Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Методологические основы и научный аппарат превентивной педагогики




 

Под зависимостью очень часто понимают только такие ее проявления, которые связаны с употреблением наркотиков, алкоголя или табака. Однако современное понимание феномена зависимости куда шире. Зависимостью называется не только психофизиологическая зависимость от различных химических веществ, которые способны вызывать у людей различные приятные состояния, чувство удовлетворенности и наслаждения. Зависимостью сегодня считается любое чрезмерное, избыточное, занимающее все свободное время использование самых разных объектов или совершение различных действий с целью достижения определенного психоэмоционального состояния (радости, удовольствия, спокойствия, возбуждения и др. ). Состояние зависимости может возникать не только от введения в организм психоактивных веществ (таких как алкоголь, никотин, мариухана, опий и т. п. ), но и от любых действий, которые сопровождаются сильными эмоциями, доставляющими удовольствие. Существует множество тирпов зависимостей: «химическая» зависимость, связанная с употреблением различных психоактивных веществ (алкоголь, никотин, мариухана, кокаин, метамфетамины, галлюциногены, экстази, «соли»). Есть медикаментозная зависимость – от различных медицинских препаратов, даже самых простых и повседневных. Существует пищевая зависимость (не только от кофе или шоколада, но и от сладостей, сыров и других продуктов питания). Есть зависимость от игр (не только компьютерных или видеоигр, но и таких, которые осуществляются совместно с другими людьми в реальном, а не виртуальном пространстве). Может развиваться зависимость от виртуального пространства (такое погружение в виртуальный мир «с головой», когда человек не может отказаться от постоянного поиска новых страниц в Интернете). Есть зависимость от общения (не только виртуальных социальных сетях, но и в реальном пространстве, по мобильному телефону и т. д. ). К зависимости может относиться чрезмерное стремление к удовлетворению полового влечения – как с реальными людьми, так и в кибер-пространстве. Также могут возникать зависимости от физических (спортивных) тренировок, покупок, от работы, от использования мобильного телефона, компьютера и т. п. Нельзя сформулировать строго очерченный перечень ее типов. Можно только выделить возможные формы ее проявлений. Зависимость возникает в процессе любой деятельности. Какое угодно человеческое увлечение в своих крайних формах может приводить к саморазрушающему поведению, отрыву от реальности и угрожать здоровью и жизни. Поэтому любая зависимость таит в себе опасность привести к разрушению личности, к развитию психических или соматических болезней, преждевременной смерти. Если существует опасность разрушения личности, следовательно, следует искать контрмеры для ее возникновения. Т. е. речь должна вестись о профилактике зависимостей.

Современная наука выделяет множество концептуальных подходов к определению профилактики: социологический (В. Т. Курбатов, Е. И. Холостова), криминологический (Г. А. Аванесов, А. Г. Лекарь, П. П. Михайленко), социально-педагогический (М. М. Ведищева, В. П. Кащенко), психологический (С. А. Бадмаев, С. А. Беличева, А. П. Горбачева, И. И. Кауненко) и пр. В современной социально-образовательной ситуации профилактика аддиктивного (зависимого) поведения несовершеннолетних (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность) является одной из самых значимых в комплексе мер по охране физического и психического здоровья подрастающего поколения. Это организованная профессиональная деятельность, использующая ресурсы, технологии и методы различных наук и практик: медицины, педагогики, психологии, социологии. Все профилактические мероприятия можно разделить на две большие группы: общегосударственные, представленные в основном системой запретов и ограничений рекламы ПАВ и их потребления, а также непосредственной работой с населением.

Процесс становления профилактики зависимостей имеет историю, анализ основных этапов которой позволяет подтвердить тезис о том, что если профилактика рассматривается в качестве технологии преодоления аддиктивности как социокультурного противоречия, то в этом случае логично утверждение относительно возникновения социокультурного противоречия как результата конфликта между исторически сложившимися культурными программами, составляющими ядро культуры, и складывающимися в обществе новыми социальными отношениями. То есть существующие в культуре ценностные установки и идеалы отражают очевидное неприятие аддиктивных реализаций человека как носителя социальных отношений. В этом ключе профилактика является технологией преодоления конфликта в механизме адаптации ядра культуры к изменяющейся среде и направлена на устранение неприемлемых культурных изменений.

Реальная ситуация в отношении аддикивного (зависимого) поведения, сложившаяся сегодня, и острая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость обновления профилактической помощи, где основной упор делается на методологию формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья, потребности в здоровом образе жизни, в личностном развитии. Понятие «педагогическая профилактика» трактуется как комплексное социальное психолого-педагогическое воздействие педагога на воспитанника в образовательном процессе, представляющее собой синтез воспитательно-разъяснительной деятельности, медико-санитарного и правового просвещения, психолого-диагностической деятельности, психокоррекции и организационных мероприятий, ориентированных на здоровый образ жизни. Анализ современной педагогической ситуации в сфере профилактики зависимостей в обществе позволил выделить ряд противоречий: оторванность профилактики от реальной жизни; отставание теории от практики; разрозненность учебного и воспитательного процесса; недостаточный уровень педагогической образованности педагогов для решения задач, которые перед ними ставит современная действительность; несовершенством современного законодательства. В основе возникших противоречий — устоявшийся методологический подход, согласно которому:

• если ребенка напугать использованием психоактивных веществ, то он не будет их употреблять;

• «знать» о вреде психоактивных веществ означает «уметь их избегать»;

• знание разжигает любопытство, то есть, общаясь с молодёжью, не следует затрагивать тему наркомании.

