Итоговое занятие. Совершенствование профессионализма социального педагога
Итоговое занятие. Совершенствование профессионализма социального педагога Задачи: ♦ актуализировать знания по теме «Педагогическое мастерство»; ♦ определить уровень готовности к социально-педагогической деятельности; ♦ выявить собственные потенциальные возможности для совершенствования профессионального мастерства как социального педагога; ♦ спроектировать программу личностного и профессионального саморазвития. План занятия 1. Самодиагностика деятельности социального педагога. 2. Проектирование программы личностного и профессионального развития. Практические задания Задание первое 1. По итогам изучения курса «Методика и технология работы социального педагога» определите уровень готовности (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый) к профессиональной деятельности в качестве социального педагога, используя методику аттестации на основе МПЦУ (см. материалы к теме). 2. Сравните полученные качественно-количественные показатели с показателями, полученными ранее при проведении вами данной методики в начале изучения курса. Определите степень приращения знаний и умений. Задание второе Проведите самодиагностику по следующим показателям: уровень мотивационной готовности; направленность личности; наличие и уровень коммуникативных умений; особенности эмоционально-волевой сферы; уровень конфликтности; оценку самоконтроля в общении; уровень самооценки; ведущий тип темперамента, особенности характера, уровень притязаний и др. Задание третье 1. Определите индивидуально-личностные особенности, которые помогут вам в профессиональной деятельности в качестве социального педагога.
2. Определите свое «проблемное поле». Какие особенности вашей личности могуг вызвать осложнения в вашей профессиональной деятельности? 3. Учитывая ваши достоинства, «проблемное поле», поставленные цели, спроектируйте программу саморазвития «Деревце достижений», используя методику «Деревце моей жизни» или карту личностного роста. Задание четвертое Выполните творческую работу «Социально-педагогическая платформа моей будущей деятельности». Задание пятое Подготовьте по микрогруппам творческий конкурс профессиональной готовности, например: «Зонтик добра и милосердия». Каждая микрогруппа представляет проекты развития системы социального воспитания (например, «Социальное воспитание в XXI в. ») и готовит конкурсы, выявляющие специфику деятельности социальных педагогов, их профессиональные умения, творческие возможности и способности. Конкурс может быть проведен в форме праздника «Ярмарка идей и талантов» с приглашением в состав экспертной группы практических работников – социальных педагогов, работников социально-педагогических учреждений.
Материалы к теме Профессионально-личностное развитие социального педагога Личностный рост – понятие широкое, охватывает все многообразие жизни человека на протяжении всех отпущенных ему лет, начиная от рождения и кончая смертью. Остановимся на некоторых подходах в рассмотрении проблемы. Представители когнитивно-феноменологической ориентации предлагают рассматривать личность, ее изменения с позиций собственного внутреннего мира, «внутренней реальности». Исходят из положения о том, что человек на протяжении всей жизни строит, перестраивает и достраивает глубоколичностную теорию мира, включая и его самоконцепцию. Весь опыт жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в мини-теориях в виде систем значений и значимостей, убеждений и ценностей – они-то и регулируют восприятие и представление человека, определяют интерпретацию окружающего мира и действий в нем субъекта. Свою теорию индивид стремится сделать упорядоченной, взаимосогласованной – теорией предсказуемого и понятного мира. Личностной концепции благополучного мира соответствует и концепция себя как удачливого и неуязвимого. И лишь сам субъект в силах изменить свою индивидуальную теорию, сделать ее более реалистичной, переосмыслить выпавшие на его долю трудности как часть жизни, а изменившись, научиться их решать.
Представители всевозрастного подхода в возрастной психологии, исследуя изменяющиеся и неизменные компоненты поведения на протяжении всей человеческой жизни, также обращаются к проблеме личностного роста. Процессы, меняющие человеческое поведение и подпадающие под общее понятие «развитие», могут происходить на любом отрезке жизненного пути от рождения до смерти. Понятие всевозрастного развития имеет два аспекта. Во-первых, оно включает идею о том, что развитие присуще всей человеческой жизни. Во-вторых, такое развитие может включать в себя процессы, берущие начало не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни. Взятое в целом, всевозрастное развитие есть система разнообразных вариантов изменений, отличающихся по временным показателям (возникновение, продолжительность, окончание), направленности и последовательности. Понятие задач развития включает группы проблем, требований и жизненных ситуаций, порождаемых биологическим развитием, социальными ожиданиями и собственными действиями человека. Эти проблемы меняются в ходе жизни и придают направление, силу и наполнение развитию. Третье положение связано с представлениями о том, что любое развитие включает процессы роста (приобретений) и упадка (потерь). Выдвинуто это положение недавно, и его теоретическое основание еще не до конца проработано и проверено. Оно возникло по двум причинам. Первая связана с задачей выделения процесса старения внутри процесса развития. Вторая – с явлением многонаправленности, развития и использования представлений об одновременных многонаправленных изменениях для характеристики развития.
