Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции




Тема 12. Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции

 

Общение выступает в качестве неизбежного условия активности человека, его социализации в обществе. С его помощью осуществляется социальная детерминация многих сторон психического развития личности. Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Посредством общения человек строит отношения с окружающими его людьми; через познание другого человека познает себя, формирует собственное «Я».

Педагогическое общение – это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия (см. схему).

 

 

В ходе взаимодействия обнаруживаются: содействие (или противодействие, которое разрушает общение), согласие (или противоречие, что также затрудняет общение), сопереживание (или равнодушие), тактичность (или бестактность) одного субъекта по отношению к другому. Педагогическое общение, организованное социальным педагогом, предполагает включение интересов, переживаний клиента в сферу своих интересов.

Социальный педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает своему клиенту (ребенку, подростку, взрослому) не только организовать общение как простой обмен информацией, но и прилагает усилия к тому, чтобы привести его к духовному эмоциональному взаимодействию, способствующему формированию самосознания, гармонии отношений с самим собой, с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми), с социумом, что благоприятствует успешной социализации личности.

___________

 

Задачи: ♦ актуализировать знания по проблеме организации общения; ♦ сформировать умения и навыки реализации коммуникативной функции.

План занятия

1. Сущность и назначение коммуникативной функции социального педагога.

2. Функции, уровни общения.

3. Технология педагогического общения.

Практические задания

Задание первое

1. Разъясните сущность понятий «общение» и «педагогическое общение». Выпишите из изученных вами источников несколько определений, отражающих вашу точку зрения. Дайте обоснование своего выбора.

2. Выполните творческую работу (сочинение-размышление) по одной из предложенных тем: «Общение в деятельности социального педагога», «Общение в жизни человека», «Общение в моей жизни».

3. Выпишите понравившиеся вам афоризмы, высказывания, «крылатые» фразы по теме.

4. Составьте словарь педагогических понятий, связанных с общением.

5. По микрогруппам подготовьте аннотацию заинтересовавших вас публикаций по общению (не менее 10 источников). Организуйте обсуждение.

Задание второе

Определите и проанализируйте функции общения (см. материалы к теме).

Задание третье

Определите, какие уровни общения наиболее приемлемы для социального педагога в процессе взаимодействия с клиентом: детьми, родителями, коллегами и т. д.

Каких уровней общения вам, как социальным педагогам, нужно избегать на работе, в личной жизни? Сделайте выводы.

Задание четвертое

1. Организуйте (по парам) индивидуальное общение с предполагаемым клиентом – воспитанником, его родителями (см. материалы к теме).

2. Проанализируйте результативность общения.

1) Удалось ли реализовать функции: а) «открытие» ребенка на общение; б) «соучастие» ребенку в процессе общения; в) «возвышение» ребенка в процессе общения?

2) Каков был уровень общения?

3) Какие свойства и средства вербального и невербального общения вы использовали?

4) Насколько быстро и эффективно был установлен контакт с ребенком?

Задание пятое

1. Рассмотрите схему 9 и проанализируйте позиции в общении с точки зрения состояния «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – дитя» (Э. Берн).

 

Схема 9

Позиции в общении

 

Р - РОДИТЕЛЬ; В - ВЗРОСЛЫЙ; Д – ДИТЯ

 

 

2. Предложите и разыграйте ситуации в микрогруппах (например, «Дочь поздно пришла домой», «Подросток, не предупредив родителей, не ночевал дома»... ). Проанализируйте поведение каждого участника с точки зрения состояния «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – дитя» (Э. Берн).

3. Выполните тренинговые упражнения, руководствуясь следующими правилами общения:

определите состояние, в котором вы находитесь;

определите состояние человека, к которому вы обращаетесь;

почувствовав в другом состояние «Дитя», используйте приемы психологической пристройки к состоянию партнера;

используя приемы «Я – сообщение», «Ты – сообщение» и др., постарайтесь привести партнера в состояние «Я – взрослый», так как важные решения принимаются на уровне «Взрослый – взрослый»;

старайтесь заменить состояние «Я – родитель» на состояние «Я -взрослый».

Отметьте, какие из утверждений принадлежат «родителю», «дитя» или «взрослому»:

«Ты просто дитя, у меня для тебя нет слов»;

«Забудь меня, все кончено безвозвратно»;

«Когда мы закончим, помоги мне, пожалуйста»;

«Почему всегда я должен делать»;

«Пожалуйста, давай сходим в парк»;

«Эта кофточка тебе совсем не идет»;

«Мы здесь уже три часа, однако не завершили и треть работы»;

«Не хандри, жизнь продолжается».

Попытайтесь изменить утверждение «Я – дитя» на «Я – взрослый»:

«Оставь меня одного»;

«Почему все должен делать я»;

«Мне надоело выгуливать собаку».

Попытайтесь изменить утверждение «Я - родитель» на «Я -взрослый»:

«Я запрещаю тебе идти на дискотеку»;

«Не дружи с этой девочкой»;

«Будь аккуратнее с деньгами».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...