Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Технология реализации социальным педагогом психотерапевтической функции




Задание четвертое

1. Проведите в микрогруппах деловую игру:

1-я микрогруппа: предложите конфликтную ситуацию, которая может возникнуть в практической деятельности социального педагога;

2-я микрогруппа: проанализируйте предложенную ситуацию, выявите позитивные функции конфликта (чему может научить конфликт, какие последствия могут быть полезными? );

3-я микрогруппа: проанализируйте эту же ситуацию, но с точки зрения выявления негативных функций конфликта;

4-я микрогруппа: предложите возможные пути разрешения конфликта;

5-я микрогруппа (группа экспертов): проанализируйте, насколько верно были определены позитивные и негативные функции конфликта, предложенные стратегии и тактики в управлении конфликтной ситуацией.

2. По результатам выступлений групп сделайте выводы, пользуясь предложенной таблицей (О. Н. Громова).

Позитивные функции Негативные функции
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
Диагностика возможностей оппонентов Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, разрыв связей
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями Представление о побежденных группах как о противоборствующей стороне
Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
Нормотворчество, появление новых правил, форм поведения После завершения конфликта уменьшение степени сотрудничества
Выявление управленческих проблем в организации (подразделении) Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

Задание пятое

1. Познакомьтесь с предложенными ниже ситуациями.

2. Проанализируйте вид конфликта по объему, источнику возникновения, длительности, напряженности и др.

3. Проанализируйте ситуации по стадиям развития конфликта.

4. По возможности выявите позитивные и негативные функции конфликта.

5. Пользуясь алгоритмом управления конфликтом, предложите возможные стратегии и тактики.

Ситуация 1

Мать с отцом в разводе уже семь лет, живут в разных городах. Общение дочери с отцом проходило в период летних каникул, отпуска, по телефону. После окончания школы дочь переехала жить к отцу, так как поступила учиться в институт. Через некоторое время между дочерью и отцом начались конфликты. Дочь считает, что отец излишне ее контролирует, не доверяет (тогда как мать, доверяя ей, поощряла ее самостоятельность).

Девочке 18 лет. По ее мнению она сама отвечает за свою жизнь, поступки и не обязана отчитываться «за каждый свой шаг». Причем к ее учебе претензий у отца нет, она учится только на 4 и 5. Отец считает, что дочь должна согласовывать с ним свои поступки, что она слишком много времени уделяет друзьям, и мало помогает в семейно-бытовых делах.

Однажды после дискотеки девочка ушла ночевать к своей подруге, не предупредив отца. Разразился скандал: отец запретил дочери ходить на дискотеки, в знак протеста девочка ушла жить к подруге. И тот, и другой считает себя правым и не хочет делать первый шаг к примирению, хотя оба переживают.

Ситуация 2

Мальчик учится в третьем классе. Его родители недавно разошлись. Мама вышла второй раз замуж. Ребенок по решению суда живет с матерью. Бабушка (мать отца ребенка) очень любит внука, приходит за ним в школу и уводит в свою семью. Мать препятствует встречам внука с бабушкой, считая, что бывшая свекровь настраивает ребенка против нее, ибо не может простить ей второго замужества. Отец ребенка не проявляет твердую позицию, надеется, что конфликт разрешится сам по себе, с течением времени. Отец любит сына, и ребенок любит и мать, и отца, и бабушку. Бывшие супруги и бабушка не могут найти общий язык, «делят» ребенка между собой.

Наконец, отец ребенка обращается к социальному педагогу за помощью.

Ситуация 3

Ребенок из семьи беженцев выделяется в классе. Семья не устроена, дети не имеют приличной одежды, школа помогает им материально. Педагог постоянно подчеркивает, что дети должны уделять ему особое внимание, быть терпимыми. Но дети не принимают его в свою среду, считают его странным (мальчик замкнутый, робкий), «чужим».

 

Материалы к теме

Виды и причины конфликтов

 

В зависимости от причин противоречий конфликты можно подразделить на следующие виды.

Экономические конфликты, в основе которых столкновения экономических противоречий, когда удовлетворение потребностей одной стороны удовлетворяется (или может удовлетворяться) за счет другой. Чем глубже эти противоречия, тем сильнее их столкновения, чем они устойчивее, тем труднее (а иногда и невозможно) их разрешать. Именно экономические конфликты вызывают глобальные противоречия между государствами, группами людей, между отдельными людьми.

Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, в установках людей по самым разным вопросам жизни общества, коллектива, различия в жизненных позициях. Они могут возникать как на уровне макросреды, так и в самых малых объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты не менее распространены, чем экономические, могут быть столь же глубокими, острыми, трудноразрешимыми. Они рождаются в силу различий во взглядах на политику государства, а также на межнациональные отношения как в быту, так и в официальной обстановке.

