Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 15. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации

 

В рамках практических занятий обучающиеся должны быть готовы ответить на вопросы:

1.Определите понятие и охарактеризуйте сущность местного самоуправления как конституционной формы осуществления народовластия.

2. Охарактеризуйте правовую основу местного самоуправления?

3. Каково содержание права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления?

4. Охарактеризуйте особенности взаимоотношения государства и местного самоуправления в современной России. Каковы особенности российской модели местного самоуправления?

5. Каковы полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления?

6. Раскройте принципы организации и функции местного самоуправления?

7. Охарактеризуйте принципы территориальной организации местного самоуправления.

8. Определите понятие и охарактеризуйте виды муниципальных образований.

9. Охарактеризуйте формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

10. Дайте анализ структуры органов местного самоуправления.

11. Охарактеризуйте вопросы местного значения, предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

12. Какова экономическая основа местного самоуправления?

13.Охарактеризуйте конституционные гарантии местного самоуправления.

14. Охарактеризуйте ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

15. Каким образом осуществляются контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления?

Обучающиеся также  выполняют практические задания и решают задачи:

1. Проанализируйте Устав г. Архангельска и выпишите в тетрадь правовые акты, которые могут приниматься в городе с учетом субъекта их принятия. Составьте схему муниципальных правовых актов.

2. Используя Конституцию РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сравните вопросы государственного и местного значения и запишите в тетради выводы, к которым вы пришли.

3. На основе анализа положений Устава г. Архангельска о муниципальных органах власти объясните действие принципа разделения власти на местном уровне.

4. В ст. 30 Закона «О муниципальной службе на территории N области» закрепляется норма, в соответствии c которой поступить на муниципальную службу в органы местной власти на территории N области могут граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Оцените правомерность предписания содержащегося в ст. 30 Закона «О муниципальной службе на территории N края».

Какие требования предъявляются к лицам, желающим поступить на муниципальную службу в РФ?

5. Согласно ст. 35 Устава сельского поселения Пестово глава местного самоуправления обязан представлять муниципальному собранию ежегодный отчет о деятельности сельского поселения, а также о результатах собственной деятельности.

Соответствует ли ст. 35 Устава сельского поселения Пестово муниципальному законодательству РФ?

Какие положения должен включать отчет главы муниципального образования?

6. В ст. 22 Устава N области содержится положение, согласно которому порядок внесения изменений и дополнений в Устав муниципальных образований, находящихся на территории области, определяется Законом N области «Об организации местного самоуправления на территории области».

Оцените правомерность ст. 22 Устава N области с точки зрения муниципального законодательства.

Перечислите положения, которые должны найти обязательное отражение в Уставе муниципального образования.

7. В ст. 41 Устава муниципального района Заречного закреплено, что глава муниципального образования при реализации своих полномочий вправе издавать постановления и решения.

Оцените правомерность данного положения Устава муниципального района Заречного с позиции действующего муниципального законодательства РФ.

Назовите виды правовых актов, которые вправе издавать органы и должностные лица местной власти.

8. В ст. 40 Устава городского округа Крюково установлено, что на депутата представительного органа городского округа Крюково при осуществлении деятельности распространяются гарантии в соответствии с федеральным законодательством.

Проанализируйте правомерность ст. 40 Устава городского округа Крюково с позиции муниципального законодательства.

Назовите гарантии депутата представительного органа местного самоуправления.

8. Приказом Департамента внутренней политики N области «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях N области» утвержден перечень должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным кодексом.

Соответствует ли приказ Департамента внутренней политики N области законодательству РФ об административных правонарушениях?

Перечислите должностных лиц имеющих право на составление протоколов об административных правонарушениях в сфере местного самоуправления в N области.

9. В Уставе городского округа Приморский закреплена норма, согласно которой граждане этого муниципального образования для решения вопросов местного значения наделяются правом проводить сход жителей городского округа.

Определите правомерность включения данной нормы права в устав городского округа Приморский на основе анализа муниципального законодательства РФ.

Перечислите формы непосредственной демократии, которыми может пользоваться население для решения местных вопросов.

10. Жители сельского поселения N выступили с инициативой проведения местного референдума по поводу строительства спортивного комплекса на территории данного муниципального образования. Администрация поселения N постановила не проводить референдум, таким образом, инициатива была отклонена.

Имеют ли право граждане муниципального образования выдвигать инициативу по проведению референдума по такому вопросу?

