Тема № 5. Превентивная педагогика как отрасль педагогической науки
Тема № 5. Превентивная педагогика как отрасль педагогической науки План: 6. Основы превентивной педагогики. 7. Методологические основы и научный аппарат превентивной педагогики. 8. Принципы превентивной педагогики. 9. Педагогика в общей профилактике преступлений. 10. Педагогические средства, методы и приемы профилактики. Вопрос 1. Основы превентивной педагогики Исторический и современный мировой опыт преступлений жизни многочисленных стран свидетельствует, и педагогика что полностью исключить из нее правонарушения и их разновидность — преступления — невозможно. Слишком велики число и сложность социальных и индивидуальных причин их — от бедности до богатства, от социальных до индивидуальных, от политических до бытовых, от педагогических до психоневрологических, от подростковых до старческих, от обширности знаний до полного незнания. Поэтому изжить вовсе правонарушения и преступления в масштабе страны, региона невозможно, но изменить их число и количество правонарушителей, преступников реально. Зависит это от существования и эффективного функционирования системы предупреждения преступлений — широкой, охватывающей все вопросы государственного строительства и жизни общества и доходящей в своем влиянии до каждого человека. Она должна создать условия, при которых каждый гражданин хочет и может жить, не преступая уголовно-правовых норм. Очевидно, это возможно, если такая система предупреждения преступлений педагогична по направленности, содержанию, формам и результатам. Понимание педагогических задач и путей предупреждения преступлений зародилось в России в конце XIX — начале XX в. в работах М. Н. Гернета, ДА. Дриля, П. И. Люблинского и др. В первой половине XX в. отмечается расширение круга исследований (В. И. Куфаев, СВ. Познышев и др. ), связанных с педагогическим анализом и оценкой условий и факторов, влияющих на формирование правонарушающего поведения и преступность (преимущественно применительно к несовершеннолетним).
Было осознано исформулировано положение о том, что педагогика призвана исследовать воспитание человека на всех этапах его жизни и деятельности, равно как и особенностей и причин (педагогического свойства) асоциального, в том числе преступного, поведения. Постепенная проработка его способствовала зарождению и оформлению в 80-х годах XX в. нового научно-прикладного направления педагогики — педагогики предупреждения преступлений {превентивной педагогики), основы которой были заложены в труде А. И. Алексеева «Педагогические основы предупреждения преступлений». Отдельные вопросы ее рассматривались Г. А. Аванесовым, Ю. М. Антоняном, А. В. Пищелко и др. Превентивная педагогика — отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффективные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринге криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих криминализации личности человека и совершению им преступления. Собственным объектом превентивной педагогики являются пути и способы недопущения и устранения в педагогических системах, включающих условия, факторы, становление, развитие, жизнедеятельность человека в связи с возможностями, недостатков, имеющих криминогенное значение. Цель превентивной педагогики — разработка и использование эффективных педагогических путей и способов превенции педагогических деформаций в жизнедеятельности и характеристиках групп и отдельных личностей, имеющих криминогенное значение.
