Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Социально-педагогические детерминанты девиантного поведения.




Тема 7. Социально-педагогические детерминанты девиантного поведения.

План

1. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение: критерии определения понятий

2. Этапы формирования отклоняющегося поведения. Причины девиантного поведения подростков

3. Противоправное (деликвентное) поведение. Характерные черты личности подростка.

 

Вопрос 1. Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема.

В учебнике «Педагогика» профессора Л. П. Крившенко отмечается, что достаточно сложно определить, является ли развитие ребенка нормальным или отклоняющимся от нормы (аномальным). Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее также не будет оставаться неизменной величиной, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи. То, что вчера казалось нормой, сегодня может оказаться девиацией, и наоборот. Норма (в переводе с латинского языка – правило, образец, предписание) – исторически сложившийся в конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу.

Понятие нормы подразумевает общепринятую характеристику большинства. Можно сказать, что норма – это способность личности принимать существующие в обществе правила поведения, придерживаться их, не вступая в серьезные конфликты с окружением и, быть может, главное – социально развиваться (на уровне семьи, межличностных отношений, в образовании, профессии, карьере). Эти характеристики, однако, требуют уточнения. «Принимать правила» не исключает несогласия с ними. Но здесь важно даже при несогласии не нарушать их, не вести себя демонстративно вызывающе.  Конфликты в жизни молодого человека неизбежны, но в норме эти конфликты не выходят за границы ближайшего окружения и, главное, не меняют его жизнь. Изменение жизни – оставление учебы, работы, уход из дома, если все это не вынужденно, – отклонение от нормы, девиация.

Принципиальным критерием, определяющим категорию «социальная норма», служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые представляют собой реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиации. Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия. Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

Функциональная норма - индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.  Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что э высший уровень нормы функциональной.

Существенное различие между нормальными и ненормальным людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.

Особую актуальность проблема критериев нормы приобретает в контексте коррекционно-развивающей деятельности. Наиболее разработанными являются:

- предметная норма – знания, умения и навыки, приобретаемые при изучении конкретных предметов, курсов (отражаются в стандартах образования);

- социально-возрастная норма – показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;

- индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова);

- норма психического развития.

Как определить педагогу и родителям, является ли поведение ребенка нормой или аномалией? Необходимо ли ему обследование? Существует несколько признаков, по которым можно определить степень тяжести нарушения:

- стабильность проявлений во времени (нарушение не меняется и не исчезает с возрастом): отклоняющиеся черты у нормального ребенка ситуативны, от них он может избавиться, если захочет, больной же – нет;

- тотальность проявлений нарушений (дома, в школе, в гостях), если же ребенок дома один, а «на людях» другой, то это не патология;

- социальная дезадаптация (постоянные жизненные трудности, которые испытывает либо сам ребенок, либо окружающие его люди).

В целом нарушения в развитии проявляются в устойчивой низкой успеваемости или неуспеваемости ребенка: «трудновоспитуемости», асоциальном поведении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...