненный путь;

3) имеют уникальный язык взаимодействий с миром.

Человек и группа разговаривают с миром не только на уровне словесного языка, но и на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесностью. Единство этих трех компонентов (структура, эволюция и язык взаимодействия с реальностью) и создают личность и группу, которые бесподобны в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности и группы в социальной реальности, которая была бы похожа на другую.

Первое, что важно для В.В.Козлова в понимании личности и групп, – это их уникальность и самоценность: каждый человек, любая человеческая своего существования.

Полагаем, что исследование профессиональной идентичности продуктивнее рассматривать с позиций профессионального самоопределения и социализации личности. Чтобы соотнести профессиональную идентичность и профессиональное самоопределение необходимо рассмотреть сущность профессионального самоопределения в отечественных исследованиях.

В своих работах Е.А. Климов отмечал, что профессиональное самоопределение – содержательный процесс, имеющий своё развитие[62]. Показателями этого развития являются изменения в сфере таких важнейших параметров личности, как её профессиональная направленность и профессиональное самосознание. Рассматривая профессиональное самоопределение как деятельность, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа развития человека как субъекта труда[51], он выделяет два уровня профессионального самоопределения:

-гностический – перестройка сознания и самосознания;

-практический – реальные изменения социального статуса человека[52].

Согласно Н.С. Пряжникову профессиональное самоопределение заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождения смысла в процессе самоопределения. Автор считает, что главным аспектом профессионального самоопределения является формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).[53] Разумеется, формирование этой готовности выдвигается в качестве идеальной цели, потому как в реальности достичь её удаётся очень редко, но идеалы, по убеждению автора, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Данная мысль для нашего исследования является очень важной.

Профессиональное самоопределение понимается и как событие, которое в корне влияет на дальнейшую жизнь человека: самооценку, отношение к самому себе, взаимоотношения с самим собой и др. Пожалуй, трудно назвать хотя бы один аспект образа жизни, на который бы существенным образом не влиял бы выбор профессии, сделанный человеком[54].

Многие авторы подчёркивают социальный смысл самоопределения, потому что профессиональная деятельность влияет на образ жизни человека. Согласно Е.А. Климову, данный процесс должен рассматриваться не в «эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре»[55]. Более того, ценность человека в собственных глазах во многом зависит от его положения в обществе. Другими словами, общество является благотворной средой и в то же время зеркалом значимости личности[56].

Профессиональное самоопределение – это развёрнутый и длящийся во времени процесс. Исследователи подразделяют его на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Наиболее полно их описал И.С. Кон[57].По мнению исследователей, к числу важных, ключевых этапов профессионального самоопределения личности относится период обучения в вузе, зачастую определяющий весь ход дальнейшей жизни человека. Именно в этот период начинает формироваться профессиональная идентичность[58]. Профессиональное самоопределение, как считают исследователи, зависит от ряда факторов, среди которых традиционно выделяются уровень развития личности, интерес к делу, способности, особенности семьи (статусный, образовательный, материальный), условия воспитания и обучения, социальная престижность профессий и т.д. Некоторые факторы достаточно стабильны – роль образовательного уровня семьи, наличие способностей к делу, другие, наоборот, динамичны – материальные факторы, изменение престижа ряда профессий и пр [59].

Таким образом, профессиональное самоопределение личности сопровождается изменением представлений человека о себе, своём месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности. Этот процесс находится в основе профессионального становления, превращения индивида в профессионала.

И.Б. Ханина полагает, что место профессиональной составляющей в картине мира современного человека связано с действующими культурными канонами, сложившимся разделением труда и устоявшимися ценностями в цивилизованном обществе[60]. В настоящее время профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс внутреннего, субъективного плана, поиск человеком «своей» профессии и «себя в профессии», определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их. В этом понимании профессиональное самоопределение есть такой этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности, т.е. становится субъектом деятельности[61]. Т.В. Мищенко дополняет, «… став субъектом деятельности, человек в целом завершает тем самым своё общее профессиональное самоопределение, не прекращая своего профессионального развития, кроме того, продолжаются другие специфические виды профессионального самоопределения»[62].

Сопоставляя понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная идентичность», Л.Б. Шнейдер считает, что понятие «профессиональное самоопределение» в одних отношениях шире понятия «профессиональная идентичность», в других – уже[63].Шире, так как профессиональное самоопределение охватывает больший диапазон возможностей, уже – так как в основном относится к выбору, поиску (профессии, смыслов профессиональной деятельности, способов её реализации). Профессиональная идентичность уже, так как является категорией профессионального самосознания, отражает единство профессионального менталитета и мастерства, порождается профессиональным опытом и профессиональным общением. Профессиональная идентичность шире, так как связывает воедино судьбу и истину, реальность и ментальность, сознание и поведение.

Опираясь на определение Н.С. Пряжникова, где профессиональное самосознание понимается как «нахождение смыслов выполняемой работы»[64], Л.Б. Шнейдер утверждает, что профессиональное самоопределение предшествует профессиональной идентичности. В этой терминологии профессиональная идентичность является самостоятельным и осознанным владением смыслами выполняемой работы. Если профессиональное самоопределение – это проектирование и строительство трудового и, в целом, жизненного пути, то профессиональная идентичность – это освоение завершённого строительства[65].

