Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис.1. Состав экономического пространства региона




Рис. 1. Состав экономического пространства региона

 

Данные для анализа взяты с инвестиционного портала регионов России [4]. Стоит отметить, что в рамках данной статьи SWOT-анализ производится исключительно для приведения общих принципов данной методики, исходя из этого нельзя относится к нему здесь как к серьезному и тщательному исследованию.

Таблица 1 - SWOT-анализ на примере Ульяновской области

Сильные стороны: - стабильные климатические условия; - энергетическая стабильность, множество источников электроэнергии; - сравнительно хороший уровень инфраструктуры; - расположенность на главной водной артерии европейской части России Возможности: - низкий уровень налогообложения предприятий - увеличивающаяся инвестиционная ценность региона - развитие туристического сектора
Слабые стороны: - в промышленности наблюдается некоторая стагнация; - отсутствие выгодных условий для квалифицированных специалистов; - за некоторыми исключениями, небольшое количество полезных ископаемых Угрозы: - монополизация отдельных секторов региональной экономики; - неэффективная бюрократия; - соседство с экспортирующим нефть регионом

Как мы видим, на региональную экономику влияет огромное количество факторов. Полная, комплексная их оценка может выявить как опасности для региона, которые необходимо упредить, так и возможности для региональной экономики, которые необходимо использовать. В Российской Федерации этот фактор крайне негативно отражается на эффективности системы управления в отдельно взятых регионах [2]. Монополии на уровне государственных компаний также угрожают финансово-экономической безопасности региона. Примером этому является глобальная национальная компания ПАО «Газпром», которая во многих регионах является монополистом на проектирование газоснабжения населенных пунктов, тогда как этим вполне могли успешно заниматься локальные региональные компании [3]. Риск для экономики региона непосредственный, так как монополия корпорации усиливает стагнацию в региональной экономике.

В связи с недавними событиями, отдельно необходимо рассмотреть такой внешний фактор, как неблагоприятная эпидемиологическая обстановка. Рассматривая влияние данного фактора отметим, что для некоторых секторов экономики региона данный фактор может оказать некоторое стимулирующее действие, однако, все же не следует принимать это как весомый положительный фактор. При амортизации данного риска необходимо принять все меры для сохранения жизнедеятельности финансово – экономической сферы региона, при этом, однако сохраняя баланс с обеспечением безопасности населения.

Список литературы

1. Ульмясбаева А. О. Региональная экономическая безопасность: Учебно-методическое пособие – Новокузнецк: КузГТУ, 2017.

2. Проблемы регионального неравенства в России. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: https: //eee-region. ru/article/5804/. Загл. с экрана.

3. Лапина Н. Ю. Централизация власти в России: как реализовывался политический проект? «Pro Nunc. Современные политические процессы» №19 / Политологические науки, 2008. [Электронный ресурс] – Н. Ю. Лапина - Электрон. дан. – Режим доступа: https: //cyberleninka. ru/article/n/tsentralizatsiya-vlasti-v-rossii-kak-realizovyvalsya-politicheskiy-proekt.

 4. Инвестиционный портал регионов России. Ульяновская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. investinregions. ru/regions/73/statistics/

FEATURES OF DETERMINING THE FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Grigory Krylov Alexandrovich, Rogova Tatyana Nikolaevna

Ulyanovsk State Technical University

The article considers the main features and methods of assessing the level of financial and economic security of a particular region. Various risks for the region's economy and some risk management methods are comprehensively considered. What is especially relevant, the issue of the impact of the unfavorable epidemiological situation on the functioning of the regional economy is considered separately.

Keywords: region, economic security, economic development strategy, regional economy, risk management, SWOT analysis.

 

УДК 657

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРОК УЧЕТА И МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АО «КРАСНОГОРСКИЙ КАФ»

Невмержицкая Анна Валерьевна, Черкасова Татьяна Ивановна

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», Россия, Йошкар-Ола

nevmerzhitskaja8@mail. ru

Рассматривается учет и контроль производственной деятельности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, внутренний контроль, бухгалтерская отчетность, экономический анализ.

 

В осуществлении внутреннего контроля бухгалтерии в компании больше всего заинтересовано ее руководство, а вовсе не государство в лице ФНС. Ведь от эффективности данных ревизионных мероприятий в первую очередь зависит финансовая стабильность бизнеса.

