Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Педагогика в общей профилактике преступлений




Вопрос 4. Педагогика в общей профилактике преступлений

Педагогика присутствует во всех видах мер по осуществлению профилактики: общих, специальных и индивидуальных. Общие меры профи­лактики не предназначены исключительно для предотвращения правонарушений, а ориентированы на предупреждение возникновения и устранение криминогенных факторов и ус­ловий, объективно содействующих преступности, например улуч­шение условий труда, отдыха, быта, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной культурно-массовой работы и др.

Специальные меры служат для профилактики каждой разновид­ности правонарушений — дисциплинарных, административных, гра­жданских, уголовных — и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение числа каждого их вида.

Индивидуальные меры предназначены для воздействия на лиц, склонных к нарушениям.

Общая профилактика — это деятельность государственных ор­ганов, должностных лиц, общественных объединений, направлен­ная на выявление причин и условий преступности и осуществление мер по устранению или нейтрализации их в целях сдерживания не­гативных тенденций преступности и сокращения отдельных видов и групп преступлений. Правовой аспект общей профилактики реализуется в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной, криминалистической профилактиках. Социальный же аспект обеспечивается психологической, медицинской, педагогической, психиатрической и другими видами профилактических мер.

Общая профилактика имеет довольно четко выраженный педа­гогический аспект. Общая педагогическая профилактика, как все ме­ры общей профилактики, имеет целью устранение или нейтрализацию тех педагогических обстоятельств и условий, которые создают возможность противоправного поведения, и, напротив, формирова­ние и укрепление позиций, способствующих минимизации проти­воправного поведения и активизации правомерного. Она связана с системой работы по формированию правовой культуры и правосоз­нания населения; разработкой и осуществлением мер по улучше­нию правового воспитания населения, правового просвещения и правовой пропаганды; педагогическим мониторингом конкретных ситуаций, изучением и анализом совокупности педагогических факторов, характеризующих на преступность, педагогическим анализом статистических материалов, характеризующих преступность, с целью выявления педагогических факторов, обусловивших конкретные виды и группы преступлений; изучением и анализом материалов средств массовой информации о педагогических факторах преступности; обобщением аналитических материалов о деятельности педагогиче­ских учреждений в части, касающейся причин и условий преступности; изучением и оценкой педагогических возможностей и целесообразности социальных мер профилактики; педагогической экспертизой планов профилактического направления. Эти меры связаны с использованием педагогических знаний, форм, методов и средств.

Определенную роль здесь играет законодательство. Цель законодателя, в сущности, носит педагогический характер, поскольку состоит в том, чтобы посредством закона оказывать ценностно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и тем самым обеспечивать правомерный характер их деятельности. Эта цель достигается совокупностью норм права и их применением. Таким образом, право служит целью и средством для формирования отношений, полезных обществу. Право придает действиям людей организованность, согласованность, ответственность и упорядочивает их, обеспечивает их взаимопреемственность. Право способствует развитию наиболее прогрессивных от­ношений и соответственно этому влияет на поведение людей, согласуя при этом общие и частные интересы.

Нормы нравственности воздействуют на человека изнутри, а право является внешним регулятором поведения посредством норм, содержащихся в законах. Через посредство закона оно очерчивает границы возможного или должного поведения, предоставляя свободу выбора, который зависит от воспитанности, образованности, культуры индивида. Поведение, находящееся в установленных рамках, поощряется, поддерживается, стимулируется.

Право тесно связано с нравственными ценностями, существующи­ми в обществе, и способствует их укреплению. Соответственно этому оно формирует правосознание населения, его правовую культуру.

 

Вопрос 5. Педагогические средства, методы и приемы профилактики

В педагогическом процессе, направленном на предупреждение преступлений, используются традиционные средства, методы и приемы вос­питательного воздействия на правонарушите­лей. В качестве средств выступают раз­личные виды деятельности, в процессе которых личность как фор­мируется, так и изменяется: труд, учение, общение, спорт, игра и др. Однако ни одно из перечисленных средств само по себе не способно дать желаемых педагогических и профилактических результатов, если не будет применяться в комплексе, в соответствии с целями, задачами и принципами педагогической профилактики, а также с воспитывающей, развивающей и обучающей направленностью.

