Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 5. Превентивная педагогика как отрасль педагогической науки




Тема № 5. Превентивная педагогика как отрасль педагогической науки

План:

6. Основы превентивной педагогики.

7. Методологические основы и научный аппарат превентивной педагогики.

8. Принципы превентивной педагогики.

9. Педагогика в общей профилактике преступлений.

10. Педагогические средства, методы и приемы профилактики.

Вопрос 1. Основы превентивной педагогики

Исторический и современный мировой опыт преступлений жизни многочисленных стран свидетельствует, и педагогика что полностью исключить из нее правонару­шения и их разновидность — преступления — невозможно. Слишком велики число и сложность социальных и индивидуальных причин их — от бедности до богатства, от социаль­ных до индивидуальных, от политических до бытовых, от педагоги­ческих до психоневрологических, от подростковых до старческих, от обширности знаний до полного незнания. Поэтому изжить вовсе правонарушения и преступления в масштабе страны, региона не­возможно, но изменить их число и количество правонарушителей, преступников реально. Зависит это от существования и эффектив­ного функционирования системы предупреждения преступлений широкой, охватывающей все вопросы государственного строительст­ва и жизни общества и доходящей в своем влиянии до каждого чело­века. Она должна создать условия, при которых каждый гражданин хочет и может жить, не преступая уголовно-правовых норм.

Очевидно, это возможно, если такая система предупреждения преступлений педагогична по направленности, содержанию, формам и результатам. Понимание педагогических задач и путей предупреждения пре­ступлений зародилось в России в конце XIX — начале XX в. в рабо­тах М. Н. Гернета, ДА. Дриля, П. И. Люблинского и др. В первой по­ловине XX в. отмечается расширение круга исследований (В. И. Куфаев, СВ. Познышев и др. ), связанных с педагогическим анализом и оценкой условий и факторов, влияющих на формирование правонарушающего поведения и преступность (преимущественно при­менительно к несовершеннолетним).

 Было осознано исформулировано положение о том, что педагогика призвана исследовать воспитание человека на всех этапах его жизни и деятельности, равно как и особенностей и причин (педагогического свойства) асоциального, в том числе преступного, поведения. Постепенная проработка его способствовала зарождению и оформлению в 80-х годах XX в. нового научно-прикладного направления педагогики — педагогики преду­преждения преступлений {превентивной педагогики), основы которой были заложены в труде А. И. Алексеева «Педагогические основы предупреждения преступлений». Отдельные вопросы ее рассматри­вались Г. А. Аванесовым, Ю. М. Антоняном, А. В. Пищелко и др.

Превентивная педагогика отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффектив­ные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринге криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих крими­нализации личности человека и совершению им преступления.

Собственным объектом превентивной педагогики являются пути и спосо­бы недопущения и устранения в педагогических системах, включаю­щих условия, факторы, становление, развитие, жизнедеятельность человека в связи с возможностями, недостатков, имеющих крими­ногенное значение. Цель превентивной педагогики — разработка и использование эффективных педагогических путей и способов превенции педагогических деформаций в жизнедеятельности и характеристиках групп и отдельных личностей, имеющих кримино­генное значение.

Ее основными задачами являются:

1. Определение природы и сущности превентивной работы с детьми, имеющими затруднения в поведении и учебе, склонными к асоциальному и девиантному поведению.

2. Выявление предпосылок и причин затруднений, отклоняющегося поведения детей и особенностей его проявления.

3. Изучение истории становления и развития превентивной работы с детьми, склонными к асоциальным действиям.

4. Выявление тенденций предупреждения и преодоления затруднений детей в жизни и деятельности, отклонений в их поведении.

5. Разработка технологии, методов, приемов и средств превентивной работы с детьми, склонными к асоциальному поведению.

6. Анализ распространения противоправных и асоциальных действий среди детей.

7. Определение цели, задач и основных направлений превентивной деятельности воспитателей, педагогов.

