Работа в тетради «Прописи» № 3
4. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы П, п. Тренировка в написании букв. Сравнение букв П - Т, П - Г, п-т, п-г. Письмо слов. Задания: 1) сравнить печатный и письменный варианты написания буквы П п, рассказать, какие печатные буквы напоминает печатная буква П п, из каких элементов состоят письменные буквы, на какие письменные буквы похожи письменные буквы П п и чем они от них отличаются; 2) прописать заглавную букву П; 3) сравнить буквы П - Т, П - Г, прописать заданную последовательность букв; 4) прописать слова Петя, Пётр, Полина; 5) прописать строчную п; 6) сравнить буквы п-т, п-г; 7) прописать слова папа, пирог, перо, попугай. При работе над заглавной и строчной буквами П п учитель просит первоклассников не забывать о наклоне и о параллельности линий, так как это основной секрет правильного написания букв. Затруднение может вызвать написание слова Полина, так как в этом слове достаточно много сложных соединений. Стоит заранее обратить внимание учеников на то, что соединительный штрих между буквами о и л должен быть достаточной длины, чтобы буквы не слились, в то же время он не должен идти слишком высоко. При сравнении букв учитель обязательно обращает внимание ребят не только на сходство, но и на различие букв П Т Г, п т г. Если есть необходимость, перед записью слов ученики вспоминают правила списывания.
5. Письмо предложений. Дифференциация букв Б, б - П, п. Вписывание нужной буквы. Запись слов на нужной строчке. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Задания: 1) вспомнить алгоритм списывания, подчеркнуть буквы гласных, разделить слова на слоги, списать предложение «Пётр Петру пёк пироги.»;
2) рассказать, почему над буквами Б б нарисован красный колокольчик, рассказать, что помогает определить, что звуки [б] и [б'] звонкие согласные; 3) сравнить модели звукового состава на строчках, догадаться, какие слова задуманы (борт, палка) и записать их; 4) определить, какая буква пропущена в слове, опираясь при этом на наличие или отсутствие красного колокольчика, вставить буквы, записать слова на нужной строчке, обратить внимание на наличие заглавных букв в словах Петя, Боря; 5) поставить красные точки или колокольчики над буквами, обозначающими звонкие согласные звуки, объяснить, почему слово Пират записано с заглавной буквы, списать предложение «На палубе пёс Пират.». Работа над предложением «Пётр Петру пёк пироги.» позволит закрепить правило написания заглавной буквы, провести пропедевтическую работу по обозначению буквами безударных гласных в корне слова. Учитель просит своих учеников объяснить, почему в одном предложении два слова написаны с заглавной буквы. Кроме того он предлагает классу сравнить произношение и написание слова Петру, найти в предложении слово, которое может доказать правильность написания слова Петру –дети, безусловно, смогут указать на слово Пётр. В зависимости от уровня класса можно просто обратить внимание детей на написание слова пироги и попросить их быть внимательными при списывании этого слова. Но можно сказать, что написание буквы и нужно запомнить, а написание буквы о можно доказать: изменить это слово так, чтобы оно обозначало только один предмет – пирог - и будет хорошо слышен ударный звук [о]. Проводя работу по дифференциации букв Б б – П п, учителю важно проверить, знают ли ученики значения слов балка и борт. При выполнении четвертого задания при наличии в классе большого числа детей с трудностями целесообразно предложить классу сначала ставить на месте пропусков необходимые буквы из разрезной азбуки и лишь после проверки разрешать вписывать буквы в слова. После этого учитель просит поставить в словах ударение.
Перед тем как ребята начнут вписывать буквы в слова, учитель обращает внимание на то, что после того как учащиеся впишут строчную или заглавную буквы Б б, им необходимо будет писать еще и соединительный штрих, чтобы соединить буквы Б б с последующей буквой.
Дополнительные задания Задания: 1) составить и записать слова (лапа, парк или карп, папка, пакет); объяснить, почему в словах лапа и парк разное количество слогов, ведь количество букв в этих словах одинаковое (количество слогов зависит от количества гласных звуков в слове); 2) записать письменными буквами слова, написанные печатными буквами; рассказать, что у этих слов общего (состоят из шести звуков, из шести букв, имеют в своем составе звука [п], во всех словах ударным является второй слог и т.д.); рассказать, чем слово платок отличается от других слов (в этом слове два слога); 3) списать предложение «На полке стоит посуда.»; 4) прочитать два предложения, написанные печатными буквами, решить, можно ли сказать, что это небольшой рассказ, списать эти предложения письменными буквами; 5) на свободной строке страницы 16 записать под диктовку предложение «Петя и Поля пекли пироги.» Если из букв к р п а ребята составят только одно слово, учитель просит их поискать еще один вариант.
