Вопрос 4. Педагогика в общей профилактике преступлений
Вопрос 4. Педагогика в общей профилактике преступлений Педагогика присутствует во всех видах мер по осуществлению профилактики: общих, специальных и индивидуальных. Общие меры профилактики не предназначены исключительно для предотвращения правонарушений, а ориентированы на предупреждение возникновения и устранение криминогенных факторов и условий, объективно содействующих преступности, например улучшение условий труда, отдыха, быта, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной культурно-массовой работы и др. Специальные меры служат для профилактики каждой разновидности правонарушений — дисциплинарных, административных, гражданских, уголовных — и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение числа каждого их вида. Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушениям. Общая профилактика — это деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, направленная на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по устранению или нейтрализации их в целях сдерживания негативных тенденций преступности и сокращения отдельных видов и групп преступлений. Правовой аспект общей профилактики реализуется в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической профилактиках. Социальный же аспект обеспечивается психологической, медицинской, педагогической, психиатрической и другими видами профилактических мер. Общая профилактика имеет довольно четко выраженный педагогический аспект. Общая педагогическая профилактика, как все меры общей профилактики, имеет целью устранение или нейтрализацию тех педагогических обстоятельств и условий, которые создают возможность противоправного поведения, и, напротив, формирование и укрепление позиций, способствующих минимизации противоправного поведения и активизации правомерного. Она связана с системой работы по формированию правовой культуры и правосознания населения; разработкой и осуществлением мер по улучшению правового воспитания населения, правового просвещения и правовой пропаганды; педагогическим мониторингом конкретных ситуаций, изучением и анализом совокупности педагогических факторов, характеризующих на преступность, педагогическим анализом статистических материалов, характеризующих преступность, с целью выявления педагогических факторов, обусловивших конкретные виды и группы преступлений; изучением и анализом материалов средств массовой информации о педагогических факторах преступности; обобщением аналитических материалов о деятельности педагогических учреждений в части, касающейся причин и условий преступности; изучением и оценкой педагогических возможностей и целесообразности социальных мер профилактики; педагогической экспертизой планов профилактического направления. Эти меры связаны с использованием педагогических знаний, форм, методов и средств.
Определенную роль здесь играет законодательство. Цель законодателя, в сущности, носит педагогический характер, поскольку состоит в том, чтобы посредством закона оказывать ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и тем самым обеспечивать правомерный характер их деятельности. Эта цель достигается совокупностью норм права и их применением. Таким образом, право служит целью и средством для формирования отношений, полезных обществу. Право придает действиям людей организованность, согласованность, ответственность и упорядочивает их, обеспечивает их взаимопреемственность. Право способствует развитию наиболее прогрессивных отношений и соответственно этому влияет на поведение людей, согласуя при этом общие и частные интересы.
Нормы нравственности воздействуют на человека изнутри, а право является внешним регулятором поведения посредством норм, содержащихся в законах. Через посредство закона оно очерчивает границы возможного или должного поведения, предоставляя свободу выбора, который зависит от воспитанности, образованности, культуры индивида. Поведение, находящееся в установленных рамках, поощряется, поддерживается, стимулируется. Право тесно связано с нравственными ценностями, существующими в обществе, и способствует их укреплению. Соответственно этому оно формирует правосознание населения, его правовую культуру.
Вопрос 5. Педагогические средства, методы и приемы профилактики В педагогическом процессе, направленном на предупреждение преступлений, используются традиционные средства, методы и приемы воспитательного воздействия на правонарушителей. В качестве средств выступают различные виды деятельности, в процессе которых личность как формируется, так и изменяется: труд, учение, общение, спорт, игра и др. Однако ни одно из перечисленных средств само по себе не способно дать желаемых педагогических и профилактических результатов, если не будет применяться в комплексе, в соответствии с целями, задачами и принципами педагогической профилактики, а также с воспитывающей, развивающей и обучающей направленностью. К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся: • методы и приемы обучения, каковыми, как известно, являются рассказ, объяснение, убеждение, пример, упражнение идр.; • методы и приемы воспитания. Это объяснение, убеждение, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, разработка перспективных линий, поощрение, наказание, критика, самоуправление, опора на положительное в личности, упражнение в правильном поступке и др.; • методы и приемы развития. К ним относятся: пробуждение и укрепление чувства собственного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизация и расширение культурных интересов, развитие мышления, укрепление воли, напряжение усилий, активизация творческих и трудовых способностей и др.
