Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный и структурный анализ генезиса, детерминации и репрезентации идентичности




исходная образующая сознание - самосознание
механизмы детерминации идентичности репрезентации идентичности
1. порождающий механизм общение опыт речь
1а. динамические аспекты порождающего механизма персонализация самоопределение самоорганизация
1б. соотношение мы-они Детерминизм-неопределённость внешнее многообразие – внутренний мир
2. исполнительный механизм Идентификация-отчуждение идентификация- отчуждение речь
2а. объекты идентификации- отчуждения Значимые Другие Дело Профессия Я, позиция
3. реализующий механизм отношения ситуации Образ Я
3а. конкретизация реализующего механизма ритуалы образ профессии самоописание
4. описательный механизм когниции- эмоции-поведение когниции- эмоции-поведение объективные- эмоциональные- функциональные характеристики
5. структурная основа идентичности прототипы смыслы, хронотопы ценности
6. содержательные аспекты структуры идентичности тождественность определённость целостность

 

Из таблицы видно, что профессиональная идентичность детерминирована профессиональным общением и опытом, репрезентируется посредством речевой активности через самоописания «образа Я», в котором присутствуют когнитивные, аффективные, поведенческие составляющие. В этой логике «Образ Я» является средством выражения профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность структурируется смыслами, хронотопами, ценностями и прототипами, в динамическом аспекте её «строят» персонализация, самоопределение, самоорганизация и рефлексия, характеризуют тождественность, определённость и целостность. Профессиональная идентичность, по мнению Л.Б. Шнейдер, «это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и её оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определённости».[93]

Структурно профессиональная идентичность в исследовании Л.Б. Шнейдер представлена следующими компонентами, которые в Я-концепции часто определяют как совокупность установок «на себя»:

- когнитивный (профессиональные знания и убеждения);

-эмоциональный (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»);

- поведенческий (соответствующая реакция, выражающаяся в поведении).

Описаны уровни профессиональной идентичности:

Невыраженная профессиональная идентичность. Человек осознаёт дальние и ближние профессиональные цели, стремится освоить дело, приобрести опыт, который на этом уровне равен нулю. Также стремится найти своё место в существующих профессиональных отношениях. Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «хочу». Характеристика субъекта деятельности – мечтающий.

Профессиональная идентичность выраженная, пассивная. Профессиональная деятельность осуществляется по образцу, устанавливаются профессиональные требования, есть представление о своих профессиональных возможностях. Устанавливаются профессиональные контакты. Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «знаю». Характеристика субъекта деятельности – осведомлённый.

Профессиональная идентичность активная. Происходит реализация профессиональных целей, формирование индивидуального стиля деятельности, накопление опыта, профессиональные контакты расширяются. Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «могу». Характеристика субъекта деятельности – умелый.

Профессиональная идентичность устойчивая. Профессиональная деятельность выполняется свободно, происходит повышение уровня притязаний, поиск сложных профессиональных задач. Человек ощущает значимость профессиональных контактов, осознаёт свою профессиональную неповторимость. Появляется желание передавать свой опыт другим. Соответствие человека и профессии устанавливается в модальности «делаю». Характеристика субъекта деятельности – творческий.

Таким образом, в концепции Л.Б. Шнейдер, профессиональная идентичность по сути предстаёт как некий синтез, «аспект специфической интеграции личностной и социальной идентичности в профессиональной реальности».[94]

И.Ю. Хамитова считает, что обретение профессиональной идентичности крайне важно в профессиональной деятельности, так как в дальнейшем профессиональная идентичность служит стабильной системой координат для обретения смысла в работе и жизни.[95] Автор выделяет шесть стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта. Мы полагаем, что эти стадии вполне могут быть применены и к другим профессиям социономического типа, в частности, к прокурорским работникам – молодым специалистам.

Стадия 1.Возбуждение и тревога предвкушения. Данной стадии свойственна диффузная тревога и возбуждение, захватывающее чувство новизны. Это стадию можно назвать «прелюдией становления профессионала». На данном этапе развития профессиональной идентичности важна поддержка окружения.

Стадия 2.Зависимость и идентификация. Эта стадия характеризуется недостатком уверенности в себе, сомнением в самих себе и своих силах. Самые важные вопросы этой стадии: «В чём конкретно заключается моя работа?», «Действительно ли я обладаю всем тем, чтобы успешно выполнить эту работу?». На данной стадии развития профессиональной идентичности необходимо справиться с «голодом подтверждения», помочь выработке росту доверия к себе и своей профессиональной деятельности.

Стадия 3.Деятельность и продолжающаяся зависимость. На этой стадии возможно движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. С одной стороны, возросшая ответственность за процесс выполнения профессиональной деятельности, с другой – осознание чувства всемогущества приводят к колебанию субъекта труда от переоценки своих возможностей до неверной недооценки их.