Социально-бытовые конфликты связаны с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами, распределения обязанностей, установкой очередности предоставления социально-бытовых услуг и т. п.

Социально-психологические конфликты проявляются в отношениях между отдельными людьми, группами. Причина нарушений в отношениях – психологическая несовместимость, т. е. неосознанное, ничем внешне немотивированное неприятие человека человеком, вызывающее у одной стороны или одновременно у каждой из них негативные эмоциональные состояния.

Эмоционально-неврогенные конфликты, в основе которых не столкновение каких-либо интересов, а эмоциональные состояния, вызывающие напряженную обстановку и в конечном счете перерастающие в действительные конфликты самого разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья и особенно нервной системы людей. Это могут быть неврозы, навязчивые состояния, отклонения в сфере интимных отношений, патологические влечения (алкоголь, наркотики).

Педагогические конфликты. В их основе – противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований интересов педагогов и учащихся. Для разрешения этих конфликтов важно добиваться гармонизации отношений между субъектами взаимодействия.

Причины возникающих конфликтов классифицируются по различным основаниям. По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективным считается конфликт, возникающий в сложной, противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемные ситуации относятся к числу потенциально конфликтных, т. е. объективно становятся той почвой, на которой неизбежно создается напряженная обстановка. Если люди поставлены в неприемлемые для них условия, то независимо от их настроения, характеров, отношений, сложившихся в коллективе, призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно, только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективные конфликты связаны с личностными особенностями людей, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения тех или иных стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда – неправильной, поведение коллег – неприемлемым.

В зависимости от того, входят ли в противоречия положительные или отрицательные, с нашей точки зрения, ценности или интересы, конфликты можно подразделить на три вида: конфликт «плюс–плюс» (выбор из двух благоприятных альтернатив); конфликт «минус–минус» (оба варианта нежелательны); конфликт «плюс–минус» (сталкиваются хороший и плохой варианты).

По объему конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудников, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.

Межличностные конфликты в сфере производства связаны с притязаниями на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, а также обусловлены несходством характеров.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Подобные конфликты возникает в связи с неадекватностью стиля руководства уровню зрелости коллектива, несоответствием компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, в силу неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты – это конфликты внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Кратковременные конфликты чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются.

Затяжные конфликты связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, так как в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

Критерием группирования конфликтов можно считать и степень их влияния на жизнь коллектива. В этом случае говорят о конфликтах, лихорадящих организацию, и противоречиях, разрушительных для коллектива. Если лихорадящие конфликты характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным образом с психологической несовместимостью лиц, то разрушительные вызваны глубокими расхождениями во мнениях членов коллектива.

Если учитывать влияние конфликта на последующую жизнь и развитие коллектива, то различают конфликты, дающие осложнения – так называемый послеконфликт – и конфликты, не имеющие каких-либо отрицательных последствий.

Послеконфликт проявляется в негативном поведении или чувстве неудовлетворенности после того, как конфликт считается разрешенным. Это значит, что конфликт не был разрешен или был разрешен несправедливо, либо применялись методы, задевающие личное достоинство партнера.

Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или неполное урегулирование конфликта, неудовлетворенность интересов, несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без взятия на себя обязательств и др. Очень существенны также психологические и поведенческие факторы: стремление найти виновного, а с себя снять вину, расчет на одностороннюю выгоду, недостаточные возможности «сохранить лицо», ощущение давления и принуждения, изменение баланса сил между участниками конфликта.

Структурные факторы возникновения конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы. К этой сфере могут быть отнесены вопросы, связанные с собственностью, социальным статусом, властными полномочиями и отчетностью, различными социальными нормами и стандартами, традициями, системой безопасности, поощрениями и наказаниями, географическим положением (добровольная или вынужденная изоляция либо открытость, интенсивность контактов), распределением ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы – принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. Важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в понимании ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, вклад сторон в отношения (надежды, деньги, время, эмоции, энергия, репутация), различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляются эгоизм, безответственность, несправедливость.

Понимание причин конфликтов облегчает проведение необходимого анализа создавшегося положения. Но следует помнить, что реальная жизнь, будучи богаче любой схемы, рождает множество иных причин возникновения противоречий, и создает ситуации, когда в том или ином конфликте можно выявить тесные переплетения различных факторов.

 

По кн.: Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко и др.; Отв. ред. М. В. Удальцова. – Новосибирск, 1999. – С. 82-84.

Стадии развития конфликта

 

Конфликт, в какой бы форме он ни выступал, всегда проходит определенные стадии развития, отличающиеся между собой качественными характеристиками и возможностями для локализации, разрешения.

Первая стадия – предрасполагающая. Она связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов.

Вторая стадия – зарождение конфликта. Для этой стадии характерно такое развитие предрасполагающих условий, при котором намечается столкновение различных групп или отдельных людей.

