Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Я и мой класс (моя группа)




 

Успех воспитания зависит от установившихся межличностных отношений в группе, от владения каждым учащимся культурой отношений, построенных не на авторитете силы, принуждения, а на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничестве и заботе друг о друге.

Социальному педагогу очень важно выявить взаимоотношения в классе, группе. Одной из самых известных и результативных методик, применяемых в социально-психологической исследовательской практике, является социометрическая методика. Она не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в группе, но и дает возможность работать с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности.

Нужно отметить и простоту применения социометрической методики, что иногда порождает иллюзорное представление о ней как об основном и чуть ли не единственно доступном пути анализа характера межличностных отношений в группах. На самом же деле по своим содержательным возможностям она рассчитана на выявление характера непосредственных отношений типа «симпатии–антипатии» между членами контактной группы. Поэтому наряду с социометрической методикой мы предлагаем использовать и другие.

Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона (примерный вариант)

 

Базовый документ, дающий общее представление о социальных особенностях территории, на которой действует данный социальный педагог. Заполняется один раз в начале работы. Впоследствии при изменении каких-либо характеристик, включенных в паспорт, в него вносятся соответствующие коррективы и исправления.

Паспорт содержит информацию, позволяющую социальному работнику (педагогу) делать обоснованные оценки и принимать решения, всесторонне учитывающие ситуацию в микрорайоне.

Паспорт дает возможность социальному работнику (педагогу) выстроить систему своей деятельности, ибо она будет базироваться на комплексе факторов, в равной мере учитывающих характеристики природной и материальной среды микрорайона, а также социальные особенности населения, в нем проживающего.

1. Карта-схема микрорайона (жилые дома, торговые точки, другие объекты). Данная карта имеется в администрации района. В случае ее отсутствия составляется социальным работником (педагогом).

2. Описание природной среды. Данные имеются в соответствующих отделах администрации района.

Уровень экологического загрязнения (высокий, средний, низкий) определяется исходя из существующих нормативов, где средний уровень отождествляется с нормой. По утвержденным нормативам определяются показатели по другим характеристикам паспорта.

Характеристика зеленых насаждений, кв. м.

Характеристика водной площади, кв. м.

Уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли химическими элементами (высокое, среднее, низкое).

Радиологическая обстановка (благополучная, неустойчивая, неблагополучная).

Наличие предприятий с вредными производственными технологиями, их число.

Уровень очистных сооружений жилого и производственного фонда: жилого (высокий, средний, низкий), производственного (высокий, средний, низкий).

3. Описание материальной среды. Часть данных может быть получена в администрации района. Более конкретные показатели, например число детских спортивных площадок во дворах, уточняются через ЖЭКи, ДЭЗы.

Наличие и характер предприятий в районе (с производственным циклом химического, топливно-энергетического, машиностроительного и т. п. характера).

Научные учреждения, другие организации, их число.

Детские учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школы, профессиональные училища, техникумы, внешкольные и др. ), их число.

Учреждения культуры, число мест.

Спортивные учреждения, число мест.

Детские спортивные площадки во дворах, их число.

Помещения в жилых домах с населением, их число.

Учреждения службы быта, торгового, медицинского и жилищного обслуживания, обеспеченность в сравнении с нормативами.

Наличие учреждений общественного питания: ресторан, столовая, другие учреждения.

Характеристика жилого фонда: проживающие (%) на государственной площади, ведомственной, кооперативной, индивидуальной, коммунальной, в общежитиях; число стоящих на учете для улучшения жилой площади.

Насыщенность маршрутами общественного транспорта: достаточная, удовлетворительная, низкая.

Степень удаленности от центра города: до 20 мин езды; 25– 40 мин езды; свыше 40 мин.

Обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях, число стоящих на очереди.

Наличие мест покупки и распития спиртных напитков.

Бюджетные возможности района на социальные нужды и развитие инфраструктуры, их соотношение с реальными потребностями.