Статья 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязывает вести внутренний контроль бухгалтерии только компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Остальным достаточно проверять лишь «совершаемые факты хозяйственной жизни». Но на практике, чтобы не привлечь внимание ФНС и предотвратить всевозможные финансовые потери, сотрудники бухгалтерии должны в своей работе соблюдать многочисленные федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухучета, нормативные акты ЦБ РФ и пр.

Следование различным инструкциям предусматривает все тот же закон № 402-ФЗ. В организациях, где сотрудники выполняют все указанные требования, бухучет и хозяйственная жизнь неразрывны. Поэтому, контролируя, например, расходы или доходы компании, все равно придется иметь дело с бухгалтерией.

Одним словом, организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля по факту присутствует в любой компании, руководство которой стремится минимизировать финансовые и репутационные риски, а также избежать лишних споров с ИФНС.

Внутренний контроль бухучета необходим затем, что это обязательный этап эффективного планирования и реализации как управленческих решений, так и ежедневных функциональных задач работников, а не простая формальность. Благодаря такому контролю отдельные ошибки сотрудников бухгалтерии, от которых никто не застрахован, не приобретут системный характер.

Законодательно прямая ответственность за отсутствие в компании системы внутреннего контроля организации в бухгалтерии не предусмотрена. Однако фактически она обязательно последует в виде финансовых потерь по результатам камеральных и выездных проверок. Внутренняя ревизия не только проверяет достоверность и правомерность действий сотрудников, но предотвращает искажение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к которому налоговики наверняка предъявят претензии.

Практические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля, как хозяйственной жизни организации, так и ее бухгалтерской отчетности, содержатся в Информации от Минфина РФ № ПЗ-11/2013.

Описывая экономическую целесообразность данного ревизионного мероприятия, авторы документа помимо всего прочего упоминают общую результативность деятельности компании и сохранность ее активов. А в качестве возможных негативных факторов, способных повлиять на точность результатов внутренней проверки, называют не только ошибки руководства и персонала, но и превышение полномочий, а также сговор сотрудников.

Таким образом, государство, выступая на стороне собственника, рекомендует оценивать обоснованность и правомерность действий ключевых сотрудников на разных этапах хозяйственных операций и на всех уровнях управления.

Условно виды контроля можно разделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный предусматривает определение «уместности» и безопасности грядущих действий, которые могут повлиять на благополучие компании.

Текущий контроль исключит необоснованные расходы и другие риски, связанные с деятельностью предприятия, обеспечит повседневный анализ ведения бухгалтерской отчетности.

Последующая ревизия подытожит, насколько соответствует бухгалтерская документация реальным фактам совершенной сделки и действующему законодательству. Этот же этап предусматривает инвентаризацию и другие необходимые процедуры для того, чтобы определить, как по факту повлияла конкретная хозяйственная операция на благосостояние компании.

Упомянутая Информация от Минфина содержит перечень лиц, которые могут осуществлять внутренний финансовый контроль в бухгалтерии. Список возможных кандидатур носит рекомендательный характер.

Итак, внутренними аудиторами могут стать:

- руководитель или группа топ-менеджеров, принимающих управленческие решения;

- главный бухгалтер;

- другой специалист или юридическое лицо, которым доверили ведение бухгалтерского учета;

- внутренний аудитор (служба внутреннего аудита), если такая есть;

специальные должностные лица или подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;

- ревизионная комиссия (ревизор) компании (когда проверка проводится в АО).

Последними в рекомендательном списке значатся «другой персонал и подразделения» организации.

Однако, предоставляя свободу в выборе внутреннего аудитора, авторы документа посвящают отдельный пункт оценке риска злоупотреблений сотрудниками своими полномочиями в ходе проверки работы бухгалтерии. Коммерческий подкуп в процессе внутреннего контроля имеет место быть, предупреждает Минфин, поэтому задача собственника – предупредить подобные явления.

Минфин не зря так методично наставляет бизнесменов и демонстративно предлагает им проявить свою добросовестность, в том числе по отношению к выплате налогов. Данный пункт дополнительно предупреждает, что, если вместо вашего внутреннего аудитора ревизией займутся налоговики, пощады не жди.

