Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы формирования профессиональной идентичности личности студентов - психологов




Феномен профессиональной идентичности в отечественных исследованиях опирается на принципы системности и структурности психических явлений, генетическую взаимосвязанность уровней идентичности, исследование формирования идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности. Это происходит по причине сформировавшейся методологической традиции и фундаментальных концепций отечественных исследователей, в частности, системогенеза в профессиональной деятельности [73], профессионального становления личности[74], трудовой деятельности [75] и др.

Так, в рамках концепции профессионального становления личности Ю.П. Поварёнкова профессиональная идентичность рассматривается как явление системное, динамичное, уровневое, тесно связанное с другими элементами профессионального развития человека: профессиональным самоопределением, профессиональной самооценкой и профессиональной деформацией. Ю.П. Поварёнков при анализе профессиональной идентичности выделяет три основных аспекта: 1) как ведущая тенденция становления субъекта профессионального пути и ведущий показатель его профессионального развития; 2) как эмоциональное состояние, которое переживается человеком на различных этапах профессионального пути, оно возникает на основе отношения к профессиональной деятельности и профессионализации в целом как средству социализации, самореализации и удовлетворения притязаний личности, а также на основе отношения личности к себе как субъекту профессионального пути, профессионалу; 3) как подструктура субъекта профессионального пути, которая реализуется в форме функциональной системы, нацеленного на достижение некоторого уровня профессиональной идентичности.

С позиций психологической концепции профессионального становления личности, профессиональная идентичность проявляется и реализуется в ходе профессионального становления в различных формах. [76] Во-первых, как целостное эмоциональное состояние или чувство профессиональной идентичности; во-вторых, как основная тенденция и критерий профессионального развития человека; в-третьих, как некоторая функциональная система субъекта профессионального пути, ориентированная на достижение профессиональной идентичности. В зависимости от стадии профессионального пути чувство профессиональной идентичности может иметь разное содержание, тем не менее, оно всегда переживается как положительное отношение индивида к профессии, как желание трудиться в данных условиях и по данной специальности, как стремление к оптимальному выполнению профессиональной деятельности. Чувство профессиональной идентичности сопровождается ощущением защищённости, верой в свои реальные и потенциальные возможности. Гордостью за свою профессию, пониманием её важности и нужности. Чувство профессиональной идентичности – это чувство удовлетворённости собой, результатами своего труда, перспективами своего роста и условиями своего труда. Это чувство опирается на положительное отношение человека к выбранной профессии и профессионализации в целом как средству саморазвития и самоактуализации личности.

Как видно, содержательно обретение профессиональной идентичности осуществляется человеком через постановку перед собой конкретных вопросов и поиск ответов на них. Таковыми вопросами выступают: Какая мне нужна профессия? Насколько данная профессия соответствует моим возможностям и желаниям? Насколько хорошим профессионалом я являюсь? Смогу ли реализоваться в данном виде труда? Позволяет ли профессия зарабатывать необходимые средства? и др.

Содержание таких вопросов определяет направления и формы развития профессиональной идентичности, а также показатели, по которым возможна оценка её уровня. В концепции профессионального становления личности Ю.П. Поварёнкова, профессиональная идентичность, выступающая как критерий профессионального развития свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком:

а) себя как профессионала;

б)конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей;

в)системы и норм, характерных для данной профессиональной общности.[77]

В соответствии с этим предположением, учёным выделяются три основные линии развития профессиональной идентичности и, соответственно, три группы параметров, которые можно использовать для оценки уровня её сформированности.

Первая группа параметров характеризует отношение человека к себе как будущему и действующему профессионалу. Здесь речь идёт о реальной или прогнозируемой профессиональной самооценке. Такая точка зрения на профессиональную идентичность моделирует процесс идентификации, который зафиксирован в рамках когнитивного подхода к развитию идентичности. Несомненно, в основе данного подхода лежит представление о формировании профессиональной идентичности, как результате проецирования реальной профессиональной Я-концепции субъекта на идеальную, с последующей перестройкой первой. Принимаемая субъектом близость между идеальной и реальной Я-концепциями является основанием для обретения чувства профессиональной идентичности и основанием для её последующего развития.

Вторая группа параметров характеризует отношение человека к содержанию, условиям профессиональной деятельности и профессионализации в целом. В психологии эти показатели традиционно используются для оценки удовлетворённости человека трудом. Удовлетворённость трудом бывает общая и парциальная. Последняя характеризует различные стороны профессиональной деятельности: условия и содержание труда, уровень оплаты, взаимоотношения в коллективе, возможности продвижения по службе и др. С точки зрения профессиональной идентичности, значимость этих сторон деятельности может сильно варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Данный подход изучения профессиональной идентичности, в отличие от предыдущего, моделирует процесс идентификации, который описывается в рамках мотивационного подхода к определению идентичности. В этом случае в качестве ведущего элемента профессиональной идентичности выступает не идеальная профессиональная Я-концепция, а представление человека об идеальном мотивационном потенциале профессиональной идентичности. На это представление проецируется представление человека о реальных возможностях конкретной профессиональной деятельности по удовлетворению потребностей и созданию условий для самореализации. На основании данной процедуры и происходит формирование профессиональной идентичности.

