Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Этапы формирования отклоняющегося поведения




Вопрос 2. Этапы формирования отклоняющегося поведения

В научной литературе выделяют следующие стадии формирования отклоняющегося поведения.

Неодобряемое поведение эпизодически наблюдается у большинства детей и подростков и связано с непослушанием, шалостями, отрицанием, упрямством и т. д. Если личность справляется с проблемами (чаше всего при целенаправленном воспитательном воздействии), то далее девиантное поведение не развивается. В случае неблагоприятного исхода ситуация усугубляется – происходит переход ко второй стадии.

Порицаемое поведение, вызывающее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности).

Следующая стадия – собственно девиантное поведение. Его основу составляют нравственно отрицательные действия и поступки: нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т. д., – принявшие характер систематических или привычных.

Далее возможно появление предпреступного поведения, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения и включает эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д. Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Процесс усугубляется стигматизацией, то есть «наклеиванием ярлыка девианта».

Последняя стадия – противоправное, или преступное, поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления. Существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение общества и личности стабильное.

Обозначенные этапы развития девиантного поведения условны. В некоторых случаях они не сменяют друг друга в такой последовательности, а сразу проявляется та или иная стадия. Вместе с тем очевидно, что чем раньше будут предприняты соответствующие действия профилактического, воспитательного или коррекционного характера, тем вероятнее, что девиантное поведение далее развиваться не будет.

Формы зависимости: 1. Химическая (употребление ПАВ). 2. Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание). 3. Гэмблинг – игровая зависимость. 4. Сексуальные аддикции (зоофилия, садомазахизм и др. )

5. Религиозное деструктивное поведение. 6. Интернет-аддикция.

 

Вопрос 3. Причины девиантного поведения подростков

Отклоняющееся поведение обусловлено самыми разнообразными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:

- Генетические (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы), т. е. наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

- Психофизиологические - связанные с влиянием на организм человека психофизиологических перегрузок стрессов, вредных экологических факторов, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

- Физиологические (дефекты речи, непривлекательность и др).

2. Психологические факторы. В группе риска дети с патологией психического развития или акцентуациями (чрезмерным усилением) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Детям необходимо наблюдение врача - психиатра.

Соответственно, имеют место нарушения в поведении:

- Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

- В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: отчуждение от той социальной среды, где он живет или приобщение к ней. Здесь важнейшую роль играют семейные взаимоотношения.  Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

- В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

3. Социально-педагогические факторы. Здесь имеют место недостатки школьного, семейного или общественного воспитания, отклонения в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта (школьная неуспешность ребенка с разрывом связей со школой, педагогическая запущенность, несформированность у подростка познавательных мотивов, интересов). Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об учебной дезадаптации. Школьная или учебная дезадаптация, приводит к социальной дезадаптации. Психологическое состояние ребенка меняется, отмечается полная утрата интереса к учебе, к пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, другими ПАВ и т. д.

Дисгармоничные семейные взаимоотношения. Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений сочетает в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой – провоцирование ребенка на конфликтные ситуации. В неполных семьях наблюдается нестабильный, конфликтный стиль отношений. Так же тяжела для детской психики ситуация развода родителей, длительного раздельного проживания детей и родителей. Систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, проявление жестокости, насилия наносят ребенку большой вред.

Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр. ), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

4. Социально-экономические факторы, приводящие к девиациям, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы. К ним относятся: низкий морально-нравственный уровень современного общества, разрушение ценностей, в первую очередь духовных, «вещизм» или преобладание интереса к потреблению, падение нравов; нейтральное отношении самого общества к проявлениям девиантного поведения. В результате - проблема детского алкоголизма, проституции, пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...