8. Создание необходимой учебно-методической базы для подготовки воспитателей, учителей к превентивной деятельности.

Общая и превентивная педагогика имеют общие и специфические черты и характеристики. Общее, объединяющее их, заключается в том, что они используют три основных базовых понятия – воспитание, образование и обучение, при помощи которых раскрывается специфика предмета и основные сферы жизнедеятельности. Без этих понятий общая и превентивная педагогика не могли бы существовать, они объединяют их и превращают в родственные. Отсюда вытекают и другие специфические понятия. Специфическое связано с тем, что превентивная педагогика призвана уберечь детей от непосильных затруднений в учебе и деятельности, от отрицательного влияния окружающей среды; сформировать убеждения и ценностные отношения, умения и навыки, которые способствовали бы предупреждению нарушений утвержденных моральных и правовых норм в микро- и макросреде. Непременным условием выделения и функционирования любой науки выступает наличие в ней собственного научного аппарата. Поскольку превентивная педагогика является одной из отраслей педагогического знания, то для нее характерны общепедагогические понятия и категории: социализация, формирование, развитие, воспитание, образование. В то же время превентивная педагогика имеет интердисциплинарный характер и поэтому заимствует понятия и категории из социологии, психологии, права, медицины (девиация, делинквентное поведение, адаптация, агрессия, алкоголизм, наркомания, наркотическое пристрастие и др. ).

Превентивная педагогика также имеет собственный специфический категориальный аппарат: превенция, предостережение, предупреждение, поддержка, затруднения, отклоняющееся поведение, компенсация, перевоспитание, превентивно-педагогическая деятельность, превентивно-педагогическая форма, превентивно-педагогические методы, приемы и средства, система педагогической превенции, процесс педагогической превенции и др.

Превентивная педагогика основывается на идеях философии воспитания и образования, теории воспитания и методики воспитательной деятельности. Связи и зависимости между ними не просто двухсторонние, но и очень прочные и глубокие. Философия образования раскрывает общие проблемы, свойства, закономерности и тенденции процесса передачи и усвоения социального опыта воспитанниками и объясняет проявление специфических особенностей превентивной деятельности, показывает возможности реализации общепедагогических закономерностей.

Превентивная педагогика занимает особое место в системе педагогических наук. Она базируется на общей педагогике, определяющей цель и задачи воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка, и использует весь ее научный потенциал: принципы, методы, формы воспитания и образования. Превентивной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, которая изучает возможности общества, государства и других организаций в воспитании и развитии человека. Особенно тесно превентивная педагогика связана с теорией и методикой воспитания. Теория воспитания обосновывает воспитательные цели, раскрывает сущность и особенности воспитательного процесса, его закономерности, структуру и содержание; выделяет основные условия и факторы, обусловливающие оптимальное осуществление формирующего процесса. Превентивная педагогика связана с психологией. (Рис. 1, 2)

 

Рис. 1 Связь превентивной педагогики с науками

 

 

Рис. 2 Связь превентивной педагогики с науками

Целью превентивной деятельности является оказание помощи личности в выработке защитных механизмов, позволяющих не поддаваться влиянию асоциальных проявлений в ученической, семейной среде, также формирование гуманной и социально ответственной личности, осознающей необходимость предохранения от возможных отклонений, которые могли бы привести ее к нарушению утвержденных моральных и правовых норм в микро- и макросреде. В этом смысле можно сказать, что превентивная деятельность – это вид воспитательной деятельности.

Превентивная деятельность является ведущим понятием превентивной педагогики. Она способствует овладению школьниками системой знаний, умений и навыков, позволяющих осмысленно относиться к различного рода отрицательным явлениям в обществе; формированию у них ценностных ориентаций, не допускающих асоциальных действий; стимулированию внутреннего самоконтроля, ежедневного стремления к утверждению моральной жизненной позиции. Участие в превентивной деятельности наглядно показывает ребенку, как он должен реализовать себя, какой путь выбрать в жизни, как общаться с окружающими людьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...