В противовес традиционному методологическому подходу «моделирования болезни», в современной теории и практике сформировался и развивается другой - концепция продвижения продвижения к здоровью - «моделирования здоровья». Модель здоровья основывается на превенции болезней, которая предполагает не только уход от болезни (снижение факторов риска), но и развитие протективных (защитных) факторов, способствующих здоровью. Иными словами, организация превентивной работы в образовании становится наиболее продуктивным направлением в образовательной практике. Актуальность данного подхода подтверждается появлением и развитие новой отрасли педагогики — превентивной педагогики.

Педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в современной образовательной ситуации является важным звеном в формировании здорового поколения. А. Г. Макееваой, рассматривает три уровня организации модели педагогической профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних: 1) макроуровень (в рамках целого государства), 2) мезоуровень (действующий на уровне района), 3) микроуровень (включающий в себя ближайшую среду обитания молодого человека). Следует выделить позицию Гербут К. А. полагающего, что в современной образовательной ситуации реально функционирующей является лишь профилактика на микроуровне – на базе школы, образовательного учреждения и т. д. Такая модель может реально повлиять на подростков при выборе «здоровых» жизненных приоритетов. Педагогизация профилактической деятельности проявляется в том, что административно-правовые меры превентивного воздействия все больше наполняются воспитательным содержанием и акцент работы с молодежью переносится на личность, а не отчуждение от нее.

Но именно педагогический аспект предупреждения асоциальных явлений в поведении индивида является определяющим, что подтверждается возникновение развитием в теории и практике профилактики зависимостей нового направления - «превентивная педагогика». На современном этапе развития отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С. А. Беличева, А. С. Белкин, С. А. Завражин, И. Даушева, Д. В. Колесов, А. Н. Маюров, Н. Сирота, А. Д. Гонеев, В. Ялтонский, А. Н. Якушев и др. ); методологические принципы превентивной педагогики (А. И. Арнольдов, С. С. Гиль, Ю. В. Гоголев, С. А. Завражин, Д. В. Колесов, З. В. Коробкина, Б. М. Левин, А. Н. Маюров, Т. Н. Николаева, А. Н. Якушев).

Воспитательно-профилактическая и коррекционно-реабилитационная работа с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении до недавнего времени делала ставку на административно-карательную концепцию, в основе которой лежала педагогика перевоспитания, ориентирующая образовательный процесс на «перековку», «переделку» личности ребенка.

Методы исследования, используемые превентивной педагогикой: - педагогические (изучение педагогической документации, создание педагогических ситуаций) - социологические (тестирование, наблюдение) - криминологические (криминальная статистика) - математические (моделирование,

математическое обработки статистических данных) - медицинские (методы диагностики).

Важным является определение связи устойчивости личности к зависимости с целостностью образа жизни. Необходимо различать мотивообразующее влияние образа жизни общества в целом (макросреда) и небольших групп, ближайшего окружения (микросреда). Макросреда и микросреда находятся в постоянной связи взаимодействии. Макросреда воздействует на мотивацию индивидуума непосредственно (средства массовой информации и пр. ), но чаще опосредованно – через образ жизни малой группы. И если образ жизни малой группы, в которой формируется личность, для нее более приемлем, а нахождение в группе представляется ценным, мотивообразующее значение такой группы в конкретный отрезок времени может быть более высоким, чем общества в целом. Однако в определенных условиях микросреда может оказывать сопротивление позитивно ориентированному обществу, что является одной из причин формирования мотивов аддиктивного поведения.

Образ жизни привычной малой группы (семья, группа сверстников) вырабатывает у подростка своеобразный стереотип мотивации поведения. Если подросток попадает в новую для него микросреду (общежитие, новая школа, новая семья, армия), он не всегда может воспроизводить и своим поведением образ жизни той микросреды, к которой он раньше принадлежал. Поэтому мотивом его поступков бывает защита (часто неосознанная) своей принадлежности к прежним малым группам, к их образу жизни. Если образ жизни меняется внезапно и расходится, а иногда даже противоречит ведущим мотивам субъекта, тогда человек стремится к воспроизведению того образа жизни, который в большей степени обеспечивал бы функционирование присущих ему ведущих мотивов.

Образ жизни – важнейший фактор детерминации процесса формирования личности, развития ее физических, психологических и духовных качеств, детерминанта ее психологического и духовного здоровья, один из ведущих факторов социализации. Психологическая устойчивость личности и ее здоровый образ жизни не складываются сами по себе в зависимости от обстоятельств, но формируется в течение жизни человека целенаправленно и постоянно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...