Ее основными задачами являются: 1. Определение природы и сущности превентивной работы с детьми, имеющими затруднения в поведении и учебе, склонными к асоциальному и девиантному поведению. 2. Выявление предпосылок и причин затруднений, отклоняющегося поведения детей и особенностей его проявления. 3. Изучение истории становления и развития превентивной работы с детьми, склонными к асоциальным действиям. 4. Выявление тенденций предупреждения и преодоления затруднений детей в жизни и деятельности, отклонений в их поведении. 5. Разработка технологии, методов, приемов и средств превентивной работы с детьми, склонными к асоциальному поведению. 6. Анализ распространения противоправных и асоциальных действий среди детей. 7. Определение цели, задач и основных направлений превентивной деятельности воспитателей, педагогов. 8. Создание необходимой учебно-методической базы для подготовки воспитателей, учителей к превентивной деятельности. Общая и превентивная педагогика имеют общие и специфические черты и характеристики. Общее, объединяющее их, заключается в том, что они используют три основных базовых понятия – воспитание, образование и обучение, при помощи которых раскрывается специфика предмета и основные сферы жизнедеятельности. Без этих понятий общая и превентивная педагогика не могли бы существовать, они объединяют их и превращают в родственные. Отсюда вытекают и другие специфические понятия. Специфическое связано с тем, что превентивная педагогика призвана уберечь детей от непосильных затруднений в учебе и деятельности, от отрицательного влияния окружающей среды; сформировать убеждения и ценностные отношения, умения и навыки, которые способствовали бы предупреждению нарушений утвержденных моральных и правовых норм в микро- и макросреде. Непременным условием выделения и функционирования любой науки выступает наличие в ней собственного научного аппарата. Поскольку превентивная педагогика является одной из отраслей педагогического знания, то для нее характерны общепедагогические понятия и категории: социализация, формирование, развитие, воспитание, образование. В то же время превентивная педагогика имеет интердисциплинарный характер и поэтому заимствует понятия и категории из социологии, психологии, права, медицины (девиация, делинквентное поведение, адаптация, агрессия, алкоголизм, наркомания, наркотическое пристрастие и др. ).
Превентивная педагогика также имеет собственный специфический категориальный аппарат: превенция, предостережение, предупреждение, поддержка, затруднения, отклоняющееся поведение, компенсация, перевоспитание, превентивно-педагогическая деятельность, превентивно-педагогическая форма, превентивно-педагогические методы, приемы и средства, система педагогической превенции, процесс педагогической превенции и др. Превентивная педагогика основывается на идеях философии воспитания и образования, теории воспитания и методики воспитательной деятельности. Связи и зависимости между ними не просто двухсторонние, но и очень прочные и глубокие. Философия образования раскрывает общие проблемы, свойства, закономерности и тенденции процесса передачи и усвоения социального опыта воспитанниками и объясняет проявление специфических особенностей превентивной деятельности, показывает возможности реализации общепедагогических закономерностей. Превентивная педагогика занимает особое место в системе педагогических наук. Она базируется на общей педагогике, определяющей цель и задачи воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка, и использует весь ее научный потенциал: принципы, методы, формы воспитания и образования. Превентивной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, которая изучает возможности общества, государства и других организаций в воспитании и развитии человека. Особенно тесно превентивная педагогика связана с теорией и методикой воспитания. Теория воспитания обосновывает воспитательные цели, раскрывает сущность и особенности воспитательного процесса, его закономерности, структуру и содержание; выделяет основные условия и факторы, обусловливающие оптимальное осуществление формирующего процесса. Превентивная педагогика связана с психологией. (Рис. 1, 2)
Рис. 1 Связь превентивной педагогики с науками
Рис. 2 Связь превентивной педагогики с науками Целью превентивной деятельности является оказание помощи личности в выработке защитных механизмов, позволяющих не поддаваться влиянию асоциальных проявлений в ученической, семейной среде, также формирование гуманной и социально ответственной личности, осознающей необходимость предохранения от возможных отклонений, которые могли бы привести ее к нарушению утвержденных моральных и правовых норм в микро- и макросреде. В этом смысле можно сказать, что превентивная деятельность – это вид воспитательной деятельности. Превентивная деятельность является ведущим понятием превентивной педагогики. Она способствует овладению школьниками системой знаний, умений и навыков, позволяющих осмысленно относиться к различного рода отрицательным явлениям в обществе; формированию у них ценностных ориентаций, не допускающих асоциальных действий; стимулированию внутреннего самоконтроля, ежедневного стремления к утверждению моральной жизненной позиции. Участие в превентивной деятельности наглядно показывает ребенку, как он должен реализовать себя, какой путь выбрать в жизни, как общаться с окружающими людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|