Представителям малого предпринимательства при организации внутреннего контроля, как гласит документ, необходимо руководствоваться «требованием рациональности». Например, если численность персонала не позволяет разграничить обязанности, руководитель компании может использовать любые другие ревизионные процедуры – например, сверку или личный надзор. В любом случае затраты на организацию контроля не должны превышать пользу, которую он принесет предприятию.

Минфин предлагает примерный перечень ревизионных мероприятий, которые помогут контролировать рациональность и правомерность, как хозяйственных операций, так и оформление соответствующей бухгалтерской отчетности. В их число входят:

- документальное оформление, в том числе регистров бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов;

- проверка соответствия между самими документами и того, насколько они отвечают установленным требованиям. Сюда относятся и оценка взаимосвязанных фактов хозяйственной жизни – например, соотнесение оплаты какого-либо имущества или услуги с получением и оприходованием этих ценностей;

- согласование (утверждение) сделок и операций сотрудниками, занимающими должность выше тех, которые совершают эти действия;

- сверка данных (например, сравнение остатков по счетам бухгалтерского учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги);

- разграничение полномочий и ротация обязанностей, чтобы снизить риски ошибок и злоупотребления персоналом своим служебным положением;

- проверка фактического наличия объекта и его состояния. К этим процедурам относится инвентаризация, ограничение доступа и т. п.;

- обработка информации соответствующими электронными системами.

Однако сами авторы документа предупреждают, что это не исчерпывающий список возможных мероприятий, ведь многое зависит от специфики бизнеса.

Система многоуровневого контроля позволяет отслеживать работу бухгалтеров, расчетчиков зарплат, казначеев и других специалистов компании – с тем, чтобы исключить ошибки и любые, даже самые минимальные недостатки в учете.

В АО «Красногорский КАФ» первичная документация фиксируется в бухгалтерии. Данные первичной документации обрабатываются, и формируется отчетная документация по месяцам, кварталам и за весь год. Директор анализирует по имеющейся информации состояние дел на предприятии, делает соответствующие выводы и составляет план на ближайший месяц.

Для статистической отчетности заполняется несколько форм. Форма №1-предприятие (которая может быть месячной, квартальной, годовой) содержит следующие разделы: общие сведения о юридическом лице, распределение уставного капитала между акционерами, взносы иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал, организационная структура юридического лица, сведения об отгрузке товаров и услуг, затраты на производство и реализацию товаров и услуг, инвестиционная деятельность, виды экономической деятельности в отчетном году, сведения о территориально-обособленных подразделениях юридического лица, производство и отгрузка по видам продукции.

В квартальной форме № 5-з указываются сведения о затратах на производство и реализацию продукции по основному виду деятельности и по не основным видам деятельности.

В годовой форме № 1-т группируются сведения о среднесписочной численности работников по основным и не основным видам деятельности, фонд заработной платы, выплаты социального характера.

В месячной форме № П-4 указывается численность и начисленная заработная плата работников, движение и высвобождение кадров.

Результаты экономического анализа и плановые показатели передаются директору. Ознакомившись с отчетами бухгалтерии, оценив общее положение дел на предприятии, директор принимает стратегические решения дальнейшего развития, утверждает предложенный план, либо сначала его корректирует.

Отталкиваясь от результатов экономического анализа, выбирается стратегия дальнейших действий (стратегия ценообразования, порядок и условия закупки сырья и сбыта готовой продукции, стратегия финансирования), принимаются меры по ликвидации (или частичному устранению) слабых мест в производственном процессе. Анализируется ассортимент и номенклатура выпускаемой продукции. Производственная программа корректируется, из нее исключается нерентабельная продукция, либо сокращаются объемы ее выпуска; производство рентабельной продукции, наоборот, увеличивается (либо удерживается на прежнем уровне). При составлении производственной программы учитываются также договора на поставки сырья и заказы на готовую продукцию.

Отчет о финансово-хозяйственном состоянии предприятия содержит сведения лишь за один год (квартал или месяц) и не дает представления об общей тенденции развития предприятия за ряд лет. Для эффективного стратегического управления анализ динамики основных финансовых, экономических и технических показателей, а также их прогноз на ближайшее будущее необходимы. Поэтому для директора на этапе принятия управленческого решения полезна информация о существующей тенденции изменения показателей выручки и прибыли от реализации продукции, а также их прогноз на ближайшие месяцы.

