Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 10. Федеральное Собрание Российской Федерации

 

В рамках практических занятий обучающиеся должны быть готовы ответить на следующие вопросы и выполнить следующие задания:

1. Чьи интересы представляют (должны представлять) палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования?

2. В ч. 2 ст. 97, ч. 1 ст. 98 Конституции РФ говорится о членах Совета Федерации, а в п. 9 Заключительных и переходных положений – о депутатах Совета Федерации. Можно это назвать внутриконституционным противоречием?

3. Каковы причины учреждения в России двухпалатного парламента? Может быть, стоит упразднить данную двухпалатность?

4. В чем выражается постоянный характер работы палат (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ)?

5. Каков, с вашей точки зрения, смысл формулы: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ)?

6. Как соотносятся законодательная и представительная функции палат Федерального Собрания?

7. Сформулируйте критерии профессиональной и эффективной деятельности палат Федерального Собрания. Должны ли они быть едиными для представительной и исполнительной власти?

8. Перечислите распорядительные полномочия палат Федерального Собрания. В чем смысл и содержание функции распорядительства?

9. Могут ли депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации на своем совместном заседании обсудить состояние дел в сельском хозяйстве и принять по данному вопросу совместное постановление?

10. Президент РФ имеет право распустить Государственную Думу, а кто вправе распустить Совет Федерации в случае парламентского кризиса, вызванного недееспособностью этой палаты?

11. Каков характер отношений между палатами Федерального Собрания и Счетной палатой?

12. Вправе ли избиратели отзывать депутатов Госдумы, членов Совета Федерации?

13. Могут ли депутатские фракции, представленные в Госдуме, досрочно отозвать входящих в них депутатов?

14. Являются ли председатели палат их руководителями?

15. Для чего формируются комитеты и комиссии палат Федерального Собрания?

16. Вправе ли палаты Федерального Собрания принять единый регламент в форме закона? Какие вопросы решаются в регламентах палат?

17. Кто и с какими правами входит в состав Совета Государственной Думы?

18. Что представляет собой мандат парламентария?

19. Как законодательно урегулирован принцип профессионализма российского парламентария?

20. Что такое парламентский запрос? В чем его отличие от обращения депутата и от депутатского запроса?

21. Можно ли отозвать депутата Государственной Думы?

22. Может ли депутат Государственной Думы осуществлять свои полномочия на неосвобожденной основе?

23. Используя текст Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» составьте схему внутренней структуры Государственной Думы РФ.

24. Используя главу 5 Конституции РФ, составьте в письменном виде алгоритмы действий палат Федерального Собрания РФ по принятию Федерального конституционного закона и федерального закона.

25. Используя текст Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» составьте схему внутренней структуры Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

26.Заполните таблицу.

 

Сравнительный признак Депутат Государственной Думы Член Совета Федерации
Срок начала полномочий    
Срок окончания полномочий    
Правовая основа деятельности    
Гарантии    
Ответственность    
Основания досрочного прекращения полномочий    

 

27. На основании анализа Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3 - ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» заполните таблицу соответствия отдельных гарантий деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы их содержанию. 

 

Название гарантии Содержание гарантии
Право законодательной инициативы члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы  
Участие члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседании комитета, комиссии соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации, согласительной и специальной комиссии  
Парламентский запрос  
Приглашение членов Правительства Российской Федерации и других должностных лиц на заседание соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации  
Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на прием в первоочередном порядке должностными лицами  
Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на получение и распространение информации  
Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы  
Порядок получения согласия на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности  
Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний  
Обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы  
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы  
Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы  

  

28. Используя текст Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» выпишите в тетрадь этапы проведения заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

29. Проанализируйте 4, 5 и 6 главы Конституции РФ и выпишите в тетрадь нормы права, закрепляющие основания прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

30. От имени работника юридической консультации расскажите заинтересованному лицу, каким образом он может стать депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ

31. Проанализируйте нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях и выпишите виды правонарушений и соответствующие им наказания, посягающие на статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

 32. На основании анализа Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3 - ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» составьте в письменном виде алгоритм лишения неприкосновенности депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Обучающиеся также выполняют практические задания и решают задачи:

1. По мнению группы депутатов Государственной Думы (20 чел.), Федеральный закон от 31 декабря 2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривая вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации, подрывает принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ). За разъяснениями они обратились к юристам. Дайте мотивированный ответ по данному вопросу.

2. В каких случаях Президент может распустить Госдуму? Вправе ли он распустить Госдуму после трехкратного отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ, если до начала третьего рассмотрения его кандидатуры Госдума выдвинет обвинение против Президента с целью отрешения его от должности? Дайте мотивированное заключение по данному вопросу.

3. Решением Совета Федерации на одном из заседаний:

а) назначены Генеральный прокурор России и его заместители;

б) избран Председатель Конституционного Суда РФ;

в) назначены председатель и заместитель председателя Счетной палаты;

г) избран уполномоченный по правам человека;

д) избраны судьи ряда областных судов субъектов федерации;

е) назначен по представлению Президента РФ заместитель председателя Верховного Суда РФ.

Соответствуют ли перечисленные решения законодательству?

4. Депутат Госдумы Сутягин, проработав федеральным министром всего две недели, был освобожден Президентом РФ от занимаемой должности. Сутягин решил вернуться к исполнению депутатских обязанностей, но мандатная комиссия палаты посчитала, что его депутатские полномочия досрочно прекращены. Отметим, что за время пребывания Сутягина в должности министра палата не успела принять постановление о досрочном прекращении его полномочий. Разрешите возникшую ситуацию.

