Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Технология педагогического разрешения конфликта




Тема 13. Технология педагогического разрешения конфликта

 

Конфликт – особое состояние субъектов отношений в различных сферах жизни и деятельности, в основе которых лежат столкновения интересов, сопровождаемые напряженностью в отношениях между ними и необходимостью разрешить противоречия в целях их гармонизации (А. С. Белкин).

Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом: люди могут иметь различные взгляды, суждения о какой-либо проблеме, и это не мешает их слаженной работе. Но противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы, ведут к возникновению конфликта. Конфликты создают напряженные отношения, переключают внимание на «выяснение отношений», тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии.

Положительное влияние конфликта на его участников может выражаться в росте их самосознания, если конфликт преследует социально значимую цель; нередко конфликт способствует формированию и утверждению определенных ценностей, объединению единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций (Л. К. Аверченко и др. ).

Конфликт – это противоречие в межличностных отношениях между субъектами, носителями противоположных интересов, проявляющееся при определенном стечении обстоятельств в столкновении двух субъектов.

В конфликте всегда присутствует объект интереса двух субъектов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Формула конфликта: S1 → О ← S2 дает возможность проводить его анализ и давать характеристики противоречиям, рождающимся в межличностном взаимодействии (Н. Е. Щуркова).

В процессе социализации человек вступает в сложную систему отношений, развитие которых неминуемо сопровождается конфликтами. Они бывают разными по форме, содержанию, своим последствиям. Конфликты могут обладать как разрушительной, так и созидательной силой. Это зависит от того, насколько эффективно социальный педагог умеет управлять конфликтом «ребенок – родитель», «педагог – учащиеся», «педагог – подросток», «группа – ребенок», переводить его на уровень педагогической ситуации и разрешать таким образом, чтобы способствовать развитию личности, ее успешной социализации.

____________

Задачи: ♦ определить сущность понятия «конфликт», виды конфликтов, раскрыть их особенности; ♦ проанализировать стадии (этапы) развития конфликта; ♦ выработать умения управления конфликтной ситуацией, конфликтом.

План занятия

1. Сущность понятия «конфликт», виды конфликтов, их особенности.

2. Стадии развития конфликта.

3. Технология педагогического разрешения конфликтов.

4. Стратегии и тактики в управлении конфликтом.

Практические задания

Задание первое

Сравните определения сущности конфликта в психолого-педагогических, социологических, философских исследованиях, литературе по менеджменту.

Что такое конфликтология с точки зрения таких наук, как психология, философия, социология, психофизиология?

С опорой на антропологический подход к человеку определите, что значит конфликт с точки зрения социального педагога.

Задание второе

1. Проанализируйте возможные причины конфликтов по различным основаниям классификации: по источнику возникновения; объему; длительности; напряженности и др. (см. материалы к теме).

2. Раскройте причины конфликтов в соответствии с обусловливающими их факторами – информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением. Приведите примеры из собственной жизни, из наблюдений за деятельностью социального педагога. Работу организуйте в микрогруппах.

3. Постройте «гору конфликта», используя приведенную ниже схему:

 

Задание третье

По заданной ситуации проанализируйте стадии (динамику) развития конфликта. Каждая из микрогрупп анализирует одну из стадий. Экспертная группа делает выводы по результатам анализа, используя алгоритм управления конфликтом:

1-й шаг – анализ конфликтной ситуации:

обнаружение участников, объекта, предмета конфликта, источника;

анализ причин;

анализ мотивов участия в конфликте;

стадия развития конфликта;

фаза (деструктивная, конструктивная);

расстановка сил в конфликте;

осознание реальной проблемы;

определение собственной позиции;

характеристика участников конфликта, уровня развития коллектива, степени его сплоченности.

2-й шаг – постановка цели (что я хочу? – снять напряжение, отсрочить, снять противоречие и т. д. ). В зависимости от цели планируются дальнейшие действия.

3-й шаг – прогнозирование возможных действий участников конфликта, последствий его развития. В зависимости от этого определяем стратегию собственного поведения в конфликте.

4-й шаг – реализация выбранной стратегии и тактики, организация обратной связи.

5–6-й шаги – контроль, регулирование, рефлексия и коррекция тактических приемов (при необходимости смена стратегии).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...