Образование расширяет кругозор человека, формирует у него научно-достоверную картину мира, способствует возникновению духовных интересов и потребностей, потребностей в расширении кругозора и созидательном труде, предупреждает возникновение искаженных представлений о сущности жизни, обществе, человеке, движущих его поведением силах, дает квалифицированную профессию, повышает уровень культуры и др., что ставит заслоны на пути криминализации сознания. Как видно, методы профилактической педагогической работы — это те же общие методы воспитания, обучения, развития. Нет и такого метода общей педагогики, который нельзя было бы использовать в работе по предупреждению преступлений. Различия заключаются не в названиях и не в общих признаках методов, а в процессе их применения, обусловленном правовой регламентацией профилактической работы и особенностями личности профилактируемых, их психологии, степенью запущенности воспитанности, развитости, обученности и образованности, в использовании различных приемов. Так, метод убеждения связан с использованием приемов объяснения, изложения, разъяснения, поучения, наставления, примера; метод организации деятельности — с приемами поручения, упражнения, приучения, показа (демонстрации), требования; метод стимулирования — поощрения, похвалы, организации перспектив, одобрения; метод принуждения — замечания, внушения, порицания, ограничения прав (предусмотренных нормативными актами). Основная специфика — в педагогических технологиях воспитания здоровых нравственных и правовых убеждений (при наличии у профилактируемого искаженных), формирования потребностей к честному труду и желания жить не за счет насильственного отъема материальных и денежных средств, честно заработанных другими, развития духовных интересов в жизни в сочетании с материальными и др. Переходу от применения разрозненных методов и приемов к упорядоченным, научно и практически проверенным алгоритмам педагогических технологий принадлежит будущее, с ним могут быть связаны большие успехи в профилактике преступлений. Пока разработка таких технологий находится лишь в планах.
Классификация методов и приемов является в определенной мере условной, поскольку отдельные приемы входят в различные методы. Кроме того, некоторые приемы (например, доверие, поручение) часто выступают как самостоятельные методы. Методы педагогической профилактики реализуются через систему форм деятельности, направленную на предупреждение правонарушений. Эти формы апробированы, методически и организационно обеспечены, научно обоснованы. К ним относятся: лекции, беседы, поручения, заседания, наставничество (шефство), тематические вечера, диспуты, дискуссии, «круглые столы», викторины, конкурсы, телефоны «доверия», юридические «клиники» и др. Предупреждению преступлений способствует создание необходимых условий для социализации несовершеннолетних и молодежи, а также ослабление и нейтрализация источников распространения криминальной субкультуры. Одно из положений превентивной педагогики состоит в том, что использование методов, форм, приемов и средств педагогической профилактики должно основываться на соблюдении ряда педагогических требований. К ним относятся: уважение личности гражданина, вера в возможность его совершенствования и позитивного изменения, педагогический оптимизм, гуманное отношение к людям, заинтересованность в их судьбе, индивидуальный подход к работе с подопечными; педагогическое сотрудничество в профилактической работе, деонтологичность в отношениях. В целом при подходе к созданию и обеспечению функционирования системы педагогической профилактики правонарушений необходимо исходить из того, что она призвана успешно противостоять системе антипедагогики криминальной среды, быть сильнее, эффективнее ее. Она должна быть всеохватной, действующей непрерывно и результативно и сама не содержать педагогических просчетов, недоработок и недостатков. Такая система должна быть не только во всей стране, но и в каждой школе, институте, предприятии, учреждении, семье, населенном пункте, регионе. Эффективность ее определяется в числе других причин юридико-педагогической подготовленностью руководителей всех уровней управления, всех специалистов и должностных лиц, занимающихся профилактикой, родителей, специальной подготовленностью их всех к построению эффективного педагогического процесса антикриминальной профилактики, чувством их гражданской ответственности, любовью к людям и детям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|