Третья группа параметров связана с оценкой отношения человека к системе ценностей и норм, традициям и ритуалам, характерным для каждой профессиональной общности. Этот аспект оценки профессиональной идентичности разработан в меньшей степени. Данный порядок оценивания моделирует процесс идентификации, который описывается в рамках ценностного подхода к развитию идентичности. Суть развития профессиональной идентичности при таком понимании заключается в проецировании собственной системы профессиональных ценностей и позиций на представление о ценностях и позициях, которые, по мнению субъекта, характерны для конкретной профессиональной общности. На основе сопоставления ценностей происходит принятие решения об уровне профессиональной идентичности. На основе же принятия ценностей профессиональной общности и их сопоставления с индивидуальными, происходит корректировка и развитие последних.

Согласно мнению Ю.П. Поварёнкова, профессиональная идентичность является системным образованием, а её формирование происходит на основе целого комплекса различных механизмов: когнитивного, мотивационного и ценностного.[78] Допустимо, что между названными механизмами на разных этапах профессионализации могут возникать противоречия и нестыковки (например, человеку нравится профессия, но не удовлетворяет уровень собственного профессионализма; или его устраивает уровень профессионализма, но не нравится система ценностей и традиций профессиональной общности и многие др.) В силу действия закона неравномерности и гетерохронности развития, возможны ситуации, когда отдельные механизмы начинают играть ведущую роль, а другие второстепенную. В некоторых случаях профессиональная идентичность формируется и реализуется на основе лишь одного механизма, который по тем или иным причинам является ключевым. Несмотря на преобладание отдельных механизмов, их редукцию, наличие противоречивых отношений между ними, они действуют, как целостное образование, функция которого состоит в том, чтобы помочь человеку разобраться в проблемах своего профессионального становления и реализации. На этом пути человеку приходится решать достаточно сложные и важные для него проблемы (продолжать трудиться по данной профессии или сменить её; оправдывает данная профессия мои ожидания или нет; позволяет ли данная профессия реализоваться и удовлетворять актуальные потребности и др.).

Очень важен для понимания сущности профессиональной идентичности её анализ на уровне содержания функциональной системы, потому как именно он позволяет раскрыть сам процесс обретения человеком профессиональной идентичности и приблизиться к ответу на вопрос, как человек выстраивает свою профессиональную идентичность на различных этапах профессионального становления.

Опираясь на принципы психологического анализа системы профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова, функциональная система профессиональной идентичности может рассмотрена на двух уровнях: операциональном и на уровне профессионально важных качеств и профессионально значимых качеств.[79] Основными элементами операциональной составляющей функциональной системы выступают цель (представление о необходимом уровне идентичности), программа действий по её обретению, представления о субъективных и объективных факторах, влияющих на её достижение, реальные действия и поступки по её достижению, контроль за уровнем профессиональной идентичности, регулирование способа её достижения или содержания цели.

Цель функциональной системы профессиональной идентичности является «элементом», или «единицей» идентичности в понимании Дж. Марсиа и Э. Уотермана и др. исследователей, потому она может выступать в форме представления об оптимальном состоянии профессиональной идентичности, в форме идеальной или антиидеальной Я-концепции, в форме представления об идеальном мотивационном потенциале профессии и др.

Можно сказать, что цель в структуре функциональной системы это то,с чем пытаются себя идентифицировать человек. Важными компонентами функциональной системы профессиональной идентичности являются мотивы. Анализ их содержания позволяет ответить на вопрос, зачем человек стремиться к обретению профессиональной идентичности, какой она для него имеет смысл.

Таким образом, фиксация понятия функциональной системы профессиональной идентичности задаёт новый ракурс изучения идентичности и позволяет выделить особые формы социально-психологической активности, ориентированные на достижение заданного уровня профессиональной идентичности. Содержание данной активности, которая выше названа профессиональной идентификацией, раскрывается через операциональную подструктуру функциональной системы и обнаруживает тесную связь с другим механизмом профессионального развития человека: профессиональным самоопределением.

В отечественных исследованиях показывается, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса.

Уместно обратиться к работам К.А. Альбухановой-Славской, в которых развивается интересный подход к типологии идентичности на основе обращения к таким сложным явлениям как структура жизненного пути (жизненная позиция, жизненная линия, смысл жизни). Автор выделяет следующие типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии[80]:

1 тип. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовывать свои возможности.

2 тип. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечёт за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а так же развитие способностей личности.

3 тип. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности.

4 тип. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности. В этом случае личность способна к движению и развитию в профессии. А также к преобразованию условий труда в направлении необходимом для реализации собственных способностей.

Т.В. Мищенко рассматривает профессиональную идентичность в контексте профессиональной деятельности, благодаря которой субъект выстраивает способ профессионального взаимодействия с миром и обретает смысл самоуважения. Автор обращает внимание на личностные характеристики, которые обеспечивают ориентацию в мире профессий, условиям более полной реализации личностного потенциала в деятельности, а также прогнозированию возможных последствий выбора профессии. Профессиональная идентичность, согласно её мнению, предполагает функциональное и экзистенциальное сопряжение человека и профессии. Это включает понимание человеком профессии, принятие своей профессии, принятие себя в профессии, принятие ценностей профессионального сообщества, а также умение хорошо и с пользой для других выполнять свои профессиональные функции.[81]

Следует сказать, что в таком понимании профессиональной идентичности усматривается широкий когнитивный контекст этого психологического феномена, без которого невозможно «понимание своей профессии».

