Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 5. Наследственность в человеческом развитии.




Человек является природным существом. Как природное существо он наделен природными силами, задатками и способностями, которые влияют на социальное развитие и формирование его как личности.

В чем проявляется это влияние? Изучая человеческое развитие, неодинаково в разные времена отвечали на этот вопрос исследователи.

В 1862 году немецкие биологи Эрнст Геккель и Фриц Мюллер открыли биогенетическую закон, согласно которому онтогения (индивидуальное развитие) является коротким и быстрым повторением филогении (развития вида). Факты свидетельствуют о том, что человек в своем индивидуальном развитии действительно частично повторяет развитие предков. Но расширение содержания данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, как это пытались делать некоторые психологи и педагоги, недопустимо: есть признаки, которые возникают в результате приспособления человека к условиям жизни; они не передаются следующим поколениям. В связи с этим формулировка закона «онтогенез повторяет филогенез», что закрепилось в педагогике 30-70-х годов по причине упрощенного, расширенного толкования фактов, является неправильным.

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938), автор классических работ по детской психологии, систематически изучая индивидуальные особенности людей, создал теорию конвергенции (от лат. convergene - приближаться, сходиться) двух факторов. Согласно этой теории развитие ребенка определяется взаимодействием наследственности и среды. Решающую роль при этом играет наследственность. Среда - это условие, в которой реализуются определенные наследственностью особенности человека.

Создатель психоаналитической теории Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) считал, что основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения или инстинкты. Половой инстинкт поглощает как сознание, так и подсознательную сферу психической деятельности личности, изрядно влияет на ее действия и поступки. Поскольку удовлетворение половых инстинктов наталкивается на социальные и моральные преграды, то человек живет в постоянных конфликтах с обществом, которые становятся причиной неврозов, психических потрясений и аморальных поступков. На основе анатомо-физиологических, биологических, психологических, социологических идей развития ребенка в зарубежной педагогике была разработана теория спонтанного развития детей, и сформировалась особая наука о детях - педология ( от гр. paidos - ребенок). Педология связывала развитие человеческой личности прежде всего с наследственностью. Она впервые обратила серьезное внимание на необходимости психолого-педагогического изучения особенностей развития детей и учете этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Вела также интенсивные поиски психологических методов объективного изучения учащихся. Ошибка педологов не в том, что они придавали большое значение наследственности, а в абсолютизации роли наследственности в судьбе человека. Генетика доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, который сохраняет и передает информацию о свойствах организма.

Генетическая информация возникает при оплодотворении. Это предположение имеет существенное значение для педагогики. Первоначальный органический взаимосвязь между природным и социальным в психическом развитии человека означает, что в человеческой психике нет ни одного компонента, который был бы только природным или социальным (А. В. Брушлинский). Базой является наследственность, которая развивается при взаимодействии главных внешних факторов - среды и воспитания. Взаимодействие трех факторов может быть оптимальной (равносторонний треугольник), или в условиях переоценки одного из двух внешних факторов - негармоничным. Бывает и так, что унаследованная основа недостаточно развивается как средой, так и. Данная схема одновременно демонстрирует, что ни один из факторов не действует самостоятельно и результат развития зависит от их согласованности.

За наследственностью человек получает тип нервной системы (возбуждение, торможение, сила течения этих процессов). Могут передаваться потомкам недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психическое расстройство, болезни (напр., шизофрению). Наследственный характер имеют болезни крови, сахарный диабет и др. Генетика выявила более 1500 наследственных аномалий человека. Негативно влияют на потомков алкоголизм и наркомания родителей.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает в основном изучение трех основных проблем - наследования специальных, интеллектуальных задатков и способностей, моральных качеств.

Под способностями принято понимать такие свойства личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения ею определенных видов деятельности. Задатки - потенциальные возможности для развития способностей. Специальные способности - это задатки к определенному виду деятельности. Специальными являются задатки музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Унаследованные человеком задатки могут реализоваться или не реализоваться..

Острые дискуссии среди педагогов вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди имеют практическую способность к неограниченному духовному развитию. Различия, которые проявляются в типах высшей нервной деятельности, меняют лишь протекания умственных процессов, не определяя качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Известный ученый М. П. Дубинин утверждал, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариации интеллекта, поэтому «неограниченные возможности воспитания».

В то же время педагоги всего мира признают, что наследственность может быть неблагоприятной для развития интеллектуальных способностей человека. Негативные предпосылки создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Чрезвычайно важным является вопрос о наследовании моральных качеств и психики. На протяжении десятилетий в отечественной педагогике ведущим было положение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма и внешней среды, прежде всего социальной. У человека от рождения не заложено никаких программ поведения - ни социальных, ни асоциальных. Социальное поведение человека биологически не запрограммирована. Процесс социального развития для каждого человека начинается фактически с «нуля». Каким станет человек, зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не нашли там генов добра или зла, агрессии или покорности и других генов, причастных к нравственности.

Сегодня есть данные генетики о существовании корреляционной зависимости между теми или другими наследуемыми дефектами (скажем, наличие лишней хромосомы) и отклонениями в психике, поведении, отношении к нормам морали. Не случайно многие ученые придерживаются теории «врожденного зла».

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается pugnacity, агрессивность, жестокость, жадность (М. Монтессори, К. Лоренц Е. Фромм, А. Мічерлік). Основанием для таких выводов служат данные, полученные

во время изучения поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), причем инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, которые отличаются от действий животных? Так объясняется человеческое поведение, которое во многих случаях признается инстинктивным, рефлекторным, то есть такой, которая основана не на высший сознания, а на простых биологических рефлексах. Возможность генетического наследования нравственных, эстетических качеств, ценностных ориентаций в целом признают ученые-генетики В. П. Ефроімсон, П. В. Симонов. В последнее время в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академики Н. Н. Амосов, П. К. Анохин и другие выдающиеся ученые.

Генетики утверждают, что «генетический код, произведенный в древние геологические эпохи, так и остался в своем, собственно, первобытном состоянии» (Рейвин А. ). Это является еще одним весомым доказательством того, что человек как биологический вид за всю историю своего развития претерпела незначительных изменений, доказательством жесткой генной регламентации человеческой сущности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...