Стадия 4.Насыщение и принятие самостоятельности. Субъекту труда приходит осознание, что он является специалистом. В течение развития этой фазы профессиональной идентичности специалист более осмысленно подходит к профессиональной деятельности, становится более естественным и зрелым.

Стадия 5.Идентичность и независимость. На данной стадии профессиональной идентичности период профессионального взросления может длиться как несколько лет, так и всю профессиональную жизнь. На этой стадии вероятно «застревание». Субъект труда характеризуется сложившейся системой координат, поглощён увеличением своей профессиональной автономии.

Стадия 6.Спокойствие и коллегиальность. Основные чувства субъекта труда, достигшего этой стадии, - спокойствие, стабильность, коллегиальность. Тревожность, пассивность, зависимость уже в прошлом, доминирует чувство спокойствия. Эмоциональные подъёмы и спады, распространённые на ранних стадиях развития профессиональной идентичности, значительно ослаблены. Ощущение чувства профессионального самопринятия получает подтверждение и от коллег. Происходит интеграция с профессиональным сообществом, что выражается в способе построения отношений с коллегами.

Следовательно, на пути обретения профессиональной идентичности субъект труда последовательно проходит ряд стадий. Однако развитие профессиональной идентичности не заканчивается и не останавливается, что может выражаться в передаче собственного опыта и знаний, словом, наставничестве.

Нужно заметить, что профессия как основание для построения профессиональной идентичности не имеет чётко выраженных дифференцирующих признаков, например, как в случае гендерной или этнической идентичности. Поэтому, с одной стороны, повышается значимость внутренней работы личности по поиску этих дифференцирующих признаков, с другой стороны, усиливается роль профессионального сообщества, «значимого другого» в построении этих признаков. [96]

Известно, что сложившиеся традиции в исследовании отношений, значимости других определяются взглядами Б.Г. Ананьева. А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, А.А. Бодалёва, И.С. Кона, А.А. Кроника, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, В.А. Петровского, А.А. Ухтомского и др.

По мнению В.С. Малахова, идентичность складывается в результате самоотнесения с коллективом, являющегося для данного индивида значимым.[97] В этом заключении акцент переносится на референтное профессиональное сообщество, именно ему отводится значимая роль в становлении профессиональной идентичности. Представители символического интеракционизма считают, что самость, или идентичность, складывается из свойств, продуцируемых в ходе социального взаимодействия. Идентичность – изначально социальное образование. Дж Мид, Ч. Кули рассматривают идентичность не просто как результат социального взаимодействия, но и как фактор, обусловливающий социальную интеракцию.

Бергер П. и Лукман Т. убеждены, что идентичность формируется социальными процессами, причём социальные процессы связаны с конструированием и поддержанием идентичности и детерминируются социальной структурой.[98]

По мнению Д.Н. Завалишиной, освоение человеком норм, ценностей, традиций соответствующей профессиональной группы, есть когнитивная составляющая профессиональной идентичности.[99] Можно сказать, что этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и её развития.[100] Другими словами, этот процесс можно назвать осознанием группового членства по отношению к соответствующей профессиональной группе.

Н.Л. Иванова и Е.Н. Конева считают, что необходимо дополнить когнитивный компонент профессиональной идентичности особенностями отражения субъектом профессиональной деятельности профессиональной среды. Помимо осознания себя как профессионала в процессе идентификации происходит осознание себя внутри профессиональной среды, себя как части профессионального пространства. По их мнению, введение в психологический обиход термина «профессиональное пространство» обусловлено использованием для описания этого феномена различных других терминов, таких как «профессиональный ландшафт», «профессиональное поле»[101], «образ мира в профессиях»[102], «видение профессиональной среды»[103], «профессиональная реальность»[104].

На эвристичность понятия «пространство» обращает внимание в своих трудах Э.Ф. Зеер. По его мнению, в понятии «пространство» заключается возможность объединения разнокачественных социально-психологических явлений, не имеющих общего логического основания. Упорядочивание осуществляется для решения определённой проблемы на основе смыслового взаимодействия конструктов, детерминирующих развитие друг друга. Говоря о профессионально-образовательном пространстве, Э.Ф. Зеер отмечал такую его особенность как открытость, что означает динамичное равновесие взаимодействующих параметров системы. Признание открытости пространства предполагает возможность его самоорганизации и саморазвития. Открытость исключает ограниченность, замкнутость, предельность профессионального пространства.[105]

Наряду с понятием «пространство» в психологии встречаются понятия «ситуация», «среда». Многие исследователи указывают на важность ситуационных причин в личностных проявлениях, поскольку поведение определяет ситуация как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него.[106]

