Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Управление государственными




1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

И КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕГИОНА

УДК 336. 1

 

СИСТЕМА КАЗНАЧЕЙСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ

КАК КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ УРОВЕНЬ

КАЗНАЧЕЙСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Грудачева Татьяна Львовна, Торопова Евгения Васильевна

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный

технологический университет», Россия, Йошкар-Ола

tgrudacheva@yandex. ru

В статье раскрывается понятие казначейской системы России, роль Федерального казначейства, его задачи и функции, перспективы развития казначейской системы России, рассматриваются вопросы организации и функционирования системы казначейских платежей.

Ключевые слова: единый казначейский счет, управление ликвидностью, система казначейских платежей, казначейство.

Без прошлого – нет будущего! К 1920 году казначейская служба в России на целых 72 года прекратила свое существование, а ее функции были переданы финансовым органам исполнительной власти и Госбанку РСФСР, на который была возложена функция кассира и бухгалтера наркомата (а впоследствии – и министерства) финансов. Эту роль он исполнял до середины 90-х годов XX века. Развитие рыночных процессов в российской экономике в начале 90-х годов XX века сопровождалось ликвидацией централизованной государственной банковской системы, образованием множества коммерческих банков, которые, преследуя свои коммерческие интересы, зачастую нарушали бюджетный процесс, задерживая перечисление доходов в бюджет на весьма длительные сроки, что породило систему зачетов и развитие безденежных (бартерных) операций. [3]

Государственные финансовые ресурсы находились в управлении целого ряда министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, государственных внебюджетных фондов и др. Каждый из них располагал собственной системой органов, ведущих учет государственных ресурсов и операций с ними на собственных счетах, часть которых была открыта в коммерческих банках.

Такое положение объективно приводило к распылению денежных средств и, как следствие, лишало возможности оперативного управления государственными финансовыми ресурсами.

Для реализации государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Она была создана Указом Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе» 8 декабря 1992 г. № 1556. [2]

В целях повышения эффективности управления государственными финансами была разработана Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 107-р, установившая новый порядок движения и учета средств федерального бюджета, которая стала отправной точкой для поэтапного внедрения системы казначейских платежей (далее – СКП).

По состоянию на 1 февраля 2006 года во всех субъектах Российской Федерации внедрен единый казначейский счет (далее – ЕКС) в части осуществления расходов федерального бюджета через счета, открытые управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее – УФК) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, что позволило обеспечить функционирование ЕКС, предусматривающего консолидацию на едином счете федерального бюджета, открытом Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов по учету средств федерального бюджета, открытых органам Федерального казначейства. Тем самым управление денежными средствами федерального бюджета объединило в себе обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете для осуществления кассовых операций по оплате денежных обязательств и получение дополнительных доходов бюджета за счет размещения временно свободных остатков средств.

В соответствии с Концепцией развития платежной системы Банка России на период до 2015 года, одобренной решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, внедрен механизм консолидации ликвидности средств бюджета в платежной системе Банка России.  В связи с выходом Положения Банка России от 6 июля 2017 г. № 595-П «О платежной системе Банка России» Банком России предоставлен такой сервис, как возможность объединения счетов прямого участника платежной системы Банка России в пул ликвидности. Федеральное казначейство приступило к объединению счетов, открытых УФК на балансовом счете № 40105, с 1 августа 2019 года. Данный сервис позволил проводить платежи каждым управлением на счете № 40105 в пределах общего остатка средств на всех счетах № 40105, что исключило расчеты между счетами управлений и счетом Федерального казначейства.

Решая задачу в рамках реализации функции по осуществлению операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета, Федеральное казначейство добилось за последние годы значительных результатов и продолжает развиваться в данном направлении.

В 2020 году в процессе исполнения федерального бюджета остаток средств на едином счете федерального бюджета превышал уровень, необходимый для оплаты объема предъявленных денежных обязательств, что позволило Федеральному казначейству проводить операции по управлению временно свободными остатками средств федерального бюджета. Операции по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета проводились по следующим направлениям: размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; покупка (продажа) ценных бумаг по договорам репо; предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и счетах бюджетов Государственных внебюджетных фондов; покупка (продажа) иностранной валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета; купля-продажа иностранной валюты и заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта на организованных торгах (валютный своп); размещение средств федерального бюджета на банковских счетах (счетах до востребования), на банковских вкладах (депозитах) с участием Центрального контрагента; размещение резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования Российской Федерации.

Внедрение СКП должно стать наивысшей точкой развития системы кэш-менеджмента в отечественном государственном секторе, которую формируют следующие факторы: наличие ЕКС, а также его объем и технологии его управления, и качество управления ликвидностью. Проведение качественного реинжиниринга ключевых бизнес-процессов и встраивание Казначейства России в Национальную платежную систему для обеспечения кардинального ускорения оборачиваемости и повышения эффективности использования денежных средств – основа и цель поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, который внес Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ.