В понятие развития включается не только рост (приобретение), но и другие виды изменений. Развитие было определено как любые изменения адаптивных возможностей организма – позитивные и негативные. Проблемы личностного роста имеют для нас значение с практической точки зрения. Поэтому наиболее приемлемым будет рассмотрение роста личности через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе. Выделяют отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия: удовлетворяет свои нужды без ущерба для других людей; достигает значительного успеха в деятельности, так как она служит для них объектом самовыражения; демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни; открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту. Саморазвитие – это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования. Мы исходим из того, что имеем дело уже с взрослым человеком, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведение, имеет сложившиеся или складывающиеся отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом. Это обусловливает ценностный подход к формированию личности. Рассмотрим механизмы и психологические структуры личностного роста. Деятельностно-личностный подход предполагает выделение следующих элементов, которые соответствуют основным структурным компонентам личности: самопознание; самопобуждение; программирование профессионального и личностного роста; самореализация. 1. Самопознание. Для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои сильные и слабые стороны, т. е. необходимо самопознание, которое включает в себя следующие основные приемы: самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку. Самосознание проявляется в непрерывном движении от менее полного знания о себе к более полному знанию, через его уточнения, углубления и т. д.
Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, являются динамизм самой реальной действительности и взаимодействие с другими людьми. В связи с острой необходимостью адекватной адаптации в окружающих социальных и производственных условиях человек должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего с целью более дифференцированного регулирования поведения. Познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации самоотношения в самосознание. Самоотношение – это «Я-концепция». Из многочисленных исследований «Я-концепции» известно, что поступки человека детерминируются не только ситуативными факторами. На формирование поведения субъекта влияет его самооценка – сплав когнитивных представлений о свойствах своей личности, их критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним. Самооценка, являясь продуктом самосознания, одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития. Решая различные познавательные и коммуникативные задачи, мы всегда оцениваем свои возможности, соотносим их с конкретными обстоятельствами, после чего принимаем решение о действиях. В свою очередь действия, поступки детерминируют развитие сознания и личности. Так, неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия информации, когда отбрасывается информация, которая могла бы снизить оценку его деятельности в его собственных глазах. Завышенная самооценка, неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности и профессионализма приводят к тому, что сотрудник попадает в стрессовые ситуации, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность. Разрешить эту проблему можно с помощью ряда методик, которые помогут: сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспитания; выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе;
сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения; увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их. 2. Самопобуждение предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию – профессиональному и личностному. Можно выделить основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение). Самопобуждение зависит от уровня развития личности. Значимым и эффективным приемом самопобуждения для сотрудников являются самокритика и использование волевых приемов. 3. Программирование профессионального и личностного роста. Ранее мы определились, что эти два понятия тесно смыкаются в наших условиях. Переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Это может осуществляться в самых разных формах, и выбор формы зависит от уровня зрелости личности. Это могут быть индивидуальная программа профессионального развития, коррекция личностных качеств, развитие новых умений и навыков. Здесь могут возникнуть трудности, и при разработке программы крайне необходима помощь практического психолога. Разработкой программ заканчивается подготовительный этап организации саморазвития, и следующий механизм позволит реализовать намеченное. 4. Самореализация. Существуют три основных элемента техники самореализации: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй направлен на интеллектуальное развитие, третий – на саморегуляцию психических состояний. При реализации программы в повседневной жизни на практике возникают трудности. Некоторые и ставят какие-то цели, но реально осуществить их удается редко. Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций, поэтому важнейшим средством является самоупражнение. Нужно контролировать и отслеживать деятельность по саморазвитию, что позволит заметить отклонение. В основе интеллектуального развития лежат приемы по управлению своим вниманием, памятью, мышлением. Важна и саморегуляция психических состояний. Чем более зрел в социальном отношении человек, тем он более способен к саморазвитию. А жизнь и возрастание профессиональных обязанностей и требований, предъявляемых к нему, настоятельно диктуют необходимость самосовершенствования. Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие – скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь.