К основным методам и приемам педагогической профилактики относятся:

методы и приемы обучения, каковыми, как известно, являются рассказ, объяснение, убеждение, пример, упражнение идр.;

методы и приемы воспитания. Это объяснение, убеждение, при­нуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, разработка перспективных линий, поощрение, наказание, критика, самоуправление, опора на положительное в личности, упражнение в правильном поступке и др.;

методы и приемы развития. К ним относятся: пробуждение и укрепление чувства собственного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизация и расширение культурных интересов, развитие мышления, укрепление воли, напряжение усилий, активизация творческих и трудовых способностей и др.

Образование расширяет кругозор человека, формирует у него научно-достоверную картину мира, способствует возникновению духовных интересов и потребностей, потребностей в расширении кругозора и созидательном труде, предупреждает возникновение искаженных представлений о сущности жизни, обществе, человеке, движущих его поведением силах, дает квалифицированную профессию, повышает уровень культуры и др., что ставит заслоны на пути криминализации сознания.

Как видно, методы профилактической педагогической работы — это те же общие методы воспитания, обучения, развития. Нет и такого метода общей педагогики, который нельзя было бы использовать в работе по предупреждению преступлений. Различия заключаются не в названиях и не в общих признаках методов, а в процессе их применения, обусловленном правовой регламентацией профилактической работы и особенностями личности профилактируемых, их психологии, степенью запущенности воспитанности, развитости, обученности и образованности, в использовании различных приемов. Так, метод убеждения связан с использованием приемов объяснения, изложения, разъяснения, поучения, наставления, примера; метод организации деятельности — с приемами поручения, упражнения, приучения, показа (демонстрации), требования; метод стимулиро­вания — поощрения, похвалы, организации перспектив, одобрения; метод принуждения — замечания, внушения, порицания, ограниче­ния прав (предусмотренных нормативными актами). Основная специфика — в педагогических технологиях воспитания здоровых нравственных и правовых убеждений (при наличии у профилактируемого искаженных), формирования потребностей к честному труду и желания жить не за счет насильственного отъема материальных и денежных средств, честно заработанных другими, развития духовных интересов в жизни в сочетании с материальными и др. Переходу от применения разрозненных методов и приемов к упорядоченным, научно и практически проверенным алгоритмам педагогических технологий принадлежит будущее, с ним могут быть связаны большие успехи в профилактике преступлений. Пока разработка таких технологий находится лишь в планах.

Классификация методов и приемов является в определенной мере условной, поскольку отдельные приемы входят в различные методы. Кроме того, некоторые приемы (например, доверие, поручение) часто выступают как самостоятельные методы.

Методы педагогической профилактики реализуются через систему форм деятельности, направленную на предупреждение правонарушений. Эти формы апробированы, методически и организационно обеспечены, научно обоснованы. К ним относятся: лекции, беседы, поручения, заседания, наставничество (шефство), тематические вечера, диспуты, дискуссии, «круглые столы», викторины, конкурсы, телефоны «доверия», юридические «клиники» и др. Предупреждению преступлений способствует создание необходимых условий для социализации несовершеннолетних и молодежи, а также ослабление и нейтрализация источников распространения криминальной субкультуры.

Одно из положений превентивной педагогики состоит в том, что использование методов, форм, приемов и средств педагогической профилактики должно основываться на соблюдении ряда педагогических требований. К ним относятся: уважение личности гражданина, вера в возможность его совершенствования и позитивного изменения, педагогический оптимизм, гуманное отношение к людям, заинтересованность в их судьбе, индивидуальный подход к работе с подопечными; педагогическое сотрудничество в профилактической работе, деонтологичность в отношениях.

В целом при подходе к созданию и обеспечению функционирования системы педагогической профилактики правонарушений необходимо исходить из того, что она призвана успешно противостоять системе антипедагогики криминальной среды, быть сильнее, эффективнее ее. Она должна быть всеохватной, действующей непрерывно и результативно и сама не содержать педагогических просчетов, недоработок и недостатков. Такая система должна быть не только во всей стране, но и в каждой школе, институте, предприятии, учреждении, семье, населенном пункте, регионе. Эффективность ее определяется в числе других причин юридико-педагогической подготовленностью руководителей всех уровней управления, всех специалистов и должностных лиц, занимающихся профилактикой, родителей, специальной подготовленностью их всех к построению эффективного педагогического процесса антикриминальной профилактики, чувством их гражданской ответственности, любовью к людям и детям.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...