5. Дайте сравнительную характеристику внутреннего устройства Федерального Собрания РФ и Верховного Совета РФ на момент упразднения последнего.

6. На рассмотрение Государственной Думы представлен проект постановления. В нем предлагается внести изменения в Регламент Государственной Думы, предоставив комитетам палаты право принимать решения от имени всей Государственной Думы, за исключением законов и постановлений, принимаемых в порядке реализации полномочий, перечисленных в ст. 103 Конституции РФ. В пояснительной записке указывается, что подобная практика существует во многих парламентах мира; комитеты, как правило, отражают партийный состав палаты в целом. Рассмотрение и    принятие постановлений комитетами позволит принимать квалифицированные решения и оптимизирует работу палаты.

Какие рабочие органы создаются в Государственной Думе? Каковы порядок их формирования и полномочия? Как вы относитесь к предлагаемым изменениям?

7.Депутат Государственной Думы, неоднократно пропускавший ее заседания, был предупрежден Председателем Государственной Думы о том, что, в случае очередной неявки на заседание, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении его полномочий. Проанализируйте ситуацию, ссылаясь на соответствующие законы и Регламент Государственной Думы.

8. К депутату Государственной Думы обратился избиратель с просьбой провести депутатское расследование по факту невыплаты ему заработной платы в установленные сроки. Депутат сделал письменное предложение включить указанный вопрос в повестку очередного заседания Государственной Думы, но получил немотивированный отказ.

Проанализируйте ситуацию. Как законодательно регламентируется процедура парламентского расследования? Предусмотрено ли законодательством депутатское расследование?

9. Депутат Государственной Думы подготовил для избирателей годовой отчет об исполнении своих полномочий и попросил утвердить его на очередном заседании Государственной Думы, но вопрос в повестку заседания не включили. Оцените действия депутатов. Каков порядок составления и утверждения депутатских отчетов?

10. Член Совета Федерации представил в налоговые органы декларацию об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о доходах, часть которых он не указал. Как позже выяснилось, сделал он это умышленно, в связи с чем был привлечен к административной ответственности налоговыми органами. Оцените правомерность действий каждого субъекта. Как должен быть урегулирован рассматриваемый вопрос в соответствии с нормами законодательства?

Основные понятия темы: парламент, парламентаризм, парламентский запрос, парламентский контроль, парламентское расследование, Федеральное Собрание, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления палат Федерального Собрания, Совет Федерации, структура Совета Федерации, полномочия Совета Федерации, Государственная Дума, структура Государственной Думы, полномочия Государственной Думы, Совет палаты Федерального Собрания, комитеты палат Федерального Собрания, комиссии палат Федерального Собрания, депутатская фракция, мандат парламентария, принцип несовместимости, права парламентария, запрос парламентария, обязанности парламентария, гарантии парламентария, иммунитет и индемнитет парламентария, законодательная власть, законодательный процесс.

Источники по теме:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.

3. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» с изменениями от 12 марта 1996 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.

4.Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (часть 4). Ст. 6952.

5 Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167.

6. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1. Ст. 7.

7. Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 77-ФЗ «О парламентском контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 19. Ст. 2304.

8. О политических партиях. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

10. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Утв. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002. № 7. Ст. 635.

11. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания – Парламента Российской Федерации: принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - М., 2014.

2. Акчурин А.Р. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: опыт и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 8.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2015

4. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РФ. - М., 2015.

5. Бузин А.Ю. Распределение депутатских мандатов: закон и алгоритм? // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1.

6. Варлен М.В. Эволюция российского парламентаризма: конституционно-правовой аспект // Lex russica. 2013. № 12.

7. Винокуров В.А. Совет Федерации: изменения в формировании // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12.

8. Глушко Е. К. и др. Разделение властей и парламентаризм. – М.: ИГПАН, 1992.

9. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 1.

10. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2005 № 6.

11. Гранкин И.В. Контрольная деятельность палат парламента России: состояние и пути совершенствования // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

12. Гущин В.З. Особенности привлечения к административной ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и особенности президентского иммунитета от привлечения к административной ответственности // Современное право. 2013. N 8.

13. Звягин Ю. Кто есть спикер: слуга регламента или руководитель палаты // Российская Федерация. 1994. № 1.

14. Звягин Ю. Законотворческая деятельность Думы: авторитеты и приоритеты // Российская Федерация. 1994. № 4.

15. Зубарев А.С. Комитеты и комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как субъекты парламентского контроля // Российский следователь. 2012. № 11.

16. Ишеков К.А. Некоторые направления парламентского контроля: уровень субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 5.

17. Казанков С.П. Конституционно-правовые гарантии при привлечении к уголовной и административной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 6.

18. Карасев А.Т., Гиздатов А.Р. Парламентский контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9.

19. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 10.

20. Мальцан А.Л. Современный парламентаризм: кризис или обновление идеи // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

21. Милль Дж. Размышления о представительном правлении. – М., 1992.

22. Никитенко М.Г. Депутатские слушания в контексте функционального аспекта деятельности представительных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 7.

23. Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной Палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.

24. Прохоров К.В. О необходимости усиления подконтрольности Правительства Федеральному Собранию // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6.

25. Смоленская А.А. Сравнительный анализ статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6.

26. Сурков К. Предмет парламентских расследований // Юридический мир. 2005. № 10.

27. Федотова Ю.Г. Парламентский контроль и парламентское расследование в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...