В современных условиях управляющие решения должны приниматься на основе тщательного анализа имеющейся информации. Например, совет директоров акционерного общества может принять решение об инвестировании в какой-либо проект лишь после тщательных расчетов, связанных с прогнозами состояния рынка, определением рентабельности вложений и оценками возможных рисков.

Важнейшим приоритетом в политике предприятия является максимальное удовлетворение требований потребителя и забота о качестве выпускаемой продукции, эти требования гарантируются существующей на заводе системой управления качеством. В своей работе предприятие руководствуется политикой, направленной на повышение престижа и конкурентоспособности предприятия путем обеспечения стабильного качества, надежности и эффективности применения продукции, соответствия ее в течении срока службы согласованным требованиям и ожиданиям потребителей, и достижения экономической стабильности.

За последние годы тенденция роста объема выпуска кузовов-фургонов устойчива. За многие годы партнерства налажены стабильные взаимовыгодные контакты со многими предприятиями России и ближнего зарубежья.

Рынок сбыта и потребители продукции комбината постоянны в течение последних десяти лет.

На выпуск кузовов-фургонов влияет и конкуренция, которая постепенно обостряется. Для успешного производства продукции комбинат повышает уровень организации производственных процессов (покупка нового современного оборудования, станков, машин, инструментов) для сокращения сроков выполнения заказа и повышения качества выпускаемой продукции, а также поддерживает цены на производимую продукцию приемлемые для покупателей (заказчиков).

Приоритетными направлениями в развитии комбината является наращивание объемов производства выпускаемой продукции, а также освоение новых видов продукции.

Сведения (отчет) о соблюдении акционерным обществом принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Банком России.

АО «Красногорский КАФ» официально не имеет внутреннего документа, устанавливающего правила корпоративного управления.

Деятельность АО «ККАФ» осуществляется и регулируется в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах», Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» утвержденными нормативными правовыми актами РФ, а также Уставом Общества и внутренними документами.

В рассматриваемом периоде АО «ККАФ» следовало основным положениям рекомендованного Кодекса корпоративного управления: каждый акционер имел реальную возможность осуществить свои права, связанные с участием в обществе. Порядок проведения и подготовки общих собраний давал возможность акционерам участвовать в управлении. Общество создано в процессе приватизации в порядке преобразования государственного предприятия. Дополнительных эмиссии ценных бумаг не осуществлялось. Были созданы условия для эффективной работы Генерального директора, его заработная плата учитывала реальный вклад в результаты деятельности общества.

Своевременно и полно раскрывалась информация о деятельности общества, в соответствии с законодательством соблюдались права заинтересованных лиц, в том числе работников комбината. Акционеры извещались о проведении общего собрания акционеров не менее чем за 20 дней до даты его проведения.

Практика корпоративного управления АО «ККАФ» обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью комбината с целью защиты прав и законных интересов акционеров.

Деятельность АО «ККАФ» соответствует следующим принципам корпоративного управления:

1. Обеспечение акционерам реальной возможности осуществления своих прав, связанных с участием в акционерном обществе.

2. Равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории). Все акционеры должны иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав.

З. Обеспечение исполнительным органам АО «ККАФ» возможности разумно, добросовестно, исключительно в интересах комбината осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью АО «ККАФ», а также подотчетность исполнительных органов Совету директоров АО «Красногорский КАФ» и его акционерам.

4. Своевременное раскрытие полной и достоверной информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управления в целях обеспечения принятия акционерами и инвесторами Общества обоснованных решений.

5. Учет предусмотренных законодательством прав заинтересованных лиц, в том числе работников Общества, и поощрение активного сотрудничества Общества и заинтересованных лиц в целях увеличения активов общества, стоимости акций и создания новых рабочих мест.

Основным принципом построения обществом взаимоотношений с акционерами и инвесторами является разумный баланс интересов общества как хозяйствующего субъекта и как акционерного общества, заинтересованного в защите прав и законных интересов своих акционеров.

Список литературы

1. Вахрушина, М. А. Стратегический управленческий учет: Учебник / М. А. Вахрушина, М. И. Сидорова. - М.: КноРус, 2017. - 320 c                

2. Резниченко, С. М. Современные системы внутреннего контроля: учеб. пособие / С. М. Резниченко, М. Ф. Сафонова, О. И. Швырёва. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 439 с.

3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник / Н. П. Кондраков. – М.: Проспект, 2015. – 496 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...