Мы разделяем точку зрения автора и считаем, что профессиональная идентичность – это совершенно иной положительный результат профессионального самоопределения личности.

Связь профессионального самоопределения и самосознания личности усматривается в работах Т.М. Буякас в исследовании формировании идентичности в ходе профессионального становления в студенческий период. Т.М. Буякас, говоря о профессиональном самоопределении, развивает идею о том, что представление человека о самом себе – это важнейшая детерминанта профессионального становления. Человек неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а, «входя» в профессию, будет искать осуществления этого соответствия[66].

В соответствии с концепцией самоактуализации А. Маслоу особенности профессиональной идентичности проявляются в посвящении личностью всего себя без остатка своему делу, в служении своему призваниюх [67].

По мнению А. Маслу, такие люди увлечённые, посвятившие себя любимому делу, «внеположному» по отношению к их «Я». Автор концепции полагает, что скорее речь идёт не о «увлечённости и преданности делу», «служению» и «миссии», потому как эти языковые категории не в состоянии передать страстность, самозабвенность и искренность отношений таких людей к своей «работе», а уместнее вести речь о «судьбе» и «предназначении». А. Маслоу проводит яркое эмоциональное сравнение, он отмечает, что в таких случаях человек и его работа «подходят друг другу, как ключ к замку, а замок к ключу, они откликаются друг на друга, как пение сливается с музыкой в высшей гармонии».[68] Он утверждает: «Люди, работающие по призванию, идентифицируют своё «Я» с любимым делом. Работа становится определяющей характеристикой их «Я», его частью».[69] Если спросить самоактуализированного, влюблённого в свою работу человека: «Кто ты?», его ответ будет выражен в терминах его призвания, например: «я адвокат», «я мать», «я психиатр», «я художник». Следовательно, человек сообщает, что он идентифицирует себя со своим призванием, именно оно обозначает и определяет его сущность. Дело, которому посвящает себя самоактуализированный человек, выступает как носитель, инструмент или воплощение сущностных ценностей.[70] Например, для адвоката, его адвокатская практика важна не сама по себе, но как инструмент достижения справедливости. Для прокурорского работника, его профессиональная деятельность важна как инструмент достижения соблюдения законности и правопорядка в обществе. Для врача, его врачебная деятельность важна как инструмент достижения выздоровления больного и т.д.

По мнению А. Маслоу, сущностные ценности перекликаются с высшими ценностями, они идентичны им. Самоактуализированные люди испытывают особую любовь к этим ценностям, получают удовольствие от них как посредством работы по призванию и от самой работы, так и независимо от неё. Такие люди становятся «метамотивированы». Высшие ценности или метамотивы перестают быть интрапсихическими и становятся в равной степени внутренними и внешними. Действующие на человека изнутри метапотребности и идущая извне необходимость откликаются друг на друга, выступают друг для друга стимулом и реакцией. Человек практически не различает их, они сливаются для него, равно как и для окружения, то есть происходит стирание грани между «Я» и «не-Я», другими словами происходит трансценденция.

Таким образом, для самоактуализированного, профессионально идентичного человека, исполняющего конкретную работу, например, служа закону, науке, преподаванию и т.д., то есть подчиняющегося конвенциональным требованиям профессии или призванию, мотивы к работе более сущностны, более высоки, чем собственно необходимо. Служба Закону для него является средством достижения некой иной, высшей цели, соответственно законности и справедливости, истине, стремлении к совершенству и т.д.

Нужно заметить, неоспоримым является факт о том, что профессиональное самоопределение теснейшим образом связано с процессом личностного развития человека. Во многих работах, посвящённых профессиональному самоопределению, прослеживается связь этого психологического явления с личностным развитием. Н.С. Пряжников считает, что профессиональное и личностное развитие имеет много общего и в высших своих проявлениях почти сливаются. Профессиональное самоопределение выступает в качестве существенного компонента общего процесса развития личности, который не сводится к акту выбора профессии, а выступает содержательным процессом духовного развития личности. И в то же время он выделяет два принципиальных отличия:

-профессиональное самоопределение более конкретно, его проще оформить официально (например, получить диплом и т.д.), личностное самоопределение – это более сложное понятие (диплом «на личность» пока ещё не выдают);

-профессиональное самоопределение зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное – от самого человека, кроме того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему.[71]

Личностная готовность к процессу самоопределения является важнейшим его компонентом. В работе Е.И. Головаха, показано, что с одной стороны, особенности личностного развития оказывают существенное влияние на процесс профессионального самоопределения и на результаты профессиональной деятельности, а, с другой стороны, само формирование личности в значительной степени происходит в ходе профессионального самоопределения, профессиональной деятельности и под её влиянием. [72]

Таким образом, профессиональное самоопределение актуализируется в контексте личностного и жизненного смысла, самоактуализации личности. Процесс профессионального самоопределения непосредственно связан с активностью личности и личностным развитием профессионала. Результатом профессионального самоопределения, который в идеале сопровождается профессиональным развитием, выступает профессиональная идентичность, которая предстаёт как личностная характеристика профессионала, связанная с представлениями о себе, своём месте в профессиональной среде, его личностными ценностями, смыслами.

Следовательно, профессиональная идентичность предстаёт как положительный результат профессионального самоопределения, что ведёт личность к успешной жизненной и профессиональной самореализации, успешности в целом, психологическому благополучию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...