В рамках подготовки к функционированию СКП были проведены подготовительные мероприятия, предусмотренные Дорожной картой территориального органа Казначейства России и участника системы казначейских платежей по переходу на казначейское обслуживание и СКП, утвержденной и. о. руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьевым, 30 июля 2020 года.

Результатом работы стало заключение в ноябре 2020 года дополнительных соглашений к договорам банковского счета, предусматривающим перевод подразделениями Банка России остатков денежных средств со счетов Федерального казначейства, подлежащих закрытию, на ЕКС в переходный период, и декабре 2020 года Комплексного договора банковского обслуживания счета № 40102 «Единый казначейский счет». Начиная с января 2021 года счет успешно функционирует в платежной системе Банка России и входит в пул ликвидности. Каждому УФК присвоен банковский идентификационный код (далее – БИК).

ЕКС всех публично-правовых образований и переход на казначейские счета клиентов Федерального казначейства - две ключевые вещи, завершающие концентрацию всех финансовых ресурсов на федеральном уровне. А трансформация банковских счетов, обслуживаемых Казначейством России, количество которых насчитывает более 44 тысяч, в иерархически выстроенные казначейские, позволила выстроить систему по принципу многофилиального банка с единым корреспондентским счетом. За счет притока дополнительной ликвидности прослеживается существенное увеличение доходов от проведения активных операций Федерального казначейства, часть из которых передается на региональный уровень.

За первый квартал 2021 года бюджеты российских регионов впервые получили доходы на общую сумму 1, 37 млрд. руб. (доход республиканского бюджета Республики Марий Эл составил 4, 3 млн. руб. ), а федеральный бюджет – 5, 87 млрд. руб.

По итогам 2021 года суммарный доход от размещения «объединенного пула» бюджетной ликвидности прогнозируется на уровне 7-10 млрд. руб. [2]

Сейчас уже можно сказать, что СКП выполняет функции, заданные ей Концепцией реформирования бюджетных платежей, как основа для платформы дальнейших организационных новаций Казначейства, а именно, переход к специализированным УФК, часть из которых возьмет на себя функции по приему к исполнению и санкционированию распоряжений участников СКП, а часть – функции проведения платежей с помощью взаимодействия с платежной системой Банка России.

Таким образом, для государства запуск системы казначейских платежей имеет два важных эффекта. Первый связан с экономической эффективностью использования бюджетных средств — как за счет управления ликвидностью, так и сокращения издержек на транзакции при переводах средств между участниками бюджетного процесса и ускорения расчетов в целом. Второй эффект связан с влиянием на бюджетный процесс. СКП как источник оперативных данных о государственных финансах может повлиять на качество управленческих решений и сдвинуть формальные сроки начала бюджетного планирования, в частности перенос сроков рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета с осени на весну начиная с 2022 года.

СКП, следуя своим целям, определила Регламент функционирования, установленный приказом Казначейства России от 13 мая 2020 г. № 20н. Он сформирован исходя из того, что система функционирует 7 дней в неделю и 23 часа в сутки, вне зависимости от часовых поясов и рабочего дня Казначейства России в целом. Моментальность проведения платежей является ключевым направлением развития платежной индустрии, и Казначейство России решило указанную задачу в условиях казначейского обслуживания клиентов в 11 часовых поясах.

В числе актуальных задач, стоящих перед органами казначейства сегодня – вопросы методологического и технического характера в части реализации функционала расчетно-кассового обслуживания в подсистеме «Управление денежными средствами» Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Совершенствование бизнес - процессов позволит сократить трудозатраты, исключить проведение некорректно оформленных документов на стадии автоматизированного контроля, минимизировать невыясненные поступления на казначейских счетах, в целом повысит качество обслуживания клиентов и эффективность деятельности органов Федерального казначейства.

Безусловно, переход на СКП - это реформа, которая проводится, чтобы обеспечить качественно новый уровень казначейского обслуживания клиентов, число которых возрастает в силу приобретаемых Федеральным казначейством полномочий по усилению контроля за расходованием бюджетных средств, а также способствовать созданию условий для цифровых платежных технологий при осуществлении государственных и муниципальных платежей уровня ведущих кредитных организаций.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31. 07. 1998 № 145-ФЗ. URL: http: //www. consultant. ru.

2. О Федеральном казначействе: пост. Правительства РФ от 01. 12. 2004 № 703 (с изм. и доп. ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. consultant. ru.

3. Артюхин, Р. Е., Прокофьев, С. Е. Становление и развитие Казначейства России 1992-2012 гг. // Москва. 2012. С. 8-20.

4. Официальный сайт Федерального казначейства. URL: http: //www. roskazna. ru (дата обращения 21. 05. 2021).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...