Тема 7. Конституционно-правовые основы государственно-территориального устройства Российской Федерации
В рамках практических занятий обучающиеся должны быть готовы ответить на следующие вопросы: 1.Россия – федерация договорная или конституционная? 2.Как вы думаете, для России более органична симметричная или асимметричная модель федерации? 3.Как вы оцениваете идею построения России как чисто территориальной федерации? 4. Как соотносятся по юридической силе законы Российской Федерации и ее субъектов? 5.Какие принципы положены в основу формирования субъектов федерации в России? Проанализируйте историю вопроса. 6. Как соотносятся между собой чч. 1, 2, 5 ст. 5 Конституции РФ? 7.Можно ли рассматривать местное самоуправление как элемент федеративного устройства? 8.Какова природа договоров и соглашений в сфере разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов? 9.Вправе ли субъекты федерации принимать кодексы (законы) об административных правонарушениях, трудовые кодексы, а после введения их в действие прекращать на своей территории действие соответствующих общероссийских кодексов? 10.Часть 2 ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. Что означает эта конституционная формула? 11.Что такое федеральное вмешательство (воздействие) в дела субъектов федерации? Предусмотрен ли данный институт в России и соответствует ли он Конституции РФ? 12.Вправе ли федерация в сфере совместного ведения не только принимать законодательные основы, но и детально регулировать возникающие в ней общественные отношения? 13.Каковы, на ваш взгляд, перспективы федерализма в России? Предложите свой вариант совершенствования федеративного устройства России.
Обучающиеся также выполняют практические задания и решают задачи: 1.Заполните сравнительную таблицу принятия в Российскую Федерацию и образование в составе Российской Федерации нового субъекта
2. Заполните сравнительную таблицу особенностей государственного суверенитета, народного суверенитета, национального суверенитета.
3. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, конституции и уставы субъектов федерации не должны ей противоречить. Однако противоречия имели место быть. Приведите их примеры, перечислите постановления Конституционного Суда РФ, в которых были признаны противоречащими федеральной Конституции те или иные положения конституций, уставов субъектов Федерации. 4. Законодательный орган одного из субъектов РФ большинством голосов депутатов принял решение о выходе данного субъекта из состава РФ, после чего направил его для рассмотрения Президенту РФ. Как должен поступить Президент РФ? Ответ обоснуйте ссылками на действующее законодательство РФ. 5. Дума Чукотского автономного округа приняла решение об установлении своего государственного языка и о его употреблении наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях Чукотского автономного округа. Оцените решение депутатов Думы Чукотского автономного округа на предмет соответствия действующему законодательству РФ. Вправе ли субъекты РФ самостоятельно определять статус своего языка?
6. Губернатор Ульяновской области принял указ о переименовании области и внесении соответствующего изменения в Устав области. Однако Конституционный Суд РФ признал данный указ не соответствующим Конституции РФ. Оцените решения Губернатора Нижегородской области и Конституционного Суда РФ на предмет соответствия действующему законодательству РФ. В каком нормативно-правовом акте предусмотрен порядок для переименования субъекта РФ, и из каких действий он состоит? 7. В юридическую консультацию пришла инициативная группа граждан Нижегородской области и Ивановской области по образованию в составе РФ нового субъекта РФ и попросила дать разъяснение по двум вопросам. 1. Можно ли объединить Нижегородскую область и Ивановскую область? 2. И если это возможно, то в каком порядке? Проконсультируйте инициативную группу граждан Нижегородской области и Ивановской области по поставленным вопросам, руководствуясь действующим законодательством РФ. 8. На семинарском занятии по конституционному праву студент Иванов настаивал на том, что в РФ лучше изменить федеративную форму государственно-территориального устройства на централизованную. В обоснование данного мнения Иванов сказал, что исторически в России существовало унитарное государство с государственным управлением из одного центра. Кроме того, двухуровневое управление, усложняет реализацию единой государственной политики, поскольку требуется создание еще 85 систем государственной власти по одной в каждом субъекте РФ и соответственно выделение дополнительных средств на их содержание, и осуществление контроля за их деятельностью. Оцените мнение Иванова. Выскажите свои аргументы, замечания по рассматриваемому вопросу. 9.Директор школы одной из республик в составе Российской Федерации отказал в приеме на работу учителю математики на том основании, что он не знает языка коренного народа. На эту должность был принят мужчина местной национальности, не имеющий педагогического образования и опыта работы с детьми. Правомочны ли действия директора? Обоснуйте.
Основные понятия темы: государственно-территориальное устройство, федеративное устройство, унитарное государство, федерация, субъект Российской Федерации, равенство субъектов, республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, территориальная целостность, территория Российской Федерации, предметы ведения, разграничение предметов ведения, институт федерального вмешательства. Источники по теме: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Текст Договора официально опубликован не был (См.: Справочно-правовая система «Гарант»). 3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001.№ 52.Ст. 4916. 4. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2965. 5. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ // Российская газета. 12 мая 1999 года. 6. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. №155-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833. 7. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. 8. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
9. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 30. Ст. 3122. 10. Федеральный закон от 07 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 20. Ст. 1972. 11. Федеральный закон от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199. 12. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Текст Договора официально опубликован не был (См.: Справочно-правовая система «Гарант»).
Рекомендуемая литература по теме: 1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2014. 2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2015 3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. - М., 2015. 4. Бурбина Ю.В. Истоки федеративной государственности России // История государства и права. 2009. № 4. 5. Глинич-Золотарева М. В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. 6. Дрожиева Э. В. Некоторые особенности государственного устройства РФ // Современное право. 2004. № 4. 7. Ившина И.Н. Федеративная форма государственного устройства: от идеи до конституционной нормы // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. 8. Ишеков К.А. Содержание конституционного (уставного) законодательства в условиях федеративного устройства современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. 9. Калиничева А.С. Симметричная и асимметричная модели федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 14. 10. Карапетян Л. М. К вопросу о «моделях» федерализма // Государство и право. 1996. № 12. 11. Карапетян Л. М. Федеративное государство и правовой статус народов. – М., 1996. 12. Княгинин К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы и перспективы государственно-территориального устройства России (часть 1) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. 13. Княгинин К.Н. Империя vs федерация, или Проблемы эволюции государственно-территориального устройства России (часть 2) // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12. 14. Кряжков В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. 1996. № 1. 15. Кряжков В. А. Правовые проблемы статуса коренных малочисленных народов России // Государство и право. 1994. № 6. 16. Макаров А.В., Бессонова В.В. Сочетание национального и территориального факторов при обеспечении единства федеративного государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 6.
17. Мамонов В. В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право. 2004. № 4. 18. Саликов М.С. Договорно-правовое регулирование федеративных отношений в России // Российский юридический журнал. 1998. № 4. 19. Степанова А.А. Национальный принцип и федеративное устройство России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8. 20. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 7. 21. Тадевосян Э. В. О моделировании в теории федерализма и проблеме ассиметричных федераций // Государство и право. 1997. № 8. 22. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998. 23. Федерализм: Энциклопедический словарь. – М., 1997. 24. Хабриева Т. Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004. № 8. 25. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. – Тюмень, 1997. 26. Чертков А.Н. Развитие договорного аспекта федеративных отношений в условиях современной России // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 23. 27. Эбзеев Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|