Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями (дети-сироты, дети-инвалиды)




Тема 16. Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями (дети-сироты, дети-инвалиды)

 

В последние годы, несмотря на социально-экономические трудности, в России развивается система социально-педагогической поддержки детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, инвалидов – детей и взрослых и др. Создаются службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения.

Социальный педагог призван решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствовуя их успешной социализации.

Социальному педагогу во взаимодействии с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями важно создать атмосферу психологической комфортности, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-психолого-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

___________

Задачи: ♦ изучить личностные особенности детей с ограниченными возможностями (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др. ); ♦ изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

План занятия

1. Характеристика детей с ограниченными возможностями.

2. Теоретико-технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

3. Реализация социально-психолого-педагогических программ социализации детей с ограниченными возможностями.

Практические задания

Задание первое

Изучите индивидуально-личностные особенности детей с ограниченными возможностями (особенности социально-эмоционального развития, межличностные отношения, нравственное развитие, проявление агрессивного, аддитивного поведения и др. ) (см. рекомендуемую литературу и материалы к теме).

Задание второе

1. Посетите социально-педагогические учреждения (детский дом, социальный приют и др. ) и изучите личные дела, медицинские карты, карты наблюдений за развитием ребенка и другие документы и материалы.

2. В беседе с социальным педагогом, психологом, воспитателями, самим ребенком выясните особенности его поведения, возможные причины нарушений в развитии (социально-эмоциональном, нравственном, интеллектуальном и др. ).

3. Спроектируйте программу взаимодействия с ребенком субъектов социального воспитания. Составьте примерные рекомендации по оказанию помощи ребенку в его успешной самореализации в процессе социализации.

Задание третье

Изучите и проанализируйте программу «Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы» (см. материалы к теме). Сделайте сообщение по микрогруппам о различных моделях системы сопровождения детей-сирот.

Задание четвертое

Предложите и организуйте акции помощи детям: «Вторая жизнь книге», «Подари игрушку ребенку», «ЗД – Декада Добрых Дел», «Улыбка ребенка», другие акции милосердия, например «Тепло нашего дома» (в выходные дни желательно практиковать выходы детей детских домов в гости в семьи).

Для проведения акций привлеките коммерческие структуры, общественные организации, отряды волонтеров.

Задание пятое

Предложите собственный проект «Социальной гостиницы», «Коррекционного детского дома», «Детского дома», «Социального приюта».

Задание шестое

Разработайте памятку «Если ребенок попал в беду».

Задание седьмое

1. Выявите «проблемное поле» социализации детей-инвалидов, а также «проблемное поле» их родителей.

2. Изучите и проанализируйте деятельность социального педагога с детьми-инвалидами и их родителями. Проанализируйте особенности и эффективность используемых методов, форм и приемов. Предложите собственную программу работы.

3. Обоснуйте актуальность социальной защиты детей-инвалидов. Назовите ее различные направления. Например: адаптация их к жизни в обществе, семье, к обучению, труду; формирование коммуникативных умений; психотерапия; диспансерное наблюдение; лекарственное обеспечение и др.

4. Организуйте индивидуальную работу с детьми-инвалидами, а также межличностное общение их со сверстниками, используя социально-психологические тренинги, игры, другие формы взаимодействия.

 

Материалы к теме

Характеристика детей с ограниченными возможностями

 

Существует довольно много классификаций по различным основаниям для людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах, - «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков – физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток – подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos – малый и phren – ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой – дебильности до глубокой – идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. aytos – сам) -состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид – попытки к самоубийству.

 

По кн.: Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М., 2000. - С. 88-89.

Причины школьной дезадаптации

 

Проблема школьной дезадаптации (ШД) детей-сирот является весьма актуальной, поскольку трудности в обучении и поведении детей и подростков ставят серьезные задачи перед обществом.

С одной стороны, социально-эмоциональные нарушения, являющиеся зачастую непосредственной причиной ШД, обусловливаются воздействием факторов самой различной природы: биологических, онтогенетических, психологических, педагогических, социальных и др. С другой стороны, социально-эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.

Среди детей-дезадаптантов в интернатных учреждениях преобладают учащиеся с отклонениями в поведении, трудностями в обучении, общении. Чаще всего ШД возникает вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него внутреннюю напряженность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития (ЗПР) и интеллектуальную недостаточность, что усугубляет проблему ШД и выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.

Среди причин школьной дезадаптации можно выделить проблемы социального, медицинского, психологического и педагогического характера.

Проблемы социального характера проистекают из социального статуса ребенка-сироты в детском доме или школе-интернате, он «ничей» ребенок. Социальную поддержку и защиту детей-сирот в массовых образовательных учреждениях обеспечивают педагоги, воспитатели, администрация. Проблемы могут возникать из-за неприязненного отношения к ним детей из семей и родителей этих детей. При интегрированном обучении детей-сирот в массовых учреждениях с вероятными проблемами социального характера необходимо особенно считаться и своевременно способствовать их решению.

Проблемы медицинского характера обусловлены патологическими отклонениями в состоянии здоровья детей-сирот. Наиболее частой причиной патологии является поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, перенесенных родовых травм, нейроинфекций раннего детского возраста и других факторов. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, а у части – выраженного невроза, обусловленного психическим травмами, связанными с неблагополучием в бывшей семье и утратой родителей.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома.

У части воспитанников имеются психологические проблемы противоположного плана – когда после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без попечения родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом, с девиантным поведением до поступления в детский дом и в первые месяцы после поступления, оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс.

Таким образом, нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется низкой социализацией воспитанников детских домов, неприспособленностью к жизни, школьной дезадаптацией, а зачастую девиантным поведением.

Неотъемлемой частью социальной адаптации и оказания комплексной помощи детям-сиротам с проблемами в развитии является система их изучения, направленная не на постановку диагноза как такового и навешивания ярлыков, а на подбор соответствующих психоразвивающих, коррекционных и реабилитационных программ, условий их обучения, общения и подготовки к будущей жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, а также в среду нормально развивающихся детей.

Сопровождение и поддержка развития детей

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. ) При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора рождают множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Следовательно сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций:

– диагностики существа возникшей проблемы;

– информации о путях возможного решения проблемы;

– консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;

– первичной помощи при реализации плана решения.

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

В теории сопровождения развития ребенка важным положением выступает утверждение о том, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее дружеское окружение.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

рекомендательный характер советов сопровождающего;

приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка»;

непрерывность сопровождения;

мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

стремление к автономизации.

Анализируя сущность понятия сопровождения, необходимо остановиться на близких понятиях, таких как «обеспечение», «помощь», «поддержка». Использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако лексически – это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечивающего»; тоже самое можно сказать и о термине «помощь».

По мнению О. С. Газмана, дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки (помощи в саморазвитии). Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевое слово теории педагогической поддержки – проблема ребенка.

Обеспечению педагогической поддержки могут служить следующие основные принципы (Т. В. Анохина):

согласие ребенка на помощь;

опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;

вера в эти возможности;

ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;

совместность, сотрудничество, содействие;

конфиденциальность (анонимность);

доброжелательность и безоценочность;

безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

реализация принципа «Не навреди»;

рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

 

Схема 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...