Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогическая поддержка




(О. С. Газман)

 

 

Важной составляющей общей теории сопровождения выступает и концепция социальной незащищенности. Именно эта концепция может помочь объяснить поведение детей в сфере решения социально-эмоциональных проблем. В качестве такого объяснения может выступать утверждение, что большинство поведенческих проблем вызваны неспособностью детей и подростков выработать связи с образовательным учреждением (детским домом, интернатом, школой или училищем) и обществом.

В теории принято следующее определение социальной незащищенности.

Группы населения или людей называются незащищенными, если они серьезно и периодически оказываются под влиянием негативных эффектов от контактов с социальными учреждениями (включая школу, рабочий рынок, юридические органы) и получают небольшую или вовсе не получают пользы от них.

В условиях образовательного учреждения это означает, что социально незащищенный ребенок будет в основном выступать объектом воздействия, слышать негативные замечания, часто подвергаться наказаниям и не будет в полной мере получать выгоду от всего того позитивного, что предлагает ему окружающее образовательное пространство (например, не сможет овладеть необходимыми знаниями и умениями).

Социальная незащищенность – интерактивная концепция: кто-то всегда является незащищенным перед чем-либо, например ученик перед школой. Это означает, что оба полюса взаимодействия (школа и учащийся или детский дом и воспитанник) должны быть вовлечены в поиск решения проблемы.

Состояние социальной незащищенности является кумулятивным. Если учащемуся трудно в одном учреждении, то эти сложности могут быть перенесены и в условия другого учреждения.

Незащищенность более зависит от характеристик культуры, чем от структурных характеристик. Так, речевые затруднения ребенка, проблемные отношения с одноклассниками или воспитателем, ограничения в выборе образовательного маршрута, отсутствие интересов гораздо больше влияют на формирование чувства незащищенности, чем низкий доход родителей, непрестижная работа и т. д.

Позитивные связи являются решающими в процессе преодоления социальной незащищенности. Если ребенок часто думает, что учителя относятся к нему плохо; что штамп негативного восприятия поставлен ему навечно, то его связи с образованием в школе ослабевают, он начинает плохо учиться и начинает чувствовать себя некомпетентным учеником. Учащиеся с такого рода опытом имеют небольшое количество побудительных причин для того, чтобы твердо следовать декларируемой дисциплине, и часто подвергаются наказаниям. Они начинают искать поддержку в группах сверстников, разделяя с ними сходный негативный опыт.

Если учащиеся вырабатывают положительную связь с педагогом, психологом, социальным педагогом, то это отношение тормозит нарастание поведенческих проблем. С другой стороны, если они совершают асоциальные поступки, то могут потерять позитивную связь со взрослыми и лишиться положительного социального статуса в классе и школе. Отсутствие такой позитивной связи между учащимися и педагогами часто связано с неприятием культуры окружения учащихся со стороны учителя. Терпимое отношение или принятие заключает в себе знание культуры детей определенного окружения и возраста и исключает дискриминацию, основанную на признаках этой культуры.

Профилактика социальной незащищенности включает не только задачи предупреждения возникновения проблем, но также и желание усилить факторы, стимулирующие благоприятное развитие.

Определение общей профилактики в системе сопровождения может быть построено на основе следующего подхода.

Все инициативы (координация, консультация, стимуляция, информация или предупреждение) должны быть нацелены на устранение или нейтрализацию факторов, систематически мешающих позитивному развитию молодого поколения (или его части), или на усиление факторов, стимулирующих позитивное развитие молодых людей.

Социально-педагогическая служба сопровождения в детском доме

 

Социальные педагоги осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в детском доме. Изучают психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Выявляют интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении воспитанников и своевременно оказывают им социальную помощь и поддержку.

В документах социально-педагогической службы сосредоточены сведения о каждом ребенке с момента его поступления в детский дом. Социально-педагогическая служба может предоставить любые статистические и аналитические данные о воспитанниках детского дома. Постоянная работа ведется с личными делами находящихся в детском доме детей: это личные дела выпускников, опекаемых, усыновленных детей, с которыми и после выхода из детского дома не теряется связь.

Одним из аспектов работы социально-педагогической службы является контроль за выплатой алиментов родителями, розыск родителей, родственников, братьев, сестер воспитанников.

Работа с будущими выпускниками – один из наиболее значимых участков работы социально-педагогической службы. Проблема определения будущего статуса волнует всех выпускников детского дома. Основная задача – помочь выпускникам в преодолении трудностей социализации, в выборе будущей специальности.

