Тема 12. Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции
Тема 12. Технология реализации социальным педагогом коммуникативной функции
Общение выступает в качестве неизбежного условия активности человека, его социализации в обществе. С его помощью осуществляется социальная детерминация многих сторон психического развития личности. Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Посредством общения человек строит отношения с окружающими его людьми; через познание другого человека познает себя, формирует собственное «Я». Педагогическое общение – это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия (см. схему).
В ходе взаимодействия обнаруживаются: содействие (или противодействие, которое разрушает общение), согласие (или противоречие, что также затрудняет общение), сопереживание (или равнодушие), тактичность (или бестактность) одного субъекта по отношению к другому. Педагогическое общение, организованное социальным педагогом, предполагает включение интересов, переживаний клиента в сферу своих интересов. Социальный педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает своему клиенту (ребенку, подростку, взрослому) не только организовать общение как простой обмен информацией, но и прилагает усилия к тому, чтобы привести его к духовному эмоциональному взаимодействию, способствующему формированию самосознания, гармонии отношений с самим собой, с окружающими людьми (сверстниками, взрослыми), с социумом, что благоприятствует успешной социализации личности. ___________
Задачи: ♦ актуализировать знания по проблеме организации общения; ♦ сформировать умения и навыки реализации коммуникативной функции.
План занятия 1. Сущность и назначение коммуникативной функции социального педагога. 2. Функции, уровни общения. 3. Технология педагогического общения. Практические задания Задание первое 1. Разъясните сущность понятий «общение» и «педагогическое общение». Выпишите из изученных вами источников несколько определений, отражающих вашу точку зрения. Дайте обоснование своего выбора. 2. Выполните творческую работу (сочинение-размышление) по одной из предложенных тем: «Общение в деятельности социального педагога», «Общение в жизни человека», «Общение в моей жизни». 3. Выпишите понравившиеся вам афоризмы, высказывания, «крылатые» фразы по теме. 4. Составьте словарь педагогических понятий, связанных с общением. 5. По микрогруппам подготовьте аннотацию заинтересовавших вас публикаций по общению (не менее 10 источников). Организуйте обсуждение. Задание второе Определите и проанализируйте функции общения (см. материалы к теме). Задание третье Определите, какие уровни общения наиболее приемлемы для социального педагога в процессе взаимодействия с клиентом: детьми, родителями, коллегами и т. д. Каких уровней общения вам, как социальным педагогам, нужно избегать на работе, в личной жизни? Сделайте выводы. Задание четвертое 1. Организуйте (по парам) индивидуальное общение с предполагаемым клиентом – воспитанником, его родителями (см. материалы к теме). 2. Проанализируйте результативность общения. 1) Удалось ли реализовать функции: а) «открытие» ребенка на общение; б) «соучастие» ребенку в процессе общения; в) «возвышение» ребенка в процессе общения? 2) Каков был уровень общения? 3) Какие свойства и средства вербального и невербального общения вы использовали?
4) Насколько быстро и эффективно был установлен контакт с ребенком? Задание пятое 1. Рассмотрите схему 9 и проанализируйте позиции в общении с точки зрения состояния «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – дитя» (Э. Берн).
Схема 9 Позиции в общении
Р - РОДИТЕЛЬ; В - ВЗРОСЛЫЙ; Д – ДИТЯ
2. Предложите и разыграйте ситуации в микрогруппах (например, «Дочь поздно пришла домой», «Подросток, не предупредив родителей, не ночевал дома»... ). Проанализируйте поведение каждого участника с точки зрения состояния «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – дитя» (Э. Берн). 3. Выполните тренинговые упражнения, руководствуясь следующими правилами общения: определите состояние, в котором вы находитесь; определите состояние человека, к которому вы обращаетесь; почувствовав в другом состояние «Дитя», используйте приемы психологической пристройки к состоянию партнера; используя приемы «Я – сообщение», «Ты – сообщение» и др., постарайтесь привести партнера в состояние «Я – взрослый», так как важные решения принимаются на уровне «Взрослый – взрослый»; старайтесь заменить состояние «Я – родитель» на состояние «Я -взрослый». Отметьте, какие из утверждений принадлежат «родителю», «дитя» или «взрослому»: «Ты просто дитя, у меня для тебя нет слов»; «Забудь меня, все кончено безвозвратно»; «Когда мы закончим, помоги мне, пожалуйста»; «Почему всегда я должен делать»; «Пожалуйста, давай сходим в парк»; «Эта кофточка тебе совсем не идет»; «Мы здесь уже три часа, однако не завершили и треть работы»; «Не хандри, жизнь продолжается». Попытайтесь изменить утверждение «Я – дитя» на «Я – взрослый»: «Оставь меня одного»; «Почему все должен делать я»; «Мне надоело выгуливать собаку». Попытайтесь изменить утверждение «Я - родитель» на «Я -взрослый»: «Я запрещаю тебе идти на дискотеку»; «Не дружи с этой девочкой»; «Будь аккуратнее с деньгами».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|