Третья стадия – созревание конфликта. Если на предшествующей стадии столкновение еще только намечается, то на данной стадии оно делается неизбежным. У конфликтующих сторон начинает формироваться конфликтогенная установка на действия в том или ином направлении или отказ от них.

Четвертая стадия – осознание конфликта. Если на предшествующей стадии субъекты конфликтных отношений находились на уровне интуитивного ожидания, предчувствия конфликтной ситуации, то на стадии осознания они начинают осмысливать, анализировать причины конфликта, вырабатывать возможную линию поведения.

Пятая стадия – «сшибка» или «взрыв». Налицо сам факт столкновения интересов в той или иной форме: вербальной, деятельностной, открытой, скрытой и т. п. Но чаще всего конфликт проявляется в разных формах одновременно.

Шестая стадия – угасание конфликта. Для нее характерны спад эмоционально-психологического и психофизиологического напряжения, оценка последствий конфликта и выбор дальнейшей линии поведения.

Седьмая стадия – разрешение конфликта. На этой стадии происходит практическая ликвидация противоречий. Однако далеко не всякий конфликт может найти свое разрешение. Все зависит от степени снятия противоречий и создания условий, исключающих их новое зарождение.

 

Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Отв. ред. А. С. Белкин. – Екатеринбург, 1995. – С. 12-14.

Тема 14. Технология реализации социальным педагогом психотерапевтической функции

 

Термин «психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой», т. е. заботу о душевном равновесии человека, его настроении, чувствах, переживаниях. Это смежная область психологии и медицины, когда помощь человеку осуществляется посредством воздействия на его психику.

Д. А. Белухин, раскрывая суть психотерапевтической направленности деятельности, отмечает: «Суть психотерапевтической деятельности заключается в оказании вербального (словесного) и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека».

Выделяются клиническая психотерапия (методы этого вида психотерапии: гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, рациональная терапия), оказывающая лечебное воздействие на болезненные отклонения психики человека, и личностно ориентированная, задачей которой считается оказание содействия человеку в изменении его отношения к социальному окружению и явлениям, факторам, к людям, к самому себе. В этом случае психотерапевт вместе с подопечным конструирует такую систему, которая позволяет человеку там, где невозможно изменить какой-то уже свершившийся факт, событие, не только изменить отношение к происшедшему, но и начать вырабатывать конструктивное восприятие жизненных обстоятельств с точки зрения комфортности его дальнейшего поведения. Происходит не только своеобразная переоценка ценностей, но и начинает формироваться частица нового эмоционального уравновешенного отношения к окружающей действительности, к самому себе в этой действительности.

Психотерапевтическое воздействие социального педагога – это содействие благоприятному состоянию ребенка, которое может быть непосредственным (в беседе с ребенком); личностно-опосредованным (через подругу); предметно-опосредованным (через книгу).

Исходя из состояния меняется отношение и поведение (состояние → отношение → поведение). В индивидуальной психотерапии решающая роль отводится основанному на доверии и уважении личному контакту с клиентом, умению психотерапевта вести себя тактично и сочувственно с человеком. В результате психотерапевтического воздействия ребенок учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения на основе свободного выбора.

Групповая психотерапия основана на знании законов межличностного влияния в малой группе, которая создается путем специального отбора. Психотерапевт объясняет членам группы сущность их отклоняющегося поведения, обоснованно прогнозирует возможность и сроки коррекции, обучает релаксации, аутогенной тренировке, организует тренинг общения.

Групповая психотерапия делится на семейную, совместной деятельности и игровую психотерапии. Семейная психотерапия предполагает воздействие одновременно на детей, родителей и живущих с ними родственников. Она широко применяется и постепенно становится ведущим видом психотерапевтической коррекции поведения трудных детей. Психотерапия совместной деятельности проводится обычно в психогигиенических клубах, в нашей стране почти не встречающихся. Игровая психотерапия эффективна в преодолении эмоциональных расстройств и отклонении в поведении детей и подростков.

В настоящее время существует множество направлений и методических приемов (техник и технологий) психотерапии. Социальные педагоги в своей практической деятельности используют различные формы внушения, арттерапию (лечение творчеством), библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, куклотерапию, игровую терапию, психодраму и др. Различают также суггестивную (основанную на внушении), рациональную и аналитическую психотерапию. С помощью суггестивной психотерапии люди в гипнотическом и бодрствующем состояниях подвергаются повелительному воздействию. Рациональная психотерапия предполагает беседы врача с клиентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах фрейдизма и «глубинной психологии».

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит как от особенностей личности и характера нарушений клиента, так и от мастерства социального педагога.

_____________

 

Задачи: ♦ раскрыть сущность психотерапевтической функции; ♦ определить методы (приемы, способы) реализации психотерапевтической функции; ♦ закрепить профессиональные умения по реализации психотерапевтической функции во взаимодействии с воспитанниками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...