Глава пятнадцатая. Глава шестнадцатая
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
[1] Seuse. Leben. Kap. 4, 45 // Deutsche Schriften. S. 15, 154; Acta Sanctorum. Jan II. P. 656. [2] Hefele. Op. cit. S. 167; cp. S. 259, Об имени Иисусовом, о защите такого обычая Бернардином Сиенским. [3] Eug. Demole. Le soleil comme cimier des armes de Geneve // Revue historique CXXIII. P. 450. [4] Hospinianus Rod., De templis etc., ed. secunda. Tiguri, 1603. P. 213. [5] James. Op. cit. P. 474-475. [6] Irenaeus. Adversus haereses libri V, lib. IV, cap. 213. [7] О неибежности такого реализма ср.: James. Op. cit. P. 56. [8] Goethe. Spruche in Prosa (Maximen und Reflexionen). № 742, 743. [9] St. Bernard. Libellus ad quendam sacerdotem // Dion. Cart. De vita et regimine curatorum. Opera. XXXVII, P. 222. [10] Bonaventura. De reductione artium ad theologiam / Opera, ed. Paris. 1871 VII P. 502. [11] Rousselot P. Pour l'histoire du probleme de l'amour (Baumker & von Hertling, Beitr. zur Gesch. der Philosophie im Mittelalter. VI. 6. Munster, l 908). [12] Sicard. Mitrale sive de officiis ecclesiasticis summa, Migne, Patr. lat. CCXIII. Col. 232. [13] Gerson. Compendium Theologiae / Opera. I. P. 234, 303 ff., 325; Meditatio super septimo psalmo poenitentiali. IV. P. 26. [14] Alanus redivivus. Passim. [15] Ha p. 12 fortitude приравнивается к abstinentia, но на р. 201 в ряду добродетелей отсутствует temperantia, вероятно намеренно. Есть и другие различия. [16] Froissart. Poesies (ed. Scheler). I. P. 53. [17] Chastellain. Traite par forme d'allegorie mystique sur l'entree du roy Loys en nouveau regne, ? uvres, VII. P. 1; Molinet. II. P. 71; III. P. 112. [18] Ср.: Coquillart. Les droits nouveaux / Ed. d'Hericault. I. P. 72. [19] Opera. I. P. XLIV ff. [20] Usener Н. Gotternamen, Versuch zu einer Lehre von der religiosen Begriffsbildung. Bonn, 1896. S. 73. [21] Mangeart J. Catalogue descriptif et raisonnee des mss. de la bibl. de Valenciennes. P., 1860. P. 687. [22] Journal d'un bourgeois. P. 96. [23] La Marsche. II. P. 378. [24] Histoire litteraire de la France (14[e] siecle). XXIV (1862). P. 541; Grobere Grundri?. Н. 1. S. 877; II, 2. S. 406; ср.: Cent nouvelles nouvelles. Н. P. 183; Rabelais. Pantagruel. I, IV. Chap. 29. [25] Grotefend Н. Korrespondenzblatt des Gesamtvereins etc., 67 (1919). S. 124. [26] De captivitate babylonica ecclesiae praeludium // Weimarer Ausgabe. 1888. VI. P. 562. 17 ff.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
[1] Petri de Alliaco Tractatus I adversus cancellarium Parisiensem. Цит. по: Gerson. Opera. I. P. 23. [2] Dion. Cart. Opera. XXXVI. I. P. 200. [3] Dion. Cart. Revelatio. II // Opera. I. P. XIV. [4] Dion. Cart. Opera. XXXVII, XXXVIII, XXXIX, P. 496.
[5] Anecdotes historiques etc. d'Etiennes de Bourbon / Ed. A. Lecoy de la Marsche, Soc. d'hist. de France, 1877. P. 24. [6] Alain Chartier. ? uvres. P. XI. Этот анекдот имеет ценность лишь как свидетельство взглядов эпохи. Ален Шартье умер в 1429 г., а Маргарита прибыла во Францию только в 1435 г., в возрасте 11 лет. Ср.: Champion P. Histoire poetique du 15[e] siecle. I. P. 131, № 4. [7] Gerson. Opera. I. P. 17. [8] Dion. Cart. Opera. XVIII. P. 433. [9] Ibid. XXXIX. P. 18 ff; De vitiis et virtutibus. P. 363; De gravitate et enormitate peccati // Ibid. XXIX. P. 50. [10] Ibid. XXXIX. P. 37. [11] Ibid. P. 56. [12] Dion. Cart. De quatuor hominum novissimis // Opera. XLI. P. 545. [13] Ibid. P. 489 ff. [14] Moll W. Brugman. I. P. 20, 23. 28. [15] Ibid. P. 320, № 1. [16] Примеры из житий свв. Эгидия, Германа, Кирика см.: Gerson. De via imitativa // Opera. III. P. 777; ср.: Contra gulam sermo // Ibid. P. 909; Olivier Mailard. Serm. de sanctis. Fol. 8a. [17] Innocentius Ш. De contemptu mundi. Lib. I, cap. 1 // Patrologiae cursus completus. Series latina. CCXVII. Col. 702 ff. [18] Wetzer und Welte. Kirchenlexicon. XI. 1601. [19] Extravag. commun. Lib. V, tit. IX. cap. 2: " Quanto plures ex eius applicatione trahuntur ad iustitiam, tanto magis accrescit ipsorum cumulus meritorum" [" Чем больше их чрез употребление его побуждается к праведности, тем более множится сумма оных заслуг" ]. [20] Bonaventura. In secundum librum sententiarum, dist. 41, art. l, qu. 2; 30, 2, l, 34; in quart, lib. sent. d. 34, a. 1 qu. 2, Breviloquii pars II // Opera / Ed. Paris. 