По кн.: Битянова Н. Р. Психология личностного роста: Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М., 1995. - С. 6-10. Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Готовность студентов-выпускников к социально-педагогической деятельности может рассматриваться в трех уровнях (В. А. Сластенин): личностная (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная), которые предлагается измерить по 10-балльной шкале. Измеряемые параметры готовности составлены (на основе методики МПЦУ И. К. Шалаева) в соответствии с квалификационной характеристикой социального педагога (В. А. Сластенин, М. А. Галагузова, М. Н. Костикова, В. Г. Бочарова), а также с учетом требований, предъявляемых к осуществлению воспитывающей деятельности классным руководителем, педагогом-воспитателем (О. С. Газман, Н. Е. Щуркова и др. ). При этом необходимо учитывать текущую успеваемость студента, результаты экзаменов, результаты прохождения социально-педагогической практики. I. Параметр «Личностная готовность» – Л («хочу» и «имею для этого способности»): Л1. Гуманистическая направленность; Л2. Уровень общей культуры, эрудиция; Л3. Потребность работать с детьми, позитивная мотивация к профессии; Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность; Л5. Креативность; Л6. Коммуникативные способности и качества; Л7. Перцептивные способности; Л8. Рефлексивно-аналитические качества; Л9. Организаторские способности и качества; Л10. Состояние психического и физического здоровья; Л11. Эстетический вкус. Следует оценить в количественных показателях проявления личностных качеств в профессиональной деятельности: 9–10 б. (оптимальный уровень) – обладает данными качествами в большой степени; 6–8 б. (допустимый уровень) – обладает необходимыми качествами, но не в достаточной степени; 4–5 б. (критический уровень) – качества проявляются слабо, их недостаточность может создавать проблемы; 0–3 б. (недопустимый уровень) – большинством указанных качеств не обладает, не считает необходимым их развивать. По каждому из 11 показателей личностной готовности определяется средний показатель:
II. Параметр «Теоретическая готовность» – Т («знаю»): Т1. Знание основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологии исследования; Т2. Владение системой знаний о человеке как совокупности биологического, социального, духовно-нравственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека; Т3. Знание общей теории воспитания, современных концепций воспитания; Т4. Знание основ социальной педагогики, концепции социального воспитания; Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности; Т6. Знание педагогической и социальной психологии; Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного программно-целевого управления); Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических технологий; Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними; Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением; Т11. Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов; Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов. Следует оценить уровень владения теоретическими профессиональными знаниями в количественном измерении по каждому из 12 показателей: 9–10 б. (оптимальный уровень) – имеет глубокие знания, которые готов реализовать в профессиональной деятельности; 6–8 б. (допустимый уровень) – в основном владеет знаниями, которые готов реализовать в профессиональной деятельности; 4 -5 б. (критический уровень) – владеет знаниями, но затрудняется воплотить их в деятельность; 0–3 б. (недопустимый уровень) – слабо владеет знаниями, в основном на «житейском уровне». Определяется среднее количественное значение:
III. Параметр «Операционно-деятелъностная (технологическая) готовность» – Д («умею»): Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции; Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции; Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции; Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции; Д5. Владение технологиями реализации коррекционной функции; Д6. Владение технологиями реализации охранно-защитной функции; Д7. Умение реализовать координационную функцию; Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции; Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию; Д10. Умение организовать взаимодействие с родителями школьников; Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия; Д12. Умение проводить исследовательскую работу; Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управляющей программам); Д14. Владение механизмами перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую; Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с целью формирования потребности в образе жизни, достойном Человека. Следует оценить в количественных показателях уровень операционно-деятельностной (технологической) готовности: 9–10 б. (оптимальный уровень) – владение технологиями на основе глубоких знаний, собственных исследований и выводов, готовность внедрять их в профессиональную деятельность; 6–8 б. (допустимый уровень) – владение социально-педагогическими технологиями на основе знания и в основном заимствованного опыта, готовность внедрять их в профессиональную деятельность; 4–5 б. (критический уровень) – владение социально-педагогическими технологиями, но в недостаточном объеме; 0–3 б. (недопустимый уровень) – слабо владеет новыми педагогическими технологиями. Определяется среднее количественное значение:
Уровень готовности выпускника вуза к осуществлению социально-педагогической деятельности вычисляется по формуле:
где Г – интегративный показатель готовности к социально-педагогической деятельности; Л – личностной готовности; Т – теоретической готовности; Д – операционно-деятельностной, технологической готовности. Для объективности показателя уровня готовности выпускника интегративный показатель вычисляется по указанному выше правилу отдельно по каждой группе экспертов: 1 эксперт от коллектива учреждения, где студент проходил социально-педагогическую практику (С); 1 эксперт из числа преподавателей, осуществлявших подготовку студентов к социально-педагогической деятельности (П); сам аттестуемый – самооценка (А). После этого определяется объективизированное значение (ОЗ) готовности по формуле:
Определение уровня готовности выпускника к социально-педагогической деятельности осуществляется по шкале:
Предложенную нами методику можно использовать при определении профессиональной готовности студентов-выпускников, а также практических работников – социальных педагогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|