Тема 13. Технология педагогического разрешения конфликта
Тема 13. Технология педагогического разрешения конфликта
Конфликт – особое состояние субъектов отношений в различных сферах жизни и деятельности, в основе которых лежат столкновения интересов, сопровождаемые напряженностью в отношениях между ними и необходимостью разрешить противоречия в целях их гармонизации (А. С. Белкин). Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувств партнера. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом: люди могут иметь различные взгляды, суждения о какой-либо проблеме, и это не мешает их слаженной работе. Но противоречия, затрагивающие интересы, статус, моральное достоинство личности или группы, ведут к возникновению конфликта. Конфликты создают напряженные отношения, переключают внимание на «выяснение отношений», тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии. Положительное влияние конфликта на его участников может выражаться в росте их самосознания, если конфликт преследует социально значимую цель; нередко конфликт способствует формированию и утверждению определенных ценностей, объединению единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций (Л. К. Аверченко и др. ). Конфликт – это противоречие в межличностных отношениях между субъектами, носителями противоположных интересов, проявляющееся при определенном стечении обстоятельств в столкновении двух субъектов. В конфликте всегда присутствует объект интереса двух субъектов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Формула конфликта: S1 → О ← S2 дает возможность проводить его анализ и давать характеристики противоречиям, рождающимся в межличностном взаимодействии (Н. Е. Щуркова).
В процессе социализации человек вступает в сложную систему отношений, развитие которых неминуемо сопровождается конфликтами. Они бывают разными по форме, содержанию, своим последствиям. Конфликты могут обладать как разрушительной, так и созидательной силой. Это зависит от того, насколько эффективно социальный педагог умеет управлять конфликтом «ребенок – родитель», «педагог – учащиеся», «педагог – подросток», «группа – ребенок», переводить его на уровень педагогической ситуации и разрешать таким образом, чтобы способствовать развитию личности, ее успешной социализации. ____________ Задачи: ♦ определить сущность понятия «конфликт», виды конфликтов, раскрыть их особенности; ♦ проанализировать стадии (этапы) развития конфликта; ♦ выработать умения управления конфликтной ситуацией, конфликтом. План занятия 1. Сущность понятия «конфликт», виды конфликтов, их особенности. 2. Стадии развития конфликта. 3. Технология педагогического разрешения конфликтов. 4. Стратегии и тактики в управлении конфликтом. Практические задания Задание первое Сравните определения сущности конфликта в психолого-педагогических, социологических, философских исследованиях, литературе по менеджменту. Что такое конфликтология с точки зрения таких наук, как психология, философия, социология, психофизиология? С опорой на антропологический подход к человеку определите, что значит конфликт с точки зрения социального педагога. Задание второе 1. Проанализируйте возможные причины конфликтов по различным основаниям классификации: по источнику возникновения; объему; длительности; напряженности и др. (см. материалы к теме).
2. Раскройте причины конфликтов в соответствии с обусловливающими их факторами – информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением. Приведите примеры из собственной жизни, из наблюдений за деятельностью социального педагога. Работу организуйте в микрогруппах. 3. Постройте «гору конфликта», используя приведенную ниже схему:
Задание третье По заданной ситуации проанализируйте стадии (динамику) развития конфликта. Каждая из микрогрупп анализирует одну из стадий. Экспертная группа делает выводы по результатам анализа, используя алгоритм управления конфликтом: 1-й шаг – анализ конфликтной ситуации: обнаружение участников, объекта, предмета конфликта, источника; анализ причин; анализ мотивов участия в конфликте; стадия развития конфликта; фаза (деструктивная, конструктивная); расстановка сил в конфликте; осознание реальной проблемы; определение собственной позиции; характеристика участников конфликта, уровня развития коллектива, степени его сплоченности. 2-й шаг – постановка цели (что я хочу? – снять напряжение, отсрочить, снять противоречие и т. д. ). В зависимости от цели планируются дальнейшие действия. 3-й шаг – прогнозирование возможных действий участников конфликта, последствий его развития. В зависимости от этого определяем стратегию собственного поведения в конфликте. 4-й шаг – реализация выбранной стратегии и тактики, организация обратной связи. 5–6-й шаги – контроль, регулирование, рефлексия и коррекция тактических приемов (при необходимости смена стратегии).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|