4. Характеристика населения. Информация общего плана содержится в отчетных документах администрации района, например нетрадиционные формы занятости населения, число несовершеннолетних на учете в милиции и т. п. Некоторые более конкретные данные следует выявлять в ЖЭКах, домоуправлениях и вносить в паспорт после суммирования (например, число одиноких, число семей с судимыми членами). При отсутствии информации по отдельным позициям соответствующие графы заполняются после уточнения статистических показателей непосредственно социальным работником.

Число жителей микрорайона. В том числе детей: до 6 лет; от 6 до 11 лет; от 11 до 15 лет; от 15 до 18 лет; в том числе людей пенсионного возраста.

Средний возраст взрослого населения.

Соотношение взрослого населения по полу, %: женщин; мужчин.

Социальный состав взрослого населения, %: рабочие; служащие; интеллигенция (врачи, педагоги, представители творческого труда, науки); пенсионеры; домохозяйки; учащиеся профессиональных училищ, техникумов, вузов.

Негосударственные формы занятости, %: акционерные общества и предприятия; кооперативные; малые предприятия; коммерческие структуры.

Уровень образования населения, %: неполное среднее; среднее специальное; специальное; высшее, неоконченное высшее.

Специфика профессионального состава.

Доля лиц трудоспособного возраста, %.

Доля взрослого населения, работающего в районе проживания, %: мужчин, женщин.

Национальный состав (если есть специфика).

Миграционные движения, соотношение постоянного населения и приезжих.

Жители, проживающие в коммунальных квартирах, общежитиях, аварийном жилье, %.

Наличие и характер региональных ценностей (нормативы поведения, социокультурные традиции, религиозность).

Доля взрослого населения, проживающего одиноко, %, из них: престарелые; инвалиды.

5. Характеристика семей. Характеристики семей, молодых семей, молодежи, несовершеннолетних составляются на основе обследования населения, документов ЖЭКов, учебных и трудовых коллективов.

Количество семей. Из них: многодетные семьи (4 и более детей); неполные семьи (одна мать, один отец); опекунские семьи; семьи с разведенными родителями, проживающими в одной квартире; семьи с родителями-инвалидами; семьи, ведущие аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, паразитический образ жизни); семьи, состоящие на учете в правоохранительных органах; семьи, лишенные родительских прав; семьи с престарелыми родителями; семьи с несовершеннолетними родителями.

6. Характеристика молодых семей (супружеский стаж до 3 лет). Количество молодых семей, %. Из них: проживающие самостоятельно в своих квартирах и частных домах; с родителями; в студенческих общежитиях; в рабочих общежитиях; на частных квартирах.

Количество молодых семей, имеющих детей. Из них: нуждаются в детском дошкольном учреждении.

Количество молодых семей, имеющих доход на уровне и ниже прожиточного минимума.

Количество молодых семей со смешанными национальными браками.

Количество молодых семей с несовершеннолетними родителями.

Количество несовершеннолетних одиноких матерей. Из них, %: оставившие детей; проживающие в родительских семьях; проживающие отдельно.

Количество молодых одиноких матерей (до 25 лет). Из них, %: оставившие детей; проживающие с детьми в родительской семье; проживающие с детьми самостоятельно.

7. Характеристика несовершеннолетних и молодежи (до 25 лет).

Количество несовершеннолетних (14–17 лет). Из них учатся: в школе; в профессиональном училище; в сфере социальных учреждений; работают; без определенных занятий.

Количество молодежи до 25 лет, %. Из них: учащейся молодежи; работающей молодежи.

8. Характеристика несовершеннолетних и молодежи с асоциальным поведением.

Количество несовершеннолетних: состоящих на учете в ИДН; вернувшихся из спецшкол; осужденных с отсрочкой исполнения приговора и условно осужденных.

Количество молодежи: вернувшихся из мест лишения свободы; условно осужденных.

9. Характеристика жилищных условий и семейного положения молодежи и несовершеннолетних.

Количество проживающих в семьях: молодежи; несовершеннолетних.

Количество проживающих в студенческих общежитиях: молодежи; несовершеннолетних.

Количество проживающих в рабочих общежитиях: молодежи; несовершеннолетних.

Количество проживающих на частных квартирах: молодежи; несовершеннолетних.

Количество проживающих самостоятельно в своих домах и квартирах: молодежи; несовершеннолетних.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...