Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Личность и условия ее развития




Проблема воспитания, социализации и развития человека является одной из центральных проблем педагогики. Рассматривая ее, важно учитывать, что понятие «развитие» имеет неоднозначный смысл.

Развитие человека является непрерывным процессом, который не прекращается до момента прекращения самой жизни. Человек испытывает различных физических (морфологических, биохимических, физиологических) и социальных (психических, духовных, интеллектуальных) изменений. Однако, развитие не ограничивается количественными изменениями, ростом того, что уже есть, а содержит «перерыв непрерывности», т. е. качественные изменения. Количественные изменения обусловливают возникновение новых качеств, то есть признаков, свойств, которые образуются в ходе самого развития, и исчезновение старых. Развитие есть там, где рождается что-то новое и одновременно старое отживает».

Развитие человека является очень сложным эволюционным (лат. evolutio - развертывание) постепенным движением, в ходе которого происходят как прогрессивные, так и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке; развитие меняется только по направлению, интенсивности, характеру и качеству (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Процесс развития человека представители различных философских течений объясняют по-разному. Представители идеалистической философии считают, что развитие человека является процессом стихийным, неуправляемым, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни, он детерминирован лишь «врожденной потенцией»; развитие человека фатально предопределена ее судьбой, в которой никто ничего изменить не может, - это лишь небольшая часть мнений. Научно-материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря присущей материи движения и самодвижения.

Результатом развития является становление человека как биологического вида и социального существа.

В процессе собственной жизнедеятельности человек вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют ее общественное суть: сознание, речь, прямохождение, навыки обращаться с вещами и предметами, поведение в семье, на улице, способность выполнять ту или иную работу и т. д.

Личностный смысл является особым, небезсторонним отношением личности к ценностям культуры, с которой она взаимодействует. Личностные смыслы определяют направленность личности, ее социальную позицию, самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации.

Как пристрастное отношение к жизненным ценностям, личностный смысл выступает внутренней детерминантой самоопределения и саморегуляции личности. Итак, личностью можно назвать человека, который достиг такого уровня социального развития и самосознания, который позволяет ей находить и выбирать среди ценностей культуры личностные смыслы, самостоятельно выполнять соответствующую преобразовательную деятельность, сознательно и ответственно осуществлять саморегуляцию деятельности и поведения.

Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой.

Личность более значима тогда, когда в своих качествах и деятельности отражает тенденции общественного прогресса, когда ее деятельность имеет неповторимый характер, то есть тогда, когда она является индивидуальностью.

Понятию индивидуальность присуща и отличие, которое отличает одного человека, одну личность от другой, предопределяет специфический стиль ее деятельности и поведения, придает ей своеобразную красоту и неповторимость.

Для характеристики человека как общественного существа также используют понятие индивид, что обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Личностные подструктуры - это проявления личности, которые реализуют умение находить, выбирать среди ценностей культуры собственные смыслы, и, руководствуясь ими, сознательно строить свое поведение и деятельность.

Мотивирование (фр. motif - побудительная причина, повод к какому-либо действию) является подструктурой личности, которая обеспечивает ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принимать решения по вопросам обоснования своей деятельности, общения, поведения.

Смысловое звено, как мы отмечали, определяет направленность личности, а " цементирования" направленности проявляется в выборе тех или иных целей, соответствующих мотиву деятельности, общения, поведения.

Цель жизнедеятельности является существенным системообразующим фактором в построении всей системы саморегуляции личности. Она требует предвидения и конкретной программы, которая может обеспечить ее реализацию.

Ориентирование - подструктура личности, что обеспечивает учета индивидом условий жизнедеятельности, необходимых, по его мнению, для успешного достижения цели. Информация включает как внешние условия (особенности окружающей среды), так и внутренние (уровень знаний, умений, навыков, социальный опыт, связанный с решением аналогичных задач в прошлом, способности и другие характеристики личности). При этом выявляются и анализируются скрытые причины внешних проявлений событий окружающей среды путем познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути, смысла (реализуется коллизионность); осмысливаются предпосылки, закономерности, механизмы собственной деятельности, поведения, анализируются собственные возможности, способности и др. (осуществляется рефлексивность).

Практическая реализация принятой личностью программы предусматривает развертывание конкретных способов выполнения действий.

Самоактуализация - способность переходить из состояния возможностей в состояние деятельности; стремление более полно проявлять и развивать свои личностные возможности; высшее проявление духовного и творческого потенциала личности.