Д. Магнуссон считает необходимым различать несколько уровней ситуации: реальная ситуация в её внешних объективных проявлениях как часть окружения; воспринимаемая ситуация – это реальная ситуация, которая воспринимается, интерпретируется, конструируется участником этой ситуации; жизненные ситуации – это часть мира, которую можно воспринимать, осваивать как имеющую отношение к человеку.[107]

М. Тышкова видит ситуацию «как систему взаимоотношений человекас окружающим миром, которая является значимой с точки жизни, развития и деятельности личности».[108]

Бурлачук Л.Ф. и Михайлова Н.Б. считают, что ситуацию можно определить как совокупность элементов среды; либо фрагмент среды на определённом этапе жизнедеятельности субъекта.[109]

Согласно Е.Е. Даниловой, ситуация – это момент диалектического процесса взаимодействия субъекта и его окружения.[110]

С.В. Духновский определяет ситуацию как феномен, представляющий собой взаимодействие между индивидом и окружающей природной, предметной и социальной действительностью. Переживание ситуации как единица человеческого опыта, связанная с прошлым, настоящим и будущим субъекта, выступает системообразующим фактором, приводящим к объединению условий и обстоятельств внешнего мира в целостную системно организованную ситуацию. В актуальную жизненную ситуацию человек как бы привносит «осадок» всей своей индивидуальной истории.[111]

Наиболее всесторонний анализ проблематики ситуации предпринят С.А. Трифоновой, которая выделяет несколько различных подходов к её пониманию:

1. Ситуация как объективное явление;

2. Ситуация как фактор, лишь опосредующий активность личности;

3. Ситуация как результат сложного взаимодействия личности и окружающей действительности;

4. Ситуация как субъективное образование.[112]

В рамках третьего подхода автор делает акцент на рассмотрение активной позиции самого участника ситуации, выделяя следующие структурные компоненты ситуации: объективная среда жизнедеятельности; субъект, действующий в данном ситуационном контексте; взаимодействие между ними, результатом которого является ситуация, как она понимается индивидом.[113]

Следовательно, ситуация как объективное явление отождествляется многими авторами с понятием среды, среда в свою очередь, устойчива и длительна, ситуация всегда субъективна и кратковременна. Считаем, что субъективность всегда включена в генезис ситуации в качестве важнейшего, составного звена.

В «теории возможностей» Дж. Гибсона среда по отношению к человеку выступает в качестве объекта, обладающими определёнными объективными свойствами, выступает как поле возможностей. А.А. Яшина определяет профессиональную среду как объективное явление, наполненное специфическим содержанием, которое транслируется молодому специалисту через призму систем, ритуалов, профессиональных дискурсов. Такие нормы задают направление развития профессиональной идентичности и фасилитируют этот процесс, одновременно являясь объектом идентификации.[114]

Иванова Н.Л. и Конева Е.В. определяют профессиональное пространство «как систему объектов, с которыми имеет дело профессионал, общность людей, с которыми он взаимодействует, круг событий, которые имеют отношение к реализации его профессиональных функций, а также степень включенности в эти события» (выделено нами – М.Е.).[115] Подобное понимание профессионального пространства обнаруживает его связь с профессиональной идентичностью, как ощущение человеком себя как профессионала – представление себя внутри некоторого круга людей, объектов, событий и обязанностей, т.е. «я как профессионал» - это «то, что я умею и должен делать». Кроме того, важно, в каком социальном и материальном окружении реализуются профессиональные обязанности и функции. Данное окружение тоже составляет часть самоощущения профессионала.[116]

Нам представляется, что понятие «профессиональное пространство» наиболее полное и ёмкое, включает в себя выше обозначенные термины, такие как «профессиональный ландшафт», «профессиональное поле» и др., а также в некотором смысле понятия среды и ситуации. Кроме того, это понятие охватывает и внутреннюю составляющую профессиональной деятельности – профессиональную идентичность, которая выражается в осознании, ощущении себя членом определённого профессионального сообщества, психологической со-причастности к сообществу, а также себя как профессионала. Профессиональное пространство является некой областью, в которой формируется личность субъекта труда, складывается социально-профессиональный тип личности с определёнными ценностно-смысловыми установками, убеждениями и т.д.

Итак, опираясь на обзор и анализ литературы в области социально-гуманитарных наук, в частности, социальной философии, социальной психологии, психологии личности, психологии труда, мы пришли к следующим выводам.

Идентичность – это область самосознания личности, в которой сосредоточено представление индивида о себе, собственном пути развития. Идентичность – «сложный интегративный феномен», синтез таких характеристик человека как тождественность, целостность и определённость, она есть последовательность психической жизни человека.