1871, III. P. 577a, 335. 438; VI. P. 327b, VII. P. 271a, b. [21] Dion. Cart. De vitiis et virtutibus // Opera. XXXIX. P. 20. [22] MacKechnie. Magna Carta. P. 401. [23] Та же мысль высказывается в уже упоминавшейся булле Unigenitus. Ср. слова из Фауста Марло: " See, where Christ's blood streams in the firmament! One drop of blood will save me" [" Смотри, струится кровь Христа в небесной тверди! Меня спасет и капля этой крови" ]. [24] Dion. Cart. Dialogion de fide cath. // Opera. XVIII. P. 366. [25] Dion. Cart. Opera. XLI. P. 489. [26] Dion. Cart. De laudibus sanctae et individuae trinitatis // Opera. XXXV. P. 137; De laud. glor. Virg. Mariae et passim. Употребление превосходных степеней восходит еще к Дионисию Ареопагиту. [27] James. Op. cit. P. 419. [28] Joanis Scoti De divisione naturae. Lib. III. Cap. 19 // Patrologiae cursus completus. Series latina. CXXII. Col. 681. [29] Cherubinischer Wandersmann. I. 25. [30] В упомянутой выше (прим. 50 к гл. XIV) работе М. d'Asbeck, как об этом свидетельствует уже само название, неоплатонический элемент в немецкой мистике и у Рюйсбрука подчеркивается в гораздо большей степени, чем это обычно стали делать после того, как были обнаружены томистские основы этой мистики.
[31 ]Opera. I. P. XLIV. [32] Seuse. Leben. Kap. 3 / Ed. К. Bihlmeyer // Deutsche Schriften. Stuttgart, 1907. S. 14. Ср.: Кар. 5. S. 21, Zeile 3. [33] Meister Eckchart. Predigten. № 60, 76 / Ed. F. Pfeiffer // Deutsche Mystiker des XIV. Jahrhunderts. Leipzig, 1857. II. S. 193. Z. 34 ff.; S. 242, Z. 2 ff. [34] Tauler. Predigten. № 28 / Ed. F. Vetter (Deutsche Texte des Mittelalters. XI). B., 1910. S. 117, 30 ff. [35] Ruusbroec. Dat boec van seven sloten. Cap. 1 9 // Werken / Ed. David. IV. P. 106-108. [36] Ruusbroec. Dat boec van den rike der ghelieven. Cap. 43 / Ed. David. IV. P. 264. [37] Ibid. Cap. 35. P. 246. [38] Ruusbroec. Van seven trappen in den graet der gheesteliker minnen. Cap. 14 / Ed. David. IV. P. 53. Здесь " ontfonken" прочитано как " ontsonken" [" выпавших" ]. [39] Ruusbroec. Boec van der hoechster waerheit / Ed. David. P. 263; ср.: Spieghel der ewigher salicheit. Cap. 25. P. 231. [40] Spieghel der ewigher salicheit. Cap. 19. P. 144; Cap. 23. P. 227. [41] 2 Пар., 6, 1: " Dominis pollicitus est, ut habitaret in caligine" [" Господь вещал, что обитает во мгле" ]; Пс., 17 (18), 12: " Et posuit tenebras latibulum suum" [" И содеял мрак покровом Своим" ]. [42] Dion. Cart. De laudibus sanctae et individuae trinitatis per modum horarum // Opera. XXXV. P. 137 f.; XLI. P. 263 etc.; ср.: De passione dei salvatoris dialogus // Ibid. XXXV. P. 274: " ingrediendo caliginem, hoc est ad supersplendidissimae ac prorsus incomprehensibilis Deitatis praefatam notitiam pertingendo per omnem negationem ab ea" [" вступая во мрак, сиречь достигая вышепоименованного ведения преблистательной и всецело непостижимой Божественной природы чрез отвержение всякого об оной высказывания" ]. [43] Jostes F. Meister Eckhart und seine Junger. Freiburg (Schw. ), 1895. S. 95. [44] Dion. Cart. De contemplatione. Lib. III, art. 5 // Opera. XLI. P. 259. [45] Ibid. P. 269. -- Вслед за Дионисием Ареопагитом. [46] Seuse. Leben. Kap. 4; цит. по: Вihlтеуеr. Deutsche Schriften. 1907. S. 14. [47] Eckhart. Predigten. № 40. S. 136, 23. [48] Ibid. № 9. S. 47 ff. [49] Soliloquium animae // Thomas a Kempis. Opera omnia / Ed. М. J. Pohl. Freiburg, 1902-1910. 7 vol. I. P. 230. [50] Thomas a Kempis. Op. cit. I. P. 222.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|