Работа в тетради «Прописи» № 3
4. Изменение слова в соответствии с изменением звуковой модели. Запись слов на нужной строчке в зависимости от наличия определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Задания: 1) объяснить, почему над буквой д нарисованы красные колокольчики; определить, звуки [д] и [д’] — звонкие или глухие; объяснить, почему нет колокольчика над буквой т; определить, звуки [т] и [т’] — звонкие или глухие; 2) прочитать слово Дима, проверить, соответствует ли первая модель на этой строке данному слову, сравнить две модели, в соответствии с изменениями в модели догадаться, какое слово нужно записать (Тима), так же продолжить работу на следующих трех строках: найти и записать пару к заданным словам, ориентируясь на разницу в модели звукового состава; 3) прочитать слова, написанные на шестой и седьмой рабочих строках; подчеркнуть гласные буквы; разделить слова на слоги, поставить ударение; назвать слова, в которых ударным является второй слог (туман, утята); назвать слова, в которых ударным является первый слог (дом, Дима, люди, Таня, трактор); назвать слова, в которых не два слога (дом, утята), назвать слова, в которых ударным является звук [а] (туман, Таня, трактор, утята), назвать слова, в которых все согласные звуки звонкие (дом, Дима, люди); 4) найти на шестой строке слово, которое чем-либо отличается от остальных слов на строке (например, Дима – единственное имя, дом - единственное слово из 1 слога, в остальных словах по 2 слога, туман – единственное слово с ударением на втором слоге и т.д.); проделать такую же работу со словами на седьмой строке; 5) нарисовать красные колокольчики или поставить красные точки над буквами, обозначающими звонкие согласные звуки;
6) вспомнить, что нужно делать, чтобы правильно списывать слова; записать слова, распределив их по строчкам в зависимости от того, какая из букв — д или т — есть в слове; 7) прочитать слова, которые записаны после буквы д (дом, Дима, люди); найти среди этих слов такие, в которых все согласные звуки звонкие (все эти слова); 8) прочитать слова, которые были записаны после буквы т (туман, Таня, трактор, утята); сказать, можно ли среди них найти такое, в которых все согласные звуки звонкие (нет, так как буквой т обозначается глухой согласный звук, а эта буква есть во всех словах), найти среди этих слов такие, в которых все согласные звуки твердые (туман, трактор); 9) закончить предложения: «Если я вижу красный колокольчик, нужно вписать букву, обозначающую... (звонкий согласный звук). Это буква... (д). Если колокольчика нет, нужно вписать букву, обозначающую... (глухой согласный звук). Это буква... (т). Если я вижу две горизонтальные линии, нужно вписать... (заглавную букву)»; 10) вписать в слова предложений буквы д или т, прочитать предложения, проверить, имеют ли они смысл; найти среди записанных слов такое, в котором все согласные звуки глухие (тёти); в которых все согласные звуки мягкие (озере, тёти); найти слова, в которых три слога (озере, карасей), один слог (на, у);
5. Преобразование печатного шрифта в письменный. Письмо слов, предложений. Запись слов в порядке следования моделей. Составление словосочетаний. Самостоятельная запись слов. Задания: 1) записать письменными буквами предложения, записанные печатными буквами; 2) выполнить предложенные учителем задания на с. 6-7; 3) найти в учебнике на с. 105 пары слов, отличающиеся только одной буквой, списать эти пары слов в тетрадь; 4) записать в тетрадь слова, которые получились при изменении букв (ром, сом, лом, ком, дом, дым; ворота, ворона, корона, корова; порт, корт, торт, торс, морс); 5) придумать и записать по два слова с буквой д, с буквой т, с обеими буквами;
6) записать в тетрадь письменными буквами слова, написанные на доске печатными буквами.
Дополнительные задания Задания: 1) вписать буквы д или т, списать слова и предложение, в которые вставили буквы; 2) над картинками написать их название (дыня, радуга, утята); 3) рассказать, чем похожи и чем отличаются слова в парах страна – страны, стрела – стрелы, рядом со словами написать эти же слова письменными буквами; 4) прочитать слова на первой и второй строках с. 7, найти подходящее к каждому из слов первой строки слово второй строки, соединить линией, записать получившиеся сочетания слов (трудное дело, сладкий торт, тенистая аллея); 5) записать слова в порядке следования моделей (тетради, ягода, Регина);
4. Дифференцированная работа. Для хорошо читающих Чтение рассказа «Томка». Педагогическая поддержка Дифференциация букв д–т. Совершенствование техники чтения. Развитие внимания к буквенной записи слов. Задания: 1) прочитать рассказ на с. 107-108; 2) выполнить самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать» на с. 44–46; 3) подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова в парах на с. 44 в тетради «Я учусь писать и читать»; объяснить, чем отличается звуковой состав слов Тима — Дима, денек — тенек; показать графически различие первых звуков (нужно нарисовать красный колокольчик над буквами д); 4) выполнить задания в тетради «Я учусь писать и читать» на с. 45; 5) выполнить задания в тетради «Я учусь писать и читать» на с. 46; 6) отгадать загадку: Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. 7) назвать первый звук в слове дерево; дать характеристику звуку [дь] (согласный, мягкий, звонкий); назвать букву, которой обозначается этот звук на письме, положить ее перед собой на парту; 8) отгадать загадку: То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? 9) назвать первый звук в слове тетрадь; охарактеризовать звук [ть] (согласный, мягкий, глухой); назвать букву, которой обозначается этот звук на письме, положить ее перед собой; 10) сравнить звуки [д’]—[т’], [д]—[т]; 11) поднять букву д или т, если она есть в словах: дом, том, день, тень, уточка, удочка.
Задание на с. 45 знакомо ребятам, но, выполняя задания такого типа в учебнике, учащиеся не имеют возможности вписывать буквы, они выполняют замены букв в уме. Для учеников с низким уровнем готовности к обучению грамоте это очень трудно, и порой они просто не понимают, как получаются слова, которые произносят их одноклассники. Именно поэтому учитель и предлагает таким ребятам выполнить задание в тетради с обязательным вписыванием букв. После выполнения задания учитель на материале этих слов отрабатывает у ребят технику чтения, предлагая прочитать слова сверху вниз, снизу вверх, найти и прочитать слова, в которых есть ударный гласный звук [о], прочитать слова, в которых есть ударный гласный звук [а], и т. д. После выполнения ребятами четвертого задания учитель может попросить их найти такую пару слов, в которой слова отличаются не только одной буквой, но и местом ударения (рука — руки), или пару, в которой слова отличаются количеством слогов и местом ударения (роса — рост), объяснить, почему замена одной буквы привела к изменению количества слогов, рассказать, сколькими звуками отличаются слова рис — рос, сыр — рис, и т. д. Последнее задание на с. 45 учитель также использует для отработки техники чтения, попросив учеников прочитать слова парами, по столбикам (сверху вниз и снизу вверх). Затем педагог спрашивает, как можно найти пары слов, которые различаются количеством слогов. Если ребята затруднятся с ответом, учитель просит напомнить, количеством каких звуков определяется количество слогов в слове. Этот вопрос поможет школьникам догадаться, что, если пары слов отличаются гласным звуком и соответственно в клеточке между словами вписана гласная буква, значит, такие пары слов отличаются количеством слогов. Далее учитель просит ребят прочитать пары слов, которые различаются количеством слогов. Вариант проведения одиннадцатого задания: после того как дети подняли букву д, услышав слово дом, учитель просит их заменить букву д на букву т и произнести слово, которое получится, и т. д. Дополнительные задания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|