Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гбоу впо «дагестанская государственная




            ГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ                                      

                                МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

                               Кафедра анатомии человека

 

          Методические указания  к практическим занятиям

                                 по анатомии человека

         Для студентов медицинских вузов с тестовыми заданиями

                                               часть-II

                                        Махачкала – 2013


УДК 611. (075. 8)

 БКК 28. 86

 Г-96

Составители: Т. С. Гусейнов, P. M. Рагимов, А. И. Ганиева, Ш. К. Таймазова, К. М. Алиев, А. Ш. Кадиев, С. Т. Гусейнова, А. Э. Эседова, И. Г. Гадисова.

 

Методические указания к практическим занятиям по анатомии человека (Для студентов медицинских вузов с тестовыми заданиями и ситуационными задачами). / Под общей ред. -

 проф. Т. С. Гусейнова. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2013.  

 

Рекомендовано ЦКМС ДГМА к печати и использованию в учебном процессе. Протокол  

 

 

                                                                                 © Т. С. Гусейнов и соавт, 2013.


                                        ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания рассчитаны на студентов I и II курсов всех факультетов, а также преподавателей кафедры нормаль­ной анатомии, которые ведут практические занятия со студентами ме­дицинского факультета с учетом ФГОС-3 и учебной программы по анатомии человека. Использование этих методических указаний студентами и преподавателями должно способствовать усвоению ма­териала, а также унификации проведения практических занятий на высоком методическом и теоретическом уровнях, в приведенных ни­же методических разработках содержатся рекомендации к каждому практическому занятию по спланхнологии,  сердечно - сосудистой и лимфатической системам, эндокринным железам, органам иммунной системы,  согласно учебному плану и по программе 2011 г. Каждое методи­ческое указание содержит название темы, определение цели (мотива­ция) занятия, рекомендации  к изучению темы практического занятия, а также перечень учебных пособий.                                    При проведении практических занятий главными являются: 1. де­монстрация влажных препаратов, препарированных трупов, основных деталей органов.  2. изучение строения органов и систем органов студентами при активном участии преподавателей в течение всего от­веденного времени; 3. помочь  каждому студенту не только изучить анатомию, но и научиться (приобрести умение) узнавать, показывать и называть органы, сосуды их ветви, ориентироваться в сложном строении внутренних органов и сосудов. 4. научить применять приобретенные знания анатомии  человека  для целей теоретической медицины и практической медицины.                                                                                                 На первом практическом занятии в начале учеб­ного семестра, преподаватель знакомит студентов с правилами пользования сухими и влажными препаратами, ор­ганизацией их хранения, сроками сдачи коллоквиумов и зачетов, за­тем с календарным планом за 2ой семестр и порядкам подготовки к предстоящему занятию, с организацией и методикой изучения анатомии на практи­ческих занятиях и после них.                                                                                              На каждом занятии преподаватель в течение 10-15 минут проверяет готовность студентов к занятию согласно заданной теме с помощью тестового контроля и устного опроса. Затем приступает к демонстрации гото­вых натуральных препаратов (по теме), а также использовать в качестве наглядного пособия муляжи или плакаты.                                                                                                     При демонстрации препаратов, преподаватель должен показывать основные части органов, обращая внимание студентов на топографо-анатомические взаи­моотношения.                                                                                                                После этого желательно, чтобы над одним препаратом работало не более 2-3 студентов, а еще лучше, если каждый студент будет занят самостоятельно. В процессе активной консультации преподаватель должен осуществлять постоянный контроль за занятостью студентов с целью направлять их работу. За­давая вопросы то одному, то другому с просьбой показать орган, рас­сказать о строении органа, о месте его положения в организме, препо­даватель обязан убедиться, что студенты усвоили основные вопросы по темам, данным в методических указаниях  каждого  занятия. В конце практического занятия преподаватель дает задание для самостоятельно изучения пройденной темы, а также подготовиться к следующему занятию. За­крепление полученной на занятиях информации по анатомии при самостоятельной внеурочной работе студента на естественных препаратах в условиях анатомического музея.   Таким образом, каждый студент должен трижды работать над каж­дой темой, т. е. первое знакомство с темой очередного занятия проис­ходит по заданию преподавателя перед практическим занятием. Затем эту же очередную тему студенты изучают на препаратах с помощью и под руководством преподавателя. И, наконец, окончательная само­стоятельная отработка темы происходит в музее и учебных комнатах на естественных препаратах. Контроль знаний студентов по пройденным материалам произво­дится на каждом практическом занятии тестовыми заданиями с после­дующим собеседованием с 3-4 студентами.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Методика практических занятий по анатомии в отличие от других дисциплин неодинакова при прохождении различных отделов анато­мии.