Имеет ли администрация муниципального образования право назначать или не назначать проведение местного референдума?

11. Сельское поселение N численность населения, которого составляет 136 человек: 20 из которых дети до 10 лет, 10 человек несовершеннолетние до 18 лет, возраст 7 человек от 18 до 21 года и остальные от 21 до 73 лет. Инициативная группа из 8 человек обратилась к главе местной администрации, с просьбой о проведении схода граждан для решения вопроса о снятии местного налога на благоустройство искусственных водоемов поселения. Прокомментируйте ситуацию.

12. Представительный орган города N (численность населения составляет 25 тыс. человек) на очередном заседании принял Устав города. Из 12 депутатов, входящих в представительный орган, «за» проголосовало 8 человек. Принятый Устав был направлен в органы юстиции для государственной регистрации. Органы юстиции отказали в регистрации Устава.

Правомерен ли отказ органов юстиции в регистрации Устава? Разрешите ситуацию на основе Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

13. По решению местных властей сельских поселений N, K, С должно быть проведено объединение трех поселений в одно. Но жители поселения К написали коллективное заявление, в котором высказали нежелание объединяться и отправили его в свою местную администрацию. Ответ местной администрации был таков: ситуацию изменить невозможно, так как за объединение проголосовало три администрации поселений единогласно. Прокомментируйте ситуацию с позиций действующего законодательства.

14. При проведении аттестации муниципальных служащих в отношении старшего муниципального советника гр. Н. аттестационной комиссией было принято решение о том, что он не соответствует замещаемой должности.

Какими могут быть последствия принятого решения? В чем суть аттестации муниципальных служащих?

 

Основные понятия темы: местное самоуправление, конституционные основы местного самоуправления, правовая основа местного самоуправления, устав муниципального образования, территориальная основа местного самоуправления, виды муниципальных образований, организационная основа местного самоуправления, глава муниципального образования, представительный орган муниципального образования, местная администрация, финансово-экономическая основа местного самоуправления, муниципальная собственность, бюджет муниципального образования, местные налоги и сборы, предметы ведения местного самоуправления, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления, наделение органов местной власти отдельными государственными полномочиями, конституционные правовые гарантии местного самоуправления

Источники по теме:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства

2. Европейская хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

4.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3108.

5. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

 

Рекомендуемая литература по теме:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2014.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2015

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. - М., 2015.

4. Беляева О.В., Алексеева Л.А. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1.

5. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Сильное местное самоуправление - сильное государство: история и современность // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 4.

6. Бондарь Н.С., Георгиева Т.П. Устав муниципального образования: нормативная модель, соотношение традиций и новаций // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 5.

7. Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5.

8. Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. № 3.

9. Винник Н.В. Публичные слушания как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 5.

10. Выдрин И.В. Местное самоуправление в России: от идеи к практике // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11.

11. Герасимова М.А. Модели местного самоуправления и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.

12. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. № 6.

13. Ермаков Д.А. Муниципальные выборы - основополагающая форма осуществления местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3.

14. Карасев А.Т., Елькина А.В. Компетенция органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 8.

15. Кокотов А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3.

16. Конышева Е.Г. Организационно-правовая модель местного самоуправления: современные тенденции // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 11.

17. Кручинин С.В. Территориальное общественное самоуправление как форма проявления гражданской активности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6.

18. Мамина О.И. Основы политико-правовой (конституционно-правовой) ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5.

19. Мишина С. В. О финансовых основах местного самоуправления. // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 9.

20. Михеева Т.Н., Михеев Д.С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6.

21. Попова Н.Ф. О государственных полномочиях органов местного самоуправления // Современный юрист. 2016. № 1.

22. Селютина Е.Н., Тихалева Е.Ю., Холодов В.А. Глава муниципального образования в системе органов местного самоуправления: современные тенденции развития // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1.

23. Соболева Л.Б. Место исполнительных органов власти местного самоуправления в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 1.

24. Соловьев С.Г. Основные идеалы местного самоуправления: современное состояние // Государственная власть и местное самоуправление.2015. N 7.

25. Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: проблемы теории и правовой регламентации // Административное и муниципальное право. 2016. №3.

26. Холодилова Е.А., Елькина А.В. Органы местного самоуправления как элемент публичной власти // Российская юстиция. 2015. № 8.

27. Шугрина Е.С. Понятие местного самоуправления как конституционной ценности // Юридический мир. 2016. № 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...