Идентичность, являясь психическим процессом, активнейшим образом влияет на другие протекающие психические процессы. Следовательно, идентичность – это особое психическое состояние не раз и навсегда достигнутое и неизменное, статичное, а динамичное, подвижное, процессуальное.

Идентификация представляет собой отождествление и выступает интегральным эмоционально переживаемым процессом, включающим психологические и социальные механизмы, ведущие к достижению идентичности как состояния, поиску оснований для достижения этого состояния.

Таким образом, способность человека к идентификации как механизму, процессу, ведущему к социализации, и проявление идентичности как состояния динамичного и процессуального является важным фактором развития человека, общества.

Феномен профессиональной идентичности определённым образом связан с понятиями профессия, социально-профессиональная группа, профессионализм.

Профессиональная идентичность выступает системным, динамичным, многоуровневым психологическим явлением, напрямую связанным с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием.

Профессиональная идентичность является результатом профессионального самоопределения личности, что проявляется в осознании себя представителем определённой профессии и социально-профессионального сообщества (группы), отождествлении себя с ними, с делом и «значимыми Другими». Словом, это совершенно иной положительный результат профессионального самоопределения личности, уровень развития профессионала.

Профессиональная идентичность выступает доминантным фактором карьеры, основывающимся на компетентности, профессиональной пригодности, интересе к работе; обеспечивает успешную самореализацию личности в профессии и позволяет наиболее полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности.

Профессиональная идентичность может выступать как сфера самоактуализации личности в деятельности, что проявляется в посвящении себя Делу, метамотивированности в деятельности, то есть речь идёт не просто о компетентности, профессионализме, мастерстве, а о должествовании, служении.

Профессиональная идентичность как социально-психологический феномен является подвидом социальной идентичности и, следовательно, обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации, сравнения и т.д. В ней чётко выражено концептуальное представление человека о своём месте в профессиональной группе, а ценностно-смысловой компонент сопровождает восприятие группового [3] членства и придаёт данной психологической категории личностный характер. Из этого следует, что профессиональная идентичность появляется в ходе личностного и профессионального становления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека.

Профессиональная идентичность обретается в профессиональном пространстве, а именно возникает осознание и переживание себя как профессионала, что даёт уверенность в себе, способствует укреплению собственной идентичности и адаптирует личность во взаимодействии с окружающими, ведёт к стабилизации собственных убеждений. В результате, происходит осознание своих профессионально-важных качеств, позитивного самовосприятия, чувства защищённости в своей профессиональной группе, а также личностного и профессионального развития.

Таким образом, мы понимаем профессиональную идентичность как область самосознания личности, динамическую психологическую категорию, являющуюся результатом профессионального самоопределения личности, что проявляется в конструировании знания собственной принадлежности к определённому социально-профессиональному сообществу, осознание и переживание себя как профессионала, что выступает фактором, влияющем на успешность самореализации в профессии, психологическое благополучие и личностное развитие профессионала.

В качестве перспектив исследования феномена профессиональной идентичности, авторам представляется важным рассмотреть рефлексивность как личностную характеристику профессионала в структуре этого феномена.

 

 

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1:

1. Идентичность – это переживание индивидом своего единства с кем-либо (с самим собой, другим индивидом, группой) или своей приверженности к чему-либо (идее, принципу, «делу»). Идентификация - отождествление, соотнесение с образцом или моделью. Профессиональная идентичность –

2. Профессиональное самоопределение личности сопровождается изменением представлений человека о себе, своём месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности. Этот процесс находится в основе профессионального становления, превращения индивида в профессионала. Профессиональное самоопределение актуализируется в контексте личностного и жизненного смысла, самоактуализации личности. Процесс профессионального самоопределения непосредственно связан с активностью личности и личностным развитием профессионала. Результатом профессионального самоопределения, который в идеале сопровождается профессиональным развитием, выступает профессиональная идентичность, которая предстаёт как личностная характеристика профессионала, связанная с представлениями о себе, своём месте в профессиональной среде, его личностными ценностями, смыслами. Следовательно, профессиональная идентичность предстаёт как положительный результат профессионального самоопределения, что ведёт личность к успешной жизненной и профессиональной самореализации, успешности в целом, психологическому благополучию.

3. Мы понимаем профессиональную идентичность как область самосознания личности, динамическую психологическую категорию, являющуюся результатом профессионального самоопределения личности, что проявляется в конструировании знания собственной принадлежности к определённому социально-профессиональному сообществу, осознание и переживание себя как профессионала, что выступает фактором, влияющем на успешность самореализации в профессии, психологическое благополучие и личностное развитие профессионала.

 

 

РАЗДЕЛ 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...