Проблемы в преодолении трудностей социализации возникают у воспитанников детского дома в раннем возрасте. Они выражаются в трудностях в овладении культурными, санитарно-гигиеническими навыками, в неумении общаться со сверстниками и взрослыми; неумении, незнании, а также нежелании овладеть элементарными навыками самообслуживания.

Еще больше проблем возникает у выпускников детских домов, когда они выходят из стен учреждения, где они находились на полном государственном обеспечении. Остаются трудности, которые сопровождали воспитанников на протяжении всего периода проживания в детском доме, и прибавляются проблемы, которые возникают при вступлении воспитанника в самостоятельную жизнь. Совместно с Центром ППМС сопровождения исследуются интересы и склонности детей с целью наиболее полно в дальнейшем реализовать их в конкретных учебных заведениях.

Выпускникам детского дома тяжело дается не столько процесс обучения, сколько процесс становления личности. Они практически бескомпромиссны, поэтому возникают сложности в общении с сокурсниками, преподавателями, органами милиции, другими городскими инфраструктурами. Поэтому социальные педагоги проводят цикл бесед по охране прав воспитанников детского дома, которые включают ознакомление с основными положениями «Конвенции о правах ребенка», с отдельными статьями Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, Кодекса о браке и семье; устраивают встречи с людьми разных профессий; организуют посещение Дней открытых дверей; подбирают пакет документов для поступающих в учебные заведения. В сотрудничестве с психологами Центра занятости населения района проводятся тестирование будущих выпускников, анализ результатов тестирования. Медицинская служба готовит беседы о проблемах курения, алкоголизма, наркомании, о соблюдении правил личной гигиены, санитарно-гигиенических норм.

Важнейшей работой социальной службы является устройство детей в семью. Наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство) как наиболее гуманный и демократичный способ помещения ребенка в семью, сохранения его родственных связей.

Вместе с другими службами проводится психологическая подготовка к встречам с будущими родителями, опекунами (попечителями), оказывается помощь, даются рекомендации по общению и воспитанию ребенка. Медицинская служба заранее знакомит потенциальных родителей с медицинскими диагнозами детей, предоставляет сведения о том, какое лечение ребенок получает в детском доме, какое должен будет получать в дальнейшем, дает советы и рекомендации по лечению и сохранению его здоровья.

Представленная модель является функциональной и может корректироваться в зависимости от конкретных условий создания аналогичных центров. Принципиальные звенья этой модели проверены на практике и рекомендуются к внедрению.

Социальная гостиница

 

В качестве одного из возможных вариантов социализации выпускников детского дома может быть предложена модель социальной гостиницы как подразделения детского дома для временного проживания выпускников-сирот, не обеспеченных жильем на момент выпуска их из учреждения и имеющих социально-эмоциональные нарушения.

Основными задачами социальной гостиницы являются:

предоставление временного жилья для выпускников детского дома, не имеющих постоянного места жительства; профилактика правонарушений среди выпускников детского дома;

оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников детского дома;

социальная защита прав выпускников детского дома;

решение личных и социальных проблем проживающих в социальной гостинице;

проведение работы по трудоустройству и решению жилищных проблем проживающих;

проведение экспериментальной работы по социальной адаптации и реабилитации выпускников интернатных учреждений;

организация на базе социальной гостиницы научно-методической и практической работы по оптимизации социальной интеграции выпускников детского дома.

Социальная гостиница предназначена для проживания выпускников детского дома в возрасте до 21 года.

Показаниями для направления в социальную гостиницу являются: отсутствие жилой площади на момент выпуска из интернатного учреждения; нарушение различных форм средовой адаптации, рекомендации администрации и заключение ППМС службы сопровождения. Подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами, направляются в социальную гостиницу после обследования и необходимого лечения в стационаре.

Образовательные программы принимаются и реализуются в учреждении самостоятельно с учетом психосоциологических особенностей воспитанников, рекомендаций служб сопровождения и в соответствии с принципами индивидуального и дифференцированного подхода.

Выбор специальностей, которым обучаются проживающие в социальной гостинице, осуществляется с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Выпускникам детского дома, проживающим в социальной гостинице, предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью наиболее успешной подготовки к условиям самостоятельной трудовой деятельности.

 

По кн.: Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. – СПб., 2000. - С. 11-13; 42-47; 83-85.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...