6. Дифференцированная работа: Сообрази Составление слова из заданных звуков; чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка». Задания: 1) составить из букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбца; 2) проверить свою работу, выбирая звуки из схем слов правого столбца; 3) назвать получившиеся слово (павлин); 4) прочитать рассказ «Просто старушка» на с.115. 5) выполнить самостоятельно задания в тетради «Я учусь писать и читать» на с.49, 50
Педагогическая поддержка Закрепление зрительного образа буквы п; дифференциация букв п - б; совершенствование техники чтения; развитие внимания к буквенной записи слов. Задания: 1) закрасить в тетради «Я учусь писать и читать» на с. 49 те части рисунка, в которые вписана буква п; 2) составить предложения, добавляя подходящие по смыслу слова;
3) послушайте стихотворение- скороговорку и определить, какие два звука, парные по твёрдости-мягкости, повторяется чаще других: Петр Петрович По фамилии Перепелович Пошел погулять, Поймал перепелку, Пошел продавать. Понес по рынку, Просил полтинку, Подали пятак, Он продал и так! 4) поднять букву, которой обозначаются на письме звуки [п] и [п’]; 5) Послушать скороговорку и определить, какой звук в ней повторяется чаще других: Маланья-болтунья Молоко болтала, Болтала, болтала, Выбалтывала, выбалтывала, Да не выболтала. 6) поднять букву, которой обозначается на письме звук [б]. 7) сравнить звуки [п] и [б]: чем они похожи? (согласные; работают губы, создавая преграду; твердые); чем эти звуки отличаются? (при произнесении звука [б] работает горлышко, есть голос - звук звонкий; при произнесении звука [п] горлышко не работает, голоса нет - этот звук глухой); 8) поднять букву, которая есть в диктуемом слове: пакет, банка, белка, петух, пальто, бегемот, бухта, бетон, запах; 9) вставить букву п или б в слова (49 страница тетради); прочитать слова, которые начинаются со звонкого согласного; с глухого согласного; прочитать первую строчку; вторую строчку; найти и прочитать слова, в которых три слога; два слога; прочитать слово, которое не было прочитано, определить, сколько в нём слогов; 10) выполнить задания на с. 50 тетради «Я учусь писать и читать»; после выполнения первого задания прочитать пары слов, в которых слова отличаются количеством слогов; после выполнения второго задания рассказать, одинаковые ли звуки обозначает буква п в парах слов перо – репа, петля – тепло, потолок- поток; после выполнения третьего задания поставьте знак ударения в словах; после выполнения последнего задания рассказать, что общего у слов пенал, песня, пятак, лапка; разделить слова на две группы. (в словах пенал, песня, пятак буква п обозначает звук [п’], а в слове лапка -[п]). Второе задание направлено на отработку умения читать предложения и понимать смысл прочитанного. Провести его можно так: «Вам нужно будет проверять, получится или нет предложение, если к двум имеющимся словам добавить третье. Давайте прочитаем начало предложения и добавим первое слово из столбика. Получилось «Мы ели малину». Это правильное предложение? Что нужно сделать, чтобы предложение было правильно оформлено? (поставить после слова «малину» точку). Читаем начало ещё раз и добавляем второе слово. «Мы ели молоток». Раз у нас не получилось предложение, мы не будем проводить линию и не будем ставить точку.» После выполнения задания учитель просит ребят прочитать по порядку предложения, которые были составлены. Вторую часть задания выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой.
При выполнении шестого задания вместе с буквой дети могут поднимать синюю или зеленую фишки, показывая тем самым какой звук – твёрдый или мягкий, обозначает буква. Если учитель считает, что проведенной работы не достаточно для дифференциации букв, он может предложить ребятам ещё одно задание: поднимать нужные буквы - б или п при чтении учителем текста (при чтении учитель чуть выделяет звуки): «Насту п ила осень. П олетели разноцветные листья. Я лю б лю на б людать листо п ад. Вот с б ерезки летят листья, а вот летят листья с ду б а.» При выполнении ребятами третьего задания на с. 50 учитель организует наблюдение над группами родственных слов, обращает внимание на сходство звучания и значения слов внутри каждой группы, обращает также внимание ребят на различие в произношении и написании некоторых слов, например, поляна, полянка, полоса и т.д Последнее задание направлено на отработку зрительного восприятия буквенного образа слов: «Посмотрите, слева в столбик написаны слова, а справа от каждого слова есть строчка букв, в которой прячется это слово, при этом оно может повторяться несколько раз. Давайте посмотрим на первое слово, прочитаем его. А теперь не торопясь просматриваем первую строчку букв, ищем слово пенал. Возьмите линейку и подчеркните слово пенал, спрятавшееся между буквами.» Дополнительные задания:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|