Самореализация - создание условий для наиболее полного проявления своего " Я"; стремление добиться признания своего " Я" окружающими.

Самоконтроль - подструктура личности, которая сопровождает ход достижения субъективной цели, результаты собственных действий, самоактуализации и самореализации. Она позволяет личности своевременно избавиться от лишних ошибок, закрепить правильные способы жизнедеятельности, устраняет неуверенность, вызывает попытки усовершенствовать свое поведение в соответствии с принятыми личностных смыслов, нравственной организации сознания.

Самооценка позволяет с позиций собственного понимания смысла критически оценить свои действия, поступки, отношение, эмоциональное состояние и под. и внешние условия и факторы. Она может вызвать сомнения и недовольство собой, необходимость переосмысления накопленного опыта, что и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности.

Коррекция выделяется в связи с тем, что изменение условий жизнедеятельности и поведения (ее смысловых установок или жизненной ситуации) вызывает несоответствие между личностными подструктурами. Корректировка или изменение составляющих в структуре личности, что соответствует новым условиям, является функцией данной подструктуры.

Все подструктуры личности тесно между собой связаны. Так, мотивирование участвует в выборе цели жизнедеятельности, чем обуславливает возникновение подструктуры целеполагания, осуществляет дифференцированный влияние на другие подструктуры личности. Целевой компонент определяет содержание ориентировки, самоактуализации и самореализации, самоконтроля, самооценки, коррекции и тем самым решительно влияет на конечный результат деятельности и поведения. Подструктура ориентирования создает необходимые предпосылки для самоактуализации и самореализации, а также самооценки и коррекции. В то же время самооценка и коррекция согласовывают с реальными условиями жизнедеятельности личности образ конечной цели - результат. Следовательно, выделенные подструктуры фактически взаимопроникают друг в друга, являются отдельными аспектами функционирования целостности. Это свидетельствует о системной специфику личности и необходимость ее формирования в целостном педагогическом процессе.

Долговременные исследования человеческого развития позволили установить общую закономерность: развитие человека детерминируется внутренними - физиологическими и психическими свойствами организма и внешними условиями: окружением человека, средой, в которой она живет и развивается. На фоне этих условий выступают постоянно действующие силы - факторы. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития определяются совместным взаимодействием трех основных факторов-наследственности, среды и воспитания.

Под наследственностью понимают совокупность определенных задатков, которая получается от обоих родителей при зачатии и способна передаваться от поколения к поколению. Носителями наследственности являются гены (от гр. genos - происхождение). В своеобразном генетическом коде (генотипе) сохраняется и передается вся информация о свойствах организма.

Под средой понимают реальную действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическое, социальное, близкий среду. Географическая среда, в состав которого входит климат и все разнообразные природные условия и ресурсы, влияет прежде всего на образ жизни человека и характер его трудовой деятельности. Близкое среда - семья, родственники, друзья - преимущественно определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка, создает условия для развития его природных задатков.

В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др. Поэтому социальная среда рассматривается как общество со всеми присущими ему материальными и идеальными компонентами, которые непосредственно или опосредованно влияют на формирование личности.

Социализация является процессом и результатом усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей и их общением. Благодаря социализации человек усваивает уже добытые обществом знания, умения и навыки; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих в жизнедеятельности; опыт отношений к окружающей действительности и самой себя.

Кроме социализации и культурной идентификации в становлении личности действует механизм персонализации (лат. persona - маска, роль актера). Персона - это человек, который осознает себя личностью, которую уважают люди за ее индивидуально - личностные качества.

Термин «воспитание» употребляется в педагогической науке в четырех значениях: в широком социальном, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общества и всей действительности, которая содержит в себе не только положительную направленность, но и конфликты и противоречия; здесь личность может не только формироваться под влиянием социальной среды, но и деформироваться, или, наоборот, закалиться в борьбе с трудностями, «делать самого себя»; в широком педагогическом, когда имеется в виду воспитание в деятельности школ, техникумов, институтов и других заведений, где персонал руководствуется педагогической теорией и ее практическими методическими рекомендациями; в узком педагогическом, когда воспитание является целенаправленной воспитательной деятельностью педагога (например, классного руководителя в школе), чтобы достичь определенной цели в ученическом коллективе; в предельно узком, когда педагог или родитель решают конкретную индивидуальную проблему воспитания или перевоспитания (например, у мальчика стремятся воспитать честность, вежливость).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...