Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Противоправное (деликвентное) поведение. Характерные черты личности подростка.




Вопрос 3. Противоправное (деликвентное) поведение. Характерные черты личности подростка.

Делинквентное поведение (от латинского слова delictum - «проступок») - такое поведение, которое характеризуется асоциальной, противоправной направленностью, что проявляется в действиях или в бездействии и неизменно наносит вред отдельным людям и обществу. Делинквентное поведение личности представляет собой понятие, звучащее в кругах представителей педагогики, криминологии, социологии, социальной психологии и других отраслях.

Виды делинквентного поведения

В такой порочный список попадают самые разные правонарушения, обычно носящие административный характер. В качестве примеров можно привести следующие проявления:

- нарушение правил дорожного движения,

- мелкое хулиганство, вроде сквернословия, нецензурной брани, оскорбительного приставания к гражданам,

- распитие спиртных напитков в запрещенных местах, например на стадионах, на улицах, в скверах и парках, в общественном транспорте и т. д.;

- появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, что оскорбляет человеческое достоинство и нравственность социума;

- доведение до состояния опьянения несовершеннолетнего лица;

- занятие проституцией;

- распространение порнографических материалов и др.

Типы делинквентного поведения могут различаться. Например, дисциплинарный проступок— это противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей работником, куда относятся прогулы, появление на работе в нетрезвом виде, нарушение правил охраны труда и т. д. Это, пожалуй, самое безобидное проявление особенностей делинквентного поведения. Делинквентное поведение в самой опасной форме - это преступление. В их число входят кражи и убийства, изнасилования, угоны автомобилей и вандализм, терроризм, мошенничество, торговля наркотиками и многое другое.

Причины делинквентного поведения. Нередко бывает такое, что условия формирования делинквентного поведения окружают человека с детских лет, что и приводит к формированию неправильного поведения. К числу причин можно отнести те, о которых говорилось выше и добавить следующие: родительское игнорирование детской потребности в нежной заботе и привязанности;  частое применение телесных наказаний в семье; недостаточное влияние отца, в случае его ухода или смерти; острая детская травма (насилие, болезнь, развод, смерть родителя) и фиксация на этом; вседозволенность; недостаточная требовательность родителей; повышенные требования к ребенку, которым он по каким-либо причинам не может в данный момент соответствовать; со стороны родителей несогласованность требований, ведущее к непониманию норм поведения; смена родителей; постоянные, выраженные конфликты между родителями (наиболее опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать); нежелательные особенности родителей – излишне строгий отец и излишне добрая мать.

Основы нарушения поведения берут начало в детстве, в дисгармонии детско-родительских отношений и, в случае психологической травмы, отсутствие внимание к этой сложной ситуации.

Ребенок не сразу становиться правонарушителем. Кроме семейного окружения есть друзья, ровесники, лидеры субкультур, которые так же имеют влияние и авторитет в подростковой среде. Здесь прослеживается связь между дисгармоничными отношениями с одной стороны (семья) и ситуацией принятия и поддержки с другой (подростковые коллективы).

Делинквентное поведение подростков, особенно его наиболее простые и «легкие» формы, как уже говорилось, может быть вызвано и ситуацией в семье, отношениями с родителями. Побег из дома, первые прогулы, драка иногда провоцируются не сверстниками, а родственниками. Помимо открытого конфликта острую реакцию протеста может вызвать безразличие и непонимание со стороны родителей. Когда два поколения всего лишь сосуществуют под одной крышей без взаимной помощи и сочувствия, не давая друг другу эмоционального тепла, обстановка постепенно накаляется: она чревата взрывом или тихим уходом «на улицу». При этом подросток, рвущий духовные связи с семьей, отказывается от этических ценностей, норм и идеалов старшего поколения.

Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и даже, оказавшись в неблагоприятной среде, примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Такие черты характера, как авантюризм или агрессивность, в значительной мере способствуют становлению делинквентности, но не менее важным, а может быть и решающим внутренним условием асоциального выбора оказывается специфика развития морального сознания.

Психологические особенности подростков с деликвентныи поведением:

1. Бедность духовных потребностей и наличие сильно выраженных примитивных потребностей (в алкоголе, сексе и т. д. ). Большинство из них имеют приятелей только по месту жительства, т. е. все в тех же подростковых группах, начиная с «тусовок». Они не посещают спортивных секций и кружков, с ними неохотно общаются благополучные одноклассники.

2. Отсутствие учебной мотивации. Большинство делинквентных подростков не хотят учиться. Их досуг бессодержателен и примитивен. В лучшем случае это пустые разговоры с приятелями, просмотр всех подряд передач по телевизору. Следующий шаг — азартные игры, спиртные напитки, токсические вещества, наркотики и т. д.

3. Неразвитость мотивационно-потребностной сферы. На развитие мотивационно-потребностной сферы накладывают отпечаток возрастные особенности: именно для подростков характерны многообразие, противоречивость, быстрая сменяемость, неопределенность мотивов делинквентного поведения. Несовершеннолетние правонарушители наиболее часто называют следующие причины совершенных ими правонарушений: «хотел показаться смелым, похвастаться, приобрести авторитет у товарищей», «просто так, по глупости», «не думал, что делал», жадность, стремление приобрести материальные блага, подражание сверстникам и старшим, безделье, обида, месть, жажда приключений Подросткам свойственна размытость границ асоциальной направленности. Если эта направленность сохраняется в дальнейшем, она становится более четкой.

4. Ситуативность - еще одна особенность делинквентных подростков. Ситуативность проявляется в самом их праздном образе жизни. Слоняясь по улицам, сидя в подъездах, завязывая случайные знакомства, они сами создают себе условия для конфликтных ситуаций. Для подростков, стоящих на грани между обычными школьниками и несовершеннолетними правонарушителями, ситуативность становится психологической предпосылкой совершения правонарушений. Те, кто переступил черту, обычно совершают преступление в конфликтной ситуации под влиянием внезапно возникшего побуждения.

5. Жестокость — черта, свойственная людям из криминальной субкультуры. Подростки агрессивны (у 77% — высокая агрессивность, по данным Д. И. Фельдштейна), неспособны на активное сочувствие, сострадание к слабым и беззащитным. В асоциальных группах ее члены нетерпимы, безжалостны к «чужим» и к «своим», находящимся на нижних ступенях иерархии.

Поэтому профилактика делинквентного поведения возможна и наиболее продуктивна именно в детстве или, в крайнем случае, в подростковом возрасте. Важно изначально создать вокруг ребенка правильную, гармоничную среду, в которой четко обозначена область дозволенного, ведь именно этот подход дает самые лучшие результаты и является самой правильной профилактикой. Позже, когда у ребенка уже возникают проблемы с законом, происходит коррекция делинквентного поведения и осуществляется это непосредственно через соответствующие государственные учреждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...