Е.Н. Кирьянова определяет профессиональную идентичность как устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее достижение на конкретном этапе определённого, субъективного уровня профессионализма, обусловливающее дальнейший профессиональный рост и возможность переноса сформированных навыков и умений в изменённые условия деятельности.[82]

Данное исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегративный характер и является универсальным основанием адаптации специалистов в профессиональной сфере в рамках иной культуры. Это позволяет сделать вывод о многокомпонентности структуры идентичности. Наряду с высоким уровнем профессионализма, способностью к применению умений и навыков в условиях нового профессионального пространства в её структуру входят коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, решительность, стрессоустойчивость и следование этическим нормами профессионального сообщества.

А.А. Яшина определяет профессиональную идентичность как интегративное образование личности, в котором конструируется представление человека о значимых признаках, разделяемых ценностях и целях профессиональной группы, представление о своём месте в этой группе, сопровождается чувством принятия совей профессиональной принадлежности и служит одним из критериев профессионализма. На примере молодого преподавателя вуза она выделяет четыре фактора профессиональной идентичности:

1. Эмоционально-оценочное отношение к работе. Этот фактор отражает комплекс переживаний молодого преподавателя, связанных с членством в соответствующей профессиональной группе.

2.Профессиональная позиция преподавателя вуза. Данный фактор отражает представления молодого преподавателя об условиях профессионализма, связанных с особой профессиональной позицией. Этот фактор отражает ценностно- смысловое содержание профессиональной идентичности.

3. Критерии состоявшегося преподавателя. Этот фактор выражает представления о значимых характеристиках своей профессиональной группы, о критериях, которые позволяют судить о степени овладения профессиональной ролью.

4. Социальные влияния. Данный фактор включает представления о значимых отношениях, векторе их влияния на молодого преподавателя.

Автор расширяет понимание профессиональной идентичности и определяет его как формируемую в процессе жизнедеятельности характеристику, как социальный проект, созданный в определённом контексте. В связи с этим, по её мнению, большое значение должно отводится практике социального взаимодействия и профессиональной коммуникации.[83]

Заслуживает внимания тот факт, что в отечественных исследованиях дискутируется вопрос о месте профессиональной идентичности в общей структуре идентичности личности, а именно в отношении к полюсам «социальный - личностный». Исследователи полагают, что идентичность - личностное образование, поэтому профессиональная идентичность является частью идентичности личностной.[84]

Понятие «профессиональная идентичность» в ряде концепций выступает конкретизацией понятия «личностная идентичность» применительно к содержанию и условиям профессионального становления человека. Необходимость введения понятия «профессиональная идентичность» вызвана тем, что профессиональное становление личности выступает ведущей формой обретения (развития и формирования) идентичности.[85]

Н.Л. Иванова и Е.В. Конева полагают, что профессиональная идентичность не может быть подвидом личностной идентичности, так как связана с определённым групповым членством.[86] Личностный характер ей придает такой компонент идентичности как система ценностей, сопровождающая восприятие группового членства. Поскольку профессионализация основана на переоценке сложившейся системы ценностей и осознании собственных профессионально-важных качеств, возникает иллюзия, что профессиональная идентичность и личностная – это явления одного порядка.

Авторы считают, что профессиональную идентичность плодотворнее рассматривать в качестве подвида социальной идентичности, обладающего всеми общими признаками социальной идентичности и соответственными закономерностями её формирования. В таком случае профессиональная идентичность обладает всеми основными качествами социальной идентичности, связанными с самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему, ролью категоризации и сравнения и т.д. Профессиональная идентичность как подвид социальной идентичности, является личностным качеством, поэтому появляется в ходе личностного и профессионального становления и оказывает влияние на многие аспекты жизни человека.

Таким образом, авторы рассматривают профессиональную идентичность как «область самосознания личности, в которой прижизненно в ходе взаимодействия конструируется индивидуальное эмоционально окрашенное знание собственной принадлежности к отдельным социальным общностям».[87] Соответственно этому знанию у человека формируется определённая система ценностей, формы поведения. В этом определении подчёркивается значимость и взаимосвязь трёх основных вопросов социального самоопределения личности:

- «Кто я?» – вопрос собственно идентичности, направленный на получение знаний о самом себе в контексте существующих социальных отношений;

- «Какой я?» – вопрос ценностей, направленный на осознание смысловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям;

- «Что и как я делаю?» – вопрос поведения, эффективно ответить на который возможно осознав первые два.

Рассматривая расположение профессиональной идентичности в соотношении полюсов «социальный – личностный», мы попытались представить понимание профессиональной идентичности авторов Н.Л. Ивановой и Е.В. Коневой в виде следующей схемы, расположенной ниже:

 

Схема 1.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...