Различают 2 основные формы практических занятий:

1. Студенты изучают раздел анатомии, пользуясь готовыми пре­паратами ( внутренние органы, сосуды и др. ).

2. Студенты готовят препараты, препарируя под руководством преподавателя (органы, сосуды).

Методика проведения этих форм практических занятий различна.

При первой форме занятий преподаватель проводит краткие де­монстрации препаратов, которые должны помочь студентам в их са­мостоятельной активной работе по изучению препаратов с помощью учебника и атласа.           Демонстрация препаратов не должна занимать больше одной четверти или одной пя­той времени, отведенного на практическое занятие.

Практические занятия   должны начинаться с теоретических сведений по теме, затем демонстрация препаратов. Показ деталей строения органов  продолжается в процессе активной консультации, когда студенты самостоятельно изучают препараты. Под активной кон­сультацией подразумевается то, что преподаватель не ждет вопросов от студентов, а переходя от одной к другой группе студентов (по 2-3 человека) выясняет, что они усвоили, задает вопросы по изучаемому материалу и отвечает на непонятные вопросы. Необходимо при этом стимулировать студентов к самостоятельному решению неясных во­просов, с последующей проверкой решения у преподавателя. Это при­носит значительно и ощутимо больше пользы, чем получение готово­го ответа у преподавателя. Большое значение в проведении практических занятий имеет орга­низация самостоятельной работы студентов.                                                         Совершенно недопустимо, чтобы один из студентов читал текст учебника, а другие пассивно слушали. Результативно такое занятие равняется нулю. Необходимо, чтобы студенты разделились на груп­пы по 2-3 человека, не более. У каждого студента был учебник или ат­лас, методические рекомендации к теме занятий и набор соответствующих препаратов по изучаемому разделу.

Работа на практических занятиях только по учебнику или атласу без препаратов совершенно недопустима.

В конце занятия, преподаватель должен обойти группы студентов и бегло проверить, как усвоили студенты новый материал.

Работая на практических занятиях, студенты обязательно должны пользоваться учебником по анатомии, где даются не только описания тех или иных разделов строения человеческого тела, но и теоретиче­ское обоснование особенностей строения, а также методическими рекомендациями к занятиям.                  Атласом нужно пользоваться как вспомогательным учеб­ником - пособием, используя в нем главным образом рисунки с пояс­нениями, без текста.

Следует разъяснить студентам, что время, отведенное для практических занятий по анатомии, совершенно недостаточно для того, чтобы основательно изучить этот предмет. Поэтому нужно привить студентам навыки самостоятельной работы пользуясь имеющимися на кафедре препаратами.

Контроль знаний студентов необходимо проводить комплексно.                       Помимо обычного опроса нужно пользоваться рисунками, тестами, контрольными вопросами и т. д.                                                                                           На итоговых занятиях опрос нужно проводить не только в теорети­ческом плане, проверяя наличие текстов лекционного материала, но и выясняя, насколько студент, понимает материал, который он усвоил. На каждом занятии студентам выдаются по 1 -2 рисунка с цифровыми обозначениями и вопросами тестового контроля. Студент должен бы­стро (не более чем за 5 минут) обозначить образования, отмеченные цифрами, латинскими терминами, ответить на тестовые вопросы.

После чего преподаватель опрашивает нескольких студентов.

Схема проведения практического занятия (I форма) такова:

План практического занятия:

I. Проверка знаний студентов по теме предыдущего занятия с разъяснением непонятных моментов.

II. Демонстрация препаратов. Объяснение методики их изучения.

III. Самостоятельное изучение студентов новой темы с использованием препарированных  трупов, отдельных препаратов,  таблиц, муляжей, а так же с помощью учебника, атласа, методические рекомендации, при активной консультации преподавателя.

IV. Задание на дом темы следующего занятия для самостоятельного изучения.

                 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...