Отклоняющееся поведение: критерии определения понятий
Девиантное поведение всегда связано с каким – либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются такие науки, как правоведение и медицина (прежде всего психиатрия и наркология), психология и демография, история и статистика, этнография и антропология, однако психологические механизмы, причины, диагностика предрасположенности к девиантному поведению и девиантное поведение как процесс изучается, прежде всего, психологией и превентивной педагогикой. «Девиантное поведение» - • поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам • социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Е. В. Змановская дает такое определение: Девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Особенности девиантного поведения (Е. Змановская, 2004): • Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
• Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей. • Наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. • Стойко повторяющееся (многократное или длительное). Исключения: даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности. • Выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Термин " отклоняющееся поведение" может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле - после 9 лет. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности. А. Коэн - отклоняющее поведение - это «такое поведение, которое идёт вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы». Девиантное поведение всегда сопровождается несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам и ценностям. Точкой отсчета можно считать пектации (ожидания) соответствующего поведения, а также - аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Есть мнение, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды). У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввёл понятие аномии (состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками, т. е. аномия в данной трактовке - социальная дезорганизация). Существенно развил и модифицировал этот термин Р. К. Мертон. Он выделил пять способов «анемического приспособления» как реакцию на аномическое напряжение в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж.
Основные признаки девиантного поведения: - Несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам. - Поведение и личность его проявляющая имеют негативную оценку со стороны людей. - Поведение наносит ущерб самой личности или окружающим. - Характерно повторение поведенческих реакций. - Данное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы - Имеет выраженное возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления, поведения, креативности; и в различных формах социальной патологии (курение, алкоголизм, проституция и т. д. ). Как форму девиантного поведения ученые рассматривают аддиктивное поведение – (англ. – склонность, пагубная привычка). Здесь предполагается использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций; т. е это зависимое поведение. Объектами зависимости являются психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, религия, секс. Конфоризм (соответствие) - единственный тип недевиантного поведения. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, шантаж, рэкет). Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства. Ретритизм (отступление) наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели и социально одобряемые средства их достижения (например, бродяги и наркоманы). Мятеж (бунт) - стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого. Т. Парсонс расширил типологию анемических приспособлений Мертона. Поведение подростков и молодёжи он рассматривает в свете понятия аномии - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Динамика психики подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний. Подростковый возраст - это возраст «социального импритинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этого, ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (К. Мак Кэгни, Д. Миллер, С. Смит, Р. Мейер). Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках нормативного поведения). Вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отмерило ранее имевшее место поведения.
Социальная практика и исследовательский опыт многих учёных в этой области позволяют выделить модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях. Личностная модель даёт возможность типизации тех или иных особенностей личности девианта. В основу личностной модели девиантного поведения положен синтез трёх модальностей личности: активности, социализации, интегративности. Существуют следующие модели ситуаций девиантного поведения: Первый тип ситуаций - ситуация социально-статусных отношений (отношения складываются на основе социального статуса их субъекта). Второй тип ситуаций - ситуация ролевых взаимоотношений. Данные взаимоотношений лежат в основе третьего типа ситуаций. Решая повседневные проблемы, актуализируется потребность людей в общении, взаимодействии. Это есть четвёртый тип ситуаций. Последняя модель девиантного поведения характеризует социальную среду как условие, формирующее личность, т. е. субъективно переживаемая человеком объективная реальность. Социальная среда человека - своеобразный показатель интериоризации им культуры, уровня социального развития, меры участия в жизни общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|