Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты и субъекты реабилитации




Объекты и субъекты реабилитации

1. Социокультурно и педагогически запущенные дети и подростки.

Самая распространенная категория детей группы риска, трудновоспитуемость и труднообучаемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалии наблюдается дисгармония развития. Как правило, нарушена Я-концепция, система самосознания личности ребенка.

Поскольку эти дети и подростки не являются полноценными субъектами деятельности и отвержены в школьной и семейной среде, основную помощь им могут оказать педагоги, психологи и родители. В данном случае они выступают субъектами реабилитации.

2. Несовершеннолетние правонарушители, дезадаптированные подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети-сироты.

Этой группе риска, прежде всего, нужна помощь в социальной адаптации, овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями, социальная поддержка.

Основной субъект реабилитации – социальный педагог, способный осуществлять перечисленные функции и оказывать психологическую помощь отвергаемым в формальных коллективах детям и подросткам.

3. Дети с нарушениями психосоматического и нервно-психического здоровья и функциональными отклонениями:

а) хронические соматические заболевания;

б) функциональные нарушения;

в) нервно-психические заболевания;

г) умственная отсталость;

д) инвалидность.

Дети данной группы нуждаются прежде всего в медицинской и психологической реабилитации, субъектами которой выступают врачи и психологи, либо в комплексной реабилитации в условиях взаимодействия врачей, педагогов, психологов и социальных работников.

Под реабилитационной службой школы следует понимать весь педагогический коллектив и команду специалистов, взаимодействующих в рамках функциональных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику школы, и осуществляющих систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на гармонизацию развития личности учащихся.

Модель реабилитационной службы должна опираться на анализ социокультурной и образовательной ситуации в регионе, включающий, во-первых, знание инфраструктуры существующих учреждений общего и реабилитационного типа, решающих коррекционно-развивающие и профилактические задачи, а также перспективы ее развития в регионе; во-вторых, точные сведения о контингенте детей и подростков, состоянии их психосоматического здоровья, социальной адаптации, характере социального поведения, распределения по учреждениям и потребностям в реабилитации; в-третьих, основательное представление о реабилитационных возможностях учреждений системы образования, здравоохранения и социальной помощи с точки зрения анализа кадровой ситуации.

Модель сотрудника реабилитационной службы включает знания, умения, навыки, профессионально важные качества, необходимые для успешной работы. Особое значение имеют имидж сотрудника, характер направленности его деятельности по отношению к детям, их родителям и педагогам.

Механизм функционирования службы

Реабилитационная служба региона может эффективно функционировать при наличии четкого понимания и реализации ее руководителями и участниками следующих узловых моментов:

ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства;

научно-методическое обеспечение реабилитационной деятельности;

кадровое обеспечение реабилитационной службы;

диагностика и отбор объектов реабилитации;

согласованные действия субъектов реабилитационного процесса на уровне учреждения.

Перечисленные выше механизмы должны быть проработаны детально как на уровне региона, так и на уровне города (района) и всех учреждений общеобразовательного, специализированного и профильного типа.

 

По кн.: Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – С. 169-173.

Родителям о наркомании и токсикомании

Как заметить, что подросток начал употреблять наркотики

 

Наркомании и токсикомании – это тяжелые хронические заболевания, причиной которых является употребление различных веществ, вызывающих у человека особое измененное состояние – состояние наркотического опьянения. Очень быстро возникает зависимость психического и физического самочувствия человека от присутствия в организме опьяняющего вещества.

Уже после первых приемов наркотических и токсических веществ возникает психическая зависимость, т. е. болезненное стремление вновь и вновь испытать это измененное состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приеме наркотиков, об испытанных ощущениях.

Если употребление наркотика, токсического вещества продолжается, очень быстро возникает физическая зависимость. Это происходит вследствие перестройки всего организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломкой», медики – абстиненцией, или синдромом отмены. В этот период человек испытывает тяжелейшее физическое и психическое страдание.

Наркоман становится рабом того вещества, которое он употреблял, не случайно в медицине используется термин «зависимость».

Как подросток становится наркоманом, токсикоманом? Почему он решает попробовать то или иное вещество? Одна из причин – интерес, желание испытать неизвестные ощущения, другая – желание быть принятым в определенную группу. Нередко неудовлетворенность жизнью, желание «забыться» приводят подростка к наркомании. Предлагают попробовать токсическое вещество или наркотик обычно люди, принимающие это «зелье», они и обучают способу применения, поведению при приеме препаратов.

Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотики или токсические вещества, хотя перемены, прежде всего в его поведении, можно было увидеть довольно быстро. Ребенок становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону, старые друзья и занятия, включая школу, ему уже неинтересны. Его одежда неряшлива, среди вещей, в карманах можно обнаружить баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.

Долгое отсутствие ребенка дома должно насторожить родителей. Он может придти домой в необычном состоянии, ведь именно это состояние – наркотическое опьянение – цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствие родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема наркотиков. Родители могут заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние. Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, предоставленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть необычно благодушен, беспричинно весел. Вернувшись домой в таком состоянии, он с жадностью будет утолять голод или жажду. Присмотритесь, характерно ли это для вашего ребенка, всегда ли у него повышенный аппетит. Обратите внимание, как двигается подросток. Возможно, вы заметите грубые, порывистые, размашистые движения, неуверенность при ходьбе.

Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмотрите ему в глаза – нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими (вы можете сравнить их со зрачками другого человека, находящегося в этой же комнате при таком же освещении). Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или необычные ее покраснения. Иногда кожа приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего ребенка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.

Не трудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет.

Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытывать мышечную слабость.

Вот далеко не полный перечень тех признаков, по которым родители могут заподозрить, что ребенок начал употреблять опьяняющие вещества.

НАСТОРОЖИТЬ ВАС ДОЛЖНО ВСЕ НЕОБЫЧНОЕ, ЧТО ВЫ ЗАМЕТИТЕ В СВОЕМ РЕБЕНКЕ.

Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к систематической интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.

Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на подростка с упреками и принимать «жесткие» меры. Поговорите с ним доверительно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к специалисту-наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога – это не наказание, это реальный шанс ему помочь. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды на успех.

 

Инструкция, разработанная Областным центром

медицинской профилактики. Городской

детско